Шехтель: в начале пути (ч.3)



   1893 год является своеобразным рубежом для Шехтеля. В этом году он спроектировал здание, сделавшее бесспорным факт прихода в архитектуру большого мастера - дом З.Г.Морозовой на Спиридоновке.









   Это этапное для Шехтеля сооружение завершает ранний период творчества зодчего и одновременно начинает новый.
В постройках 1890-х годов налицо архитектурно художественные открытия, в разной мере присутствовавшие в более ранних проектах Шехтеля. Назовем основные: своеобразная центричность планировочно-пространственной структуры, вертикализм построения композиции интерьеров, выделение главного по идейно-художественной и композиционно-планировочной значимости помещения - парадной лестницы для холла, особенная, неизвестная второй половине столетия специальная, всепроникающая забота о красоте. Все эти особенности слились в сооружениях 1890-х годов в удивительно выразительном смысловом и художественном единстве. Новаторство Шехтеля было оценено современниками. Его "готические постройки" приобрели популярность. Приход в архитектуру нового таланта был отмечен не только в России, но и за рубежом.
   До этого сфера занятий Шехтеля поражающе многообразна. Наряду с архитектурным проектированием он столь же интенсивно работает как театральный художник. Обаяние человеческой личности раннего Шехтеля неотделимо от творческой манеры его театральных работ: был очень общителен, почти всегда весел, любил показывать родным и друзьям, даже слегка похвастываясь, свои проекты всяких фантастических декораций и костюмов, которые в 80-х годах с необычной быстротой набрасывал для феерических и опереточных постановок Лентовского. В 1880-е Шехтель сотрудничает как рисовальщик юмористических журналах "Сверчок", "Будильник" под псевдонимом Финь-Шампань.
    Шехтеля связывают с современниками, представителями разных искусств - актерами, писателями, живописцами, скульпторами не просто личные связи. Их связывают и общие творческие искания, общие интересы, общие заботы.
1893-1894 годы следует считать поворотными в судьбе Шехтеля и в том отношении, что отныне главным делом его жизни станет архитектура.

________________________
Е.Кириченко "В начале пути"
Спасибо, интереснейшие материалы. У Вас получается "роман с продолжением" и ..... этот очень хорошо :))
Читаю с удовольствием, так как биографию Шехтеля почти не знаю.
Вот только с определением стиля что-то не уверен, пока написал "эклектика" и "ложная готика".
Посмотрите, а что пишет об этом сама Евгения Ивановна?
"Готическая постройка"... Чёткого определения стиля нет.
Понятно..... Значит, надо мне будет еще раз все внимательно посмотреть )
Так Вы абсолютно точно определили стиль! Также к этому смешанному, новаторскому шехтелевскому направлению можно отнести проект
дома Кузнецова на Мещанской.