Дворец Елизаветы Петровны в Покровском-Рубцове


Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца, Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца - патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

              Церковь Покрова в Рубцово                                                                                             .


    
           Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.










Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд, (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.



        В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины. Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.
  


   Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.
    
     Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.
        источник


           Однако в начале 1730 г. Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.



           Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.



       Взойдя на престол в 1741 г., после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.



При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.




           Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня. Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.





           В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»


      


  Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли. Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в.



           Зато большой интерес представлял сад в Покровском – один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.







           Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


                   Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.  Источник: Царские и императорские дворцы. Старая Москва. – Москва : Издательство объединения                «Мосгорархив», 1997. – 278 с. : ил.
                        источник


           Наступление екатерининской эпохи началось с того, что к коронации срочно приводили в порядок дворцовые здания. Каменные покои было велено «как можно к будущей весне поправить», а крышу над всем корпусом перекрыть заново. 25 ноября 1762 года вышел указ Екатерины II об устройстве Катальной горы. Царице показали план Покровского, чтобы она сама лично выбрала место «для устройства оной». Место было выбрано в саду, причем «при катальной горе за садом того дворца, для лишнего увеселения… сделать в пристойных местах разных манеров качели, карасели и прочие увеселительные  вещи, как в Царском Селе имеются; около той же горы место спланировать и учредить партеры, насадя разные плодоносные деревья.

В покоях Покровского дворца иметь белиард со всеми принадлежностями, карты, шахматы, кости, ломберные столики и другие увеселительные потребности, как в Царском Селе».

В отсутствие императрицы дозволялось кататься с горы «желающим и с платежа в казну, дворянству, купечеству и всякого чину людям, кроме подлых». Посетителей ждали также «трактир и в нем кушанье, чай, чекалад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды». Вот такой Парк культуры и отдыха получился в Покровском.
    
     Катание с ледяных гор. Неизвестный художник, 1850-е гг. Олеография ГМП.
           Источник: Живописное путешествие из Северной столицы в Первопрестольную. Санкт-Петербург — Москва [Альбом]. – Москва : Интербук-бизнес, 2003. -  238 с. : ил.
              источник


           Всю вторую половину столетия усадьба продолжала оставаться одним из любимых мест отдыха. В 1870 году местность эта вместе с дворцом отдана Покровской общине сестер милосердия. В 1872 г. она получила статус монастыря. Архитектор А. П. Попов переделал дворец в сестринский корпус, надстроив его вторым этажом и придав ему вид нарядной архитектурной декорации в псевдорусском стиле.







           В советский период монастырь был упразднен, его каменная ограда разрушена. На месте пруда выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, речку Рыбинку заключили в трубу, мимо дворца проходит линия Курской железной дороги.









Но бывший дворец Елизаветы Петровны до сих пор напоминает о той далекой эпохе, когда Россией правили женщины.



источник

Так я и не добрался до этого места, а ведь собирался, и не один раз ))
Спасибо, интересное исследование!
И немного покритикую, есть у Вас такая фраза в тексте - " В советский период монастырь был упразднен, его каменная ограда разрушена. На месте пруда выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, речку Рыбинку заключили в трубу, мимо дворца проходит линия Курской железной дороги".
- Во первых, никакого монастыря здесь нет и никогда не было, был Дворец и церковь.
- Во вторых присутствует некая фальшь: мол в Советское время засыпали бедную речку и проложили рядом с Дворцом линию железной дороги. Но все это было сделано задолго до Революции !!!!

Мне кажется, что используя источники (а в данном случае указан сайт библиотеки Некрасова) нужно подходить к таким примитивным "сведениям" с осторожностью. И не переписывать в наш Журнал чужие неграмотные и противоречащие истории фразы (((((((
Можно согласиться с тем, что не раскрыта тема "советского периода", что приводит к такой трактовке фразы. Спасибо за замечание.
Да здесь не только это.....
Неискушенный читатель может подумать, что вот именно так выглядел дворец во времена Елизаветы.
Но то, что мы видим - это полностью перестроенное здание. Эта ЭКЛЕКТИКА второй половины XIX века.
А вот об этом, то есть о самом ГЛАВНОМ - в статье нет ни слова, одни намеки ..... )

Во все этом сумбурном комплексе - только церковь Покрова в Рубцове действительно является настоящим Памятником архитектуры.
Еще раз Крупным Шрифтом - от бывшего Дворца Елизаветы остался только план, да и это еще нужно проверять.
А все ФАСАДЫ, весь ВИД здания = это ЭКЛЕКТИКА !!!!!!!!
Давайте еще раз пройдем по всем МЕТКАМ:

1.6 - Архитектура Московского царства - Церковь Покрова в Рубцове, памятник архитектуры 17 века, Дворец в царской усадьбе в Покровском-Рубцове 18 век - деревянный и затем каменный - НЕ сохранился.

3. Стиль БАРОККО - это выполненный в середине 18 века проект Растрелли - НЕ осуществлен,

7. ЭКЛЕКТИКА - вот этого здесь предостаточно ....... Перестройка 1872 года с надстройкой вторым и третьим этажами в духе "русской старины" - как это тогда понималось. Вот такова суровая правда.


Все разложили по полочкам! Еще раз спасибо за проделанную работу.
Большая просьба и к Вам, Владимир Алексеевич, и ко всем остальным нашим авторам.
Друзья мои - внимательно читайте "источники", которыми ВЫ собираетесь озвучивать Ваши фотографии.
НЕ нужно брать первый попавшиеся материал из интернета !!!! (((((((((((((((
Обязательно учту Ваше замечание, Григорий Васильевич! Перепроверять и перепроверять...