dafna_mur (dafna_mur) wrote in architectstyle,
dafna_mur
dafna_mur
architectstyle

Categories:

Шехтель: в начале пути (ч.2)



   В биографии Шехтеля появляется человек, которому суждено было сыграть важную, если не решающую роль в его судьбе.Александр Степанович Каминский - крупный московский архитектор, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, был женат на сестре братьев Третьяковых. Вероятно, не без совета и содействия Третьяковых и Каминского юный саратовец поступает в училище на архитектурное отделение. Шехтель учился у Каминского не только в стенах училища. До официального поступления сюда Шехтель начинает работать в мастерской Каминского. Свидетельство тому - проект Исторического музея, созданный Каминским и помещенный Федором Осиповичем в свой альбом, хранившийся в архитектурном кабинете Московского Дома архитектора. Известно, что конкурс на составление проекта Исторического музея, объявленный в декабре 1874 года, закончился в мае 1875-го. Первую премию присудили проекту В.О.Шервуда и А.А.Семенова, но лишь 8 августа он официально был утвержден строительству. Поэтому работа Каминского над своим проектом могла продолжаться и после официального окончания срока конкурса. Самый факт включения Шехтелем проекта фасада Исторического музея в альбом своих работ да ещё на первой странице свидетельствует о том, что он участвовал в разработке этого проекта и что для молодого зодчего проект музея был символом вступления в архитектуру. Вряд ли доля участия Шехтеля в создании проекта могла быть значительной. Но даже простая причастность к нему принципиально важна для установления даты начала занятий Шехтеля архитектурой.
   Не менее важен и такой факт: в мае 1878 года Шехтель принимает участие в проектировании особняка П.В.Щапова на Немецкой улице. Об этом удалось узнать из документов, поданных для представления зодчего к званию академика архитектур. В Московском историко-архитектурном архиве хранится дело, воссоздающее историю застройки владения Щапова. Оно содержит просьбу владельца о разрешении возвести двухэтажный жилой дом по проекту А.С.Каминского, доверяющего Шехтелю оформление бумаг в строительном отделе Московской городской управы. Очевидно, доля участия Шехтеля в создании проекта на этот раз была значительной, если не решающей, раз он счел возможным включить дом Щапова в список первых своих работ. Косвенным доказательством авторства Шехтеля служит не традиционность композиции, столь непохожая на особняки Шехтеля начала 1880-х годов (облик здания и характер его размещения на улице сродни сооружениям Каминского), а графика чертежа, робкая, совершенно непохожая на листы учителя, блестящего акварелиста.


                                                      Дом П.В.Щапова

   Работая у Каминского, который находился в расцвете творческих сил, - он, будучи архитектором Московского купеческого общества, во многом повлиял своими работами на застройку пореформенной Москвы - Шехтель проходил в его мастерской свой "архитектурный университет". Молодой зодчий многим обязан Каминскому - интересом к поискам новых средств архитектурной выразительности, техникой чертежа, любовью к древнерусской архитектуре, знанием её наследия и умением проникать в её закономерности. Каминскому Шехтель обязан и противоположными качествами - рационалистичностью подхода к практически полезной стороне архитектурно-строительной деятельности, интересом к новым материалам.
   Сохранились сведения об учебе Шехтеля ещё у двух крупных московских мастеров - Дмитрия Николаевича Чичагова, знатока и поклонника русского стиля, автора фасада Московской городской думы (позже музей В.И.Ленина) и Константина Викторовича Терского, авторов театров Парадиза (ныне им.В.Маяковского) и Солодовникова (ныне Театр Оперетты), заведующего городской чертежной. Возможно, пути Шехтеля и Терского переплелись благодаря совместной работе обоих с Каминским. Предположение возникает в связи с тем, что Каминский и Терский одновременно проектируют и ведут застройку одного и того же владения - Е.Ф.Шаховской-Глебовой-Стрешневой (Б.Никитская, 19). По проекту Терского на этом участке в 1885-1886 годах сооружается театр Парадиза (фасад его спроектирован Ф.О.Шехтелем, по проекту Каминского - корпус ресторана (Дом культуры медицинских работников)


                                                Театр Парадиза

   Хотя ранний период творчества Шехтеля таит в себе много неясного, уже сейчас очевидна его принципиальная значимость. Именно тогда определился круг заказчиков и художественных интересов Шехтеля, сформировались его взгляды на значение искусства вообще, и искусства архитектуры в частности. Судя по всему, поворотными в творческой биографии Шехтеля были 1882-1883 годы. С этого времени он начинает вести самостоятельную проектную практику, а главное - начинает проектировать иначе, чем его современники. Это было началом десятилетия, когда сформировались особенности творческого метода мастера, в частности новая пространственная структура и композиция особняков и новая система пространственно-планировочной организации усадебного и дачного комплекса.
   Основное место в архитектурной практике молодого Шехтеля принадлежит загородным домам и усадебным ансамблям, а также проектам отделки интерьеров в уже существующих особняках.
   Судя по письмам Шехтеля к А.П.Чехову, которые стали важным источником сведений о деятельности начинающего зодчего, его первые крупные самостоятельные работы связаны с выполнением заказов П.П. и С.П. Дервизов в 1883-1889 годах в Рязанской губернии, а также в самой Москве. Дервизы - известные в России промышленники, крупные коннозаводчики, меценаты. В Кирицах для С.П.Дервиза по проектам Шехтеля сооружаются загородный дом, церковь, конный двор, великолепный парк с мостами, гротами, беседками, системой прудов, романтической каменной оградой с живописными въездами-воротами. Столь же развитый ансамбль возводится в Сохе - усадебный дом, конный и скотный дворы, дом управляющего, кузница, ремесленная школа и винный завод, мосты, гроты, беседки. Федор Осипович принимал участие и в строительстве огромного усадебного ансамбля П.П.Дервиза в Старожилове.


                                                  Усадьба П.П.Дервиза в Старожилове


                                                                          Конный двор в Сохе



                                                            Усадьба С.П.Дервиза в Кирицах

     В Москве Шехтелю принадлежит проект отделки интерьеров дома С.П.Дервиза у Красных ворот - на Садовой-Черногрязской улице, а также проект пристройки нового корпуса к этому дому с полной внутренней отделкой (1886-1889)


                                                                          Дом С.П.Дервиза у Красных ворот

   В 1892 году для В.Е. Морозова, одного из московских текстильных королей, главы торгового дома "Викула Морозов и Сыновья" в Одинцове-Архангельском под Москвой Шехтелем сооружен один из лучших усадебных комплексов второй половины XIX века. в который входили главный дом, ферма, конный завод, электростанция, жилые дома управляющего и служащих, домик священника, парковые мостики и беседки.

                                                                            Усадьба Одинцово-Архангельское

   По проектам Шехтеля в 1880-х - начале 1890-х годов возводятся дом Л.С.Голицына, владельца знаменитых винных заводов ( в списке работ Шехтель датирует его 1883 г., называя местом строительства Судак; в альбоме Дома архитектора тот же проект значится построенным в 1892 г. в Новом Свете); дом А.А.Локалова в селе Великом Ярославской губернии, выполненный в русском стиле (1888-1890гг.), и дом-особняк П.Д.Иродова там же, дом А.А.Шилова в Прусах, дача С.Т.Морозова в Киржаче (1892).

                                                            Дача С.Т.Морозова в Киржаче


                                                                  Дом А.А.Локалова в селе Великом


                                            Загородный дом А.А.Шилова в Прусах

   В Москве в этот период Федор Осипович возводит собственный дом на Петербургском шоссе, здание не сохранилось. Тогда же он отделывает столовую и интерьеры дома П.И.Харитоненко на Софийской набережной.


                                                              Дом Шехтеля на Петербургском шоссе

   Второе по значению место в творчестве раннего Шехтеля занимает проектирование театров. В Москве это театр "Антей" 1700 мест в саду "Эрмитаж", располагавшемся тогда на Божедомке, а в Петербурге театр в саду "Ливадия" для известного антрепренера М.В.Лентовского. К перечисленным работам примыкают являющиеся чем-то средним между театральной декорацией и архитектурой убранство городских парков, арендуемых Лентовским, а также павильоны для благотворительных базаров в дворянском Благородном собрании.


                                                                              Театр "Антей"

   По протекции А.П.Чехова Шехтелю в 1887 году заказали проект часовни для Михайловской церкви в Таганроге. Происхождение необычного заказа объясняется просто: старостой церкви состоял дядя писателя Митрофан Егорович. В числе немногочисленных у Шехтеля церковных построек - часовня-памятник в византийском стиле, сооруженная на могиле Т.С.Морозова в Москве на Рогожском кладбище, мраморные иконостасы, живопись и церковная утварь в русском стиле в церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице.


                                                        Часовня на могиле Т.С.Морозова

   В 1890 году Шехтель работает над созданием первых в своей архитектурной практике торговых домов для С.В.Пенского и А.А. Левенсона на Петровке (№22 и 24, не сохранились). Они спроектированы в стилях, в которых тогда преимущественно и работает зодчий - в русском (дом Пенского) и ренессансно-готическом. В русском стиле при участии Шехтеля архитектором К.В.Терским был создан в 1887 году конкурсный проект фасада Московской городской думы, тот, о котором Шехтель неосторожно и самонадеянно писал А.П.Чехову: "Из московских новостей, конечно, самая главная та, что наш проект думы принят. Ура!!! Чичагов и Ко побиты". Однако затем решение было пересмотрено, и новый фасад здания думы сооружался именно по проекту Д.Н.Чичагова.
(продолжение следует)

_________________________

Е.И.Кириченко "В начале пути"
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, 8. Стиль МОДЕРН, Архитекторы
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments