Лютеранский собор и палаты на Покровке

Оригинал взят у galik_123 в Странное соседство на Покровке
17-1100.jpg

На Покровке между Колпачным и Старосадским переулками есть уникальное место, собственно говоря проходной двор, где переплетается история Европы и России. Со стороны Колпачного переулка (дом № 10) находятся белокаменные палаты Мазепы, древнейший памятник московского гражданского зодчества. Со стороны Старосадского переулка (дом № 7/10) на территории, включающей и палаты, расположены Лютеранский собор святых Петра и Павла и капелла, построенная самим Шехтелем. Вот такое, насыщенное историей XVI-XX веков, место есть на Покровке.
1. Начнём, пожалуй, со Старосадского переулка, откуда видны Лютеранская кирха (архитектор В.А. Косов), дом причта (архитектор А. Е. Вебер, 1880-е гг.), сторожка-дворницкая и ограда с воротами 1892 года - целый архитектурный комплекс. И вот европейская история здесь объединяется с российской: в Москве первые лютеране появились в последние годы княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов.

17-1060.jpg


В этом году в московском лютеранском соборе так же, как и во всей Европе, празднуется 500-летие Реформации. 31 октября 1517 года монах-августинец Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов - документ на латинском языке, касающийся покаяния и индульгенций. В них он подверг резкой критике церковную практику индульгенций и преимущественное право Папы Римского прощать грехи, а также утверждал, что единственным авторитетом в христианской церкви является священное писание. С момента публикации Мартином Лютером этих тезисов и ведет отсчет начало Реформации и история протестантизма.




2. Все здания, которые мы видим сейчас, были построены в самом начале XX века. В 1903 году церковный совет объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил архитектор В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя. В состав собора входила капелла, сам собор, богадельни, покойницкая и дом причта.

17-1099.jpg


3. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. Собор построен в эклектичном стиле, включающем в себя элементы модерна, неоготики и романского стиля.

17-1092.jpg


4. Это монументальное здание с высокой остроконечной башней, наверху которой с двух сторон установлены часы.

17-1093.jpg


5. Здание выполнено в бежевых тонах.

17-1071.jpg


6. В верхней части главного фасада находится традиционная готическая роза.

17-1072.jpg


7. Вход украшает большая арочная дверь.

17-1098.jpg
Портал лютеранского собора

8. В этой церкви всегда звучала музыка - в ней выступали известные московские и иностранные исполнители, 4 мая 1843 года здесь проходил органный концерт Ференца Листа. В 1892 году приход приобрёл 42-регистровый орган у известной немецкой фирмы Э.Ф.Валькер, ставший лучшим концертным инструментом Москвы.

17-1095.jpg


9. И сейчас в соборе регулярно проводятся очень интересный концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты, а также международные музыкальные фестивали.

17-1096.jpg


10. Если заглянём вглубь веков, то увидим, что кафедральный собор святых Петра и Павла - один из самых старых лютеранских приходов в России, история его изобилует потрясениями и разрушениями. Община появилась в 1626 году, в 1669 году состоялось освящение церкви для общины, но она была разрушена.

17-1047.jpg


11. В 1694 году при Петре Великом был заложен фундамент для новой церкви из камня с колокольней, которая была освящена в 1695 году и названа собором святых Петра и Павла. Она три раза горела в пожаре и три раза была восстановлена. После четвёртого пожара в 1812 году ее восстановить не удалось, и община перебралась в молитвенный дом.

17-1057.jpg
Правый неф, служебный вход, сакристия, апсида

12. Наконец, в 1817 году, община купила усадьбу Лопухиных и на средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь. Церковь освятили в 1819 году, а в феврале 1837 года здесь впервые зазвучал орган.

17-1059.jpg


13. Со временем община расширилась, в неё входили немцы, латыши, эстонцы, финны и шведы. Богослужения проходили на разных языках.

17-1067.jpg


14. С 1905 года церковь стала Кафедральным собором Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения.

17-1069.jpg


15.

17-1070.jpg


16.

17-1097.jpg


17. На территории Лютеранского собора стоит ещё один памятник архитектуры - капелла, построенная в 1892 году Фёдором Осиповичем Шехтелем.

17-1065.jpg
Капелла при соборе

18. В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. В восстановительных работах участвовали две бригады добровольцев из США. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

17-1094.jpg


19. На этой же территории совсем рядом с лютеранской кирхой находятся палаты Мазепы. Своё название получили потому, что долгое время ошибочно считались домом, где проживал Иван Мазепа при посещении Москвы.

17-1051.jpg


Палаты построены в стиле московского барокко, в плане здание имеет форму буквы Г. Основная часть здания выходит в Колпачный переулок, а крыло располагается во дворе.

17-1244.jpg
Фасад, реконструкция, и план первого этажа палат

20. Верхние этажи относят ко второй половине XVII века, а нижний этаж возведён на основе палат XVI века.

17-1045.jpg
Служебный корпус, дом причта западный

21. На втором этаже палат находились парадные и жилые помещения владельцев, он был занят комнатами и большими сенями, а на первом - помещались слуги, находились кладовые и подсобные помещения.

17-1068.jpg


22. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича - сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. Здание представляет собой уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко.

17-1058.jpg


23.

17-1063.jpg


24. По легенде, не подтверждённой историческими источниками, палаты эти принадлежали малороссийскому гетману Ивану Степановичу Мазепе, прославившемуся не только предательством Петра I, но и своими любовными приключениями. Мазепа - военный и политический деятель, объединивший под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничил политическую самостоятельность Запорожской Сечи. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. В 1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

17-1046.jpg


25.

17-1048.jpg


26.

17-1049.jpg


27.

17-1050.jpg


28. Богатый декорированный фасад с "разорванными" наличниками виден только со двора.

17-1053.jpg


29. Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, "душники" для подачи тёплого воздуха.

17-1054.jpg


30.

17-1061.jpg


31.

17-1055.jpg


32.

17-1056.jpg


33.

17-1062.jpg


34. На втором плане, справа, видно красно-кирпичное здание Петропавловского женского училища (Колпачный пер., 12). В советские годы здание было надстроено на два этажа.

17-1064.jpg


35. Жил в этих палатах Мазепа или не жил, не так уж и важно. Но позже они принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму Фёдоровичу Лопухину, известному ненавистнику иностранцев, оскорблявшему Ф.Я. Лефорта даже в присутствии царя.

17-1052.jpg


В советское время в доме №10 по Колпачному переулку располагался ОВИР, а сейчас здесь и в соседних строениях находятся различные офисы и представительство евангелическо-лютеранской церкви в Москве.

17-1241.jpg
Фасад палат по Колпачному переулку

36. Ночные снимки сделаны со стороны Колпачного переулка.

17-1037.jpg


37. Вот такой уникальный проходной двор есть на Покровке.

17-1036.jpg

Здесь каждый квадратный сантиметр земли дышит историей города ....)
Дело в том, что данный протестантский собор - это не эклектика, разумеется.
Это некая разновидность ретроспективизма, который весьма верно назвали в тексте - "Неоготикой"......
Но пока такого стиля у нас нет, "в списках не числится".
И что тут делать, ума не приложу :)
Я уже писал несколько раз, что этот период перед революциями характерен взрывом всевозможных "НЕО-стилей".
Нео-то и нео-это ......:)
.................................................................................
И уж раз Вы, дорогая моя, находите такие хитрые дома - так поищите (не в википендиях и "постах"), а в настоящей научно-исследовательской литературе и стилевую принадлежность сего сооружения !!!!
Дело это очень важное, и даже не для данной статьи, а для будущего развития Сообщества. Не будем плодить ошибки, их и так в инете более чем.....((

Edited at 2017-04-04 04:26 pm (UTC)
Вы мне сложную задачку задали)
Может быть, ретроспективизм - "западноевропейский" вариант?
Ближе всего было бы что-то вроде: Ретроспективизм - "неоготика".
Но - разобраться - какая тут готика? Театральные декорации, и не более того......
Нет, Галина Николаевна, надо поискать в хороших книгах об архитектуре, о Москве!
Наверняка этот собор многие упоминают, надо просто найти, что о нем пишут.
Так что пока вопрос о стиле оставляем открытым .......................
Ждем-с :)))
Мне кажется ретроспективизм (историзм) сюда вполне подходит. Мы еще называли "стилизаторство". Это период увлечения историческими стилями до эклектики, когда архитекторы стремились подражать какому-то одному стилю, но только в декоративном плане, конструкция зданий была современная. С конца 70-х стилизаторство сменила эклектика - смешение стилей. Термин НЕОГОТИКА сюда подходит, но здесь есть также элементы романского стиля. http://art.sovfarfor.com/arhitektura/eklektika-i-stilizatorstvo-v-rossii-kontsa-xix-%E2%80%94-nachala-xx-veka
Спасибо за совет! Добавил метку "Ретроспективизм" - она здесь конечно нужна ))
................................................
Да и вообще, Валентина - мне кажется, что мы должны дружить Сообществами. Как это сделать, я пока не знаю, но дружить МЫ просто обязаны.......:))))
А пока, то есть временно, добавил термин "Ретроспективизм" - как общий и собирательный для всех этих "Неостилей".
Да, вопрос по стилям типа - неоготика, неовизантийский стиль и т.д. - остается открытым.
К сожалению в структуре ЖЖ не находится специалистов, которые могли бы помочь (((
И ставлю НЕОГОТИКА - как наиболее приемлемый в данном случае.


Edited at 2017-04-09 05:17 pm (UTC)
Да получается - что именно так :)
Наш дорогой Шехтель в последние предреволюционные годы тоже скатился к ретроспективизму. Достаточно вспомнить его дом на Садовой - http://galik-123.livejournal.com/267527.html - с очень похожим на классику портиком с колоннами. Делааааа.....:)