lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Деревянное Присвирье.Часть II. Д. Юксовичи, Подпорожский р-н Ленобласти,Георгиевская церковь, 1493 г

Подпорожское Серебряное кольцо – неофициальное название конгломерата деревень, расположенных в северо-восточной части Ленинградской области на обоих берегах реки Свирь, на территории которых сохранились старинные памятники народного зодчества: часовни и церкви, возраст самой старой из которых перевалил за пять веков – именно с этим патриархом деревянной архитектуры мы сегодня познакомимся. До XVI века земли эти относились к Обонежской пятине могущественного Великого Новгорода, что, по утверждению специалистов, не могло не отразиться на архитектурных особенностях немногочисленных сохранившихся построек.
DSCN3613-2.jpg
Деревня Юксовичи (современный топоним, указанный на картах – д. Родионово), в 50 км от райцентра Подпорожье, в 330 км от Питера – восточный берег живописнейшего Юксозера, сосны, березки, тишина, покой – и идеально вписанный в пейзаж изящный древний храм на лужайке, словно расправляющая крылья птица на взлете, готовясь взмыть над волнами, сквозь облака и время…
DSCN3625-2.jpg
Согласно утверждению Льва Владимировича Даля (он оказался первым исследователем, изучившим наш храм), опубликованному в 11 номере журнала “Зодчий” за 1877 год, церковь Великомученика Георгия Победоносца возведена в 1493 году: “это древнейшая деревянная церковь не только в этом крае, но и во всей России, судя по сохранившемуся в ней кресту освящена в 1493 году святым Александром Свирским при царе Василии Темном”.
   Правда, современные скептики-историки обнаружили еще один первоисточник, “Жалованную грамоту Новгородского Архиепископа Феодосия Георгиевской церкви в Юксовичах” от 24 января 1543 года, в которой говорится, что несколькими годами ранее (предположительно, в 1540-1542 годах) местные жители “поставили в своей Юксовской волостке церковь новую во имя Святого Христова Страстотерпца Георгия”. И единого мнения по поводу точной датировки церкви нет по сей день, хотя в большинстве историко-архитектурных исследований упоминается первая, более ранняя дата.

DSCN3620-2.jpg
Храм уникален. Вокруг него нужно ходить на цыпочках – он исключителен. На сегодняшний день это единственная уцелевшая деревянная постройка такого возраста, стоящая на своём исконном, родном месте. И третий по возрасту из древнейших, сохранившихся в стране, деревянных храмов. Тройка лидеров-старожилов выглядит следующим образом:
1. Перевезенная в 1959 году для сохранности в Кижский Музей-заповедник церковь Лазаря из Муромского монастыря, предположительный год постройки - 1391.
2. Перевезенная с той же благой целью в 1958 году в Кирилло-Белозерский монастырь (сейчас стоит там под стеклянным футляром) церковь Ризоположения из попавшего в зону затопления при строительстве Волго-Балтийской водной системы села Бородавы, построенная в 1485 году (стояла на берегу реки Бородавы, берущей своё начало в Бородавском озере, в водах которого отражаются стены и храмы знаменитого Ферапонтова монастыря, всё удивительно взаимосвязано в этом мире).
3. Наша Георгиевская церковь в Юксовичах – где срублена древним зодчим в 1493 году, там и стоит по сей день. И дай Бог, простоит еще столько же – по крайней мере, о транспортировке бесценного здания в какой-либо из архитектурно-этнографических музеев-заповедников речи сейчас не идет.
    К слову, один из таких оазисов народного зодчества в 2005 году открылся в “Невском лесопарке” под Санкт-Петербургом, в усадьбе Богословка – до роскошных “Витославлиц” ему еще далеко, но зато (привет Кижам!) на его территории по обмерам А.В. Ополовникова возобновлена дивная 25-главая Покровская церковь из деревни Анхимово Вытегорского погоста (оригинал сгорел в 1963 году, это тема для будущей статьи журнала). Но вернемся на берег Юксозера, к нашей Георгиевской церкви.

DSCN3645-2.jpg
Разумеется, деревянные конструкции здания неоднократно обновлены – в прошлом веке церковь подверглась двум реставрациям, в 1971-72 и в 1993 годах. После последней реставрации храм передан Русской Православной Церкви, что, возможно, убережет памятник архитектуры от потенциальной смены места расположения. Территория, на которой стоит храм, принадлежит Георгиевскому скиту Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря (знакомые места, село Старая Слобода, в 120 км от Юксовичей), то есть вполне обитаема, да и сама деревня – живая, народ там не переводится в любой сезон, так что не останется покинутым памятник древнего зодчества.
DSCN3632-2.jpg
Георгиевская церковь относится к типу клетских церквей – основной объем представляет собой высокий четверик-клеть, дополненный с востока и запада пониженными прямоугольными прирубами. Приземистая пристройка, ныне опоясывающая здание с трех сторон, появилась в 1642 году, когда в ходе масштабных работ небольшой и по первому проекту тесноватый (около 20 кв м) храм подвергся кардинальной перестройке, в результате которой его полезная площадь, а, соответственно, и вместимость, почти четырехкратно увеличилась.
DSCN3643-2.jpg
Перед артелью плотников, осуществлявших перестройку 1642 года, стояла непростая задача – по возможности, не искажая архитектуру (и сохранив дивный силуэт каскадного покрытия) древнего храма, увеличить размеры его нижней части, в которой непосредственно проходили богослужения. Алтарный прируб остался нетронутым – а венцы нижней половины остальной части древнего здания были разобраны – часть из них с той поры повисла в прямом смысле в воздухе, опираясь лишь на специально подведенные деревянные опоры-столбы, на которые пришлись места стыков центрального и западного срубов. Опорой для западной стены древнего притвора послужила построенная прямо под нею новая стена, в три раза длиннее прежней, размер которой и определил габариты обновленного помещения церкви. Пятисотлетние мощные бревна, из которых сложен храм, во внутреннем пространстве не окружают молящихся, а “парят” над их головами, производя неизгладимое впечатление своей нависшей тяжестью.
Изначально центральный сруб и притвор окружала скромных размеров галерея, разобранная в ходе всё той же реконструкции, сейчас о ней напоминают следы на стенах от врубок стропил покрытия. Маленькие косящатые окошки четверика, сохранившиеся со времён постройки основного здания, позволяют представить уровень кровли той прежней, древней галереи, расположенной ниже окон.
DSCN3633-2.jpg
Покрытие прируба 1642 года сейчас частично закрывает собою древние окна.  Любопытный факт – в 1642 году церковь была не только перестроена, но и получила первую свою тесовую обшивку, что в те годы было совершенно нехарактерно для деревянного зодчества (повсеместные дощатые футляры на рубленых культовых зданиях начали появляться с 1830-х годов). Таки разумеется, что в 1877 году, поверх древней, коей уже исполнилось двести тридцать с лишком лет, была положена вторым слоем свежая обшивка.
   При последних реставрациях церкви, после удаления старой тесовой обшивки и проведенных ремонтных работ, стены были вновь укрыты тесом – вероятно, для пущей сохранности венцов сруба драгоценного здания, поэтому увидеть снаружи прекрасную геометрию деревянных рубленых конструкций, увы, не представляется возможным. Но зато, благодаря присутствию на стенах двойного слоя защитного покрытия, до 1971 года храм простоял без реставраций.

Облик здания неповторим. Несмотря на общую незамысловатость и отсутствие броских декоративных элементов, архитектура церкви вот уже который век подряд покоряет даже самого взыскательного зрителя.
DSCN3648-2.jpg
Композиция здания абсолютно симметрична относительно оси “восток-запад” – и повернувшись лицом к западному фасаду, можно до бесконечности поочередно разглядывать распластавшиеся одна над другой низкие кровли крыльца и трапезной, над которыми поднимаются к небу, опираясь на повалы срубов, каскадные дивные кровли.
DSCN3619-2.jpg
Покрытие центрального объема состоит из трех скатов, восточного и западного - из двух. Созерцать эту картину можно вечно. А для пущего комфорта каким-то добрым человеком здесь заботливо установлена скромная скамеечка – любуйся, думай, впитывай, запоминай.
DSCN3654-2.jpg
Фотографируй, дыши дивным сосновым воздухом, мечтай, приводи растрепанные мысли и эмоции в порядок, раскладывай впечатления по полочкам…Исполинские сосны здесь повсюду – кивают в такт твоим мыслям, стараются дотянуться ветвями до низких туч, перешептываются с волнами Юксозера, шуршит ветер в их отяжелевшей от дождя хвое (приехала сюда в непогоду). Здесь лирично и изумительно. И никого – в дождь. Красота) Увы, добраться весьма непросто. Приезжайте. В навигатор - Подпорожский район Ленобласти, деревня Родионово, восточный берег Юксозера.
DSCN3612-2.jpg
Хрестоматийно-классический северный русский пейзаж. Под неуютным небом - четкий силуэт пятисотлетнего храма под вековыми соснами и прозрачными березками, на берегу затерянного в лесах озера. Живая иллюстрация к "Истории русского искусства" И. Э. Грабаря, том первый, "Допетровская эпоха".
DSCN3622-2.jpg
Образ Георгиевской церкви в Юксовичах, вот прямо вместе с волшебными соснами, мог бы стать идеальным логотипом символом Подпорожского Серебряного кольца. Устремленность ввысь силуэта церкви подчеркивают уступы её круто уходящего вверх остроугольного клинчатого покрытия – весьма редкий тип кровли, придающий особый шарм облику здания. Каскадные кровли, по мнению некоторых исследователей, являются характерной особенностью деревянного зодчества новгородских земель, к коим до XVI века относился и Юксовский погост. В качестве еще одного примера, сходного по типу кровель храма, можно привести церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Новгородской области, в 1966 году перевезенной в архитектурный заповедник ”Витославлицы” под Великим Новгородом (на след. фото).
P1120108.JPG
При хорошем воображении, можно мысленно ”наложить” живописную фактуру бревенчатых стен на гладкие стены нашего Георгиевского храма, оживив, таким необычным образом, хотя бы в фантазии, его исконный древний облик. С практической точки зрения, нижние выступы скатов служили своего рода водоотводами, благодаря которым дождевая и талая вода не попадала напрямую на стены сруба и не размывала грунт непосредственно под нижними венцами. (Ту же функцию выполняли полицы.)
DSCN3639-2.jpg
Крыльцо с живописными резными столбами воссоздано в 1971 году (стопроцентно современная конструкция) – по подобию крыльца 1642 года, от которого к началу XX века уже не осталось и следа, что видно как на фотографиях 1916 года, так и на фото, сделанных в 1942 году, в период оккупации территории Присвирья армией Финляндии (оккупация эта сыграла трагическую роль в страшной Ленинградской блокаде – но это уже совсем другая история). Архитектурный памятник в Великую Отечественную войну не пострадал (напрашивается сравнение с немецкой оккупацией Новгородских земель, разрушительные последствия которой реставраторы ликвидируют до сих пор, вспомним Волотово) – лишившись лишь древних икон, увезенных финскими вояками при отступлении. Известно, что в годы войны множество деревянных церквей в этих краях сгорело и было разрушено при артобстрелах. Георгиевской церкви повезло – не иначе как небесный покровитель, победоносный святой воин Георгий, уберег.
DSCN3614-2.jpg
Грустно, что в мирное время количество памятников деревянного зодчества продолжает неудержимо сокращаться – к примеру, в 2016 году в европейской части России было разобрано, рухнуло и сгорело с десяток церквей, столько же – годом ранее, и процесс этот бесконечен. По оценкам специалистов, из перечня зафиксированных до революции деревянных храмов, к нашему времени утеряно свыше 80 %...В вопросах предотвращения гибели остатков деревянного зодчества, надежды на Минкульт и соответствующие органы охраны культурного наследия весьма призрачны и наивны. А посему, что нам остаётся – надеяться на чудо, небесное заступничество и вступать в ряды неравнодушных волонтёров проекта "Общее Дело” ?
Tags: 1.7 - Деревянная архитектура севера, Ленинградская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments