Vladimir Shavetov (vladimirtan) wrote in architectstyle,
Vladimir Shavetov
vladimirtan
architectstyle

Categories:

Гостиный Двор



У этого огромного дома, построенного на рубеже двух веков – XVIII и XIX – четыре адреса, потому что своими фасадами он выходит на две улицы и в два переулка. Переулки носят старинные названия – Рыбный и Хрустальный, прежде на их месте шла торговля рыбой и стеклом. А улицы назывались Ильинкой и Варваркой; были они важнейшими торговыми и деловыми центрами и не потеряли своего значения и в наш век. Знаменитая Варварка обрела своё название в честь храма, воздвигнутого во имя святой Варвары – покровительницы торговли – в самой бойкой части города в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Фрязиным.



Территория, где расположен Старый гостиный двор, стала важным центром московской торговли уже в XVвеке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Впервые о гостином дворе упоминает Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в Москве в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».


Гостиный Двор был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. По велению Государя сюда, в Китай-город, переселили со всей Москвы купцов. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные и перестроили в 1638—41 годах.   Различные монастыри получали здесь в качестве царских подарков земельные участки для создания своих подворий. Многие купцы арендовали и в этих подворьях лавки и амбары.

С увеличением торговых оборотов гостиный двор снова стал тесен, и в 1661—65 годах его расширили в сторону Варварки (фактически, рядом был возведён ещё один гостиный двор). Строительство проходило под руководством богатого купца Аверкия Кириллова (его палаты сохранились на правом берегу Москва-реки на Берсеневской набережной).

Биржевая площадь


В 1737 г. по Москве загулял очередной "красный петух". Он не обошёл и Гостиный Двор, ряды выгорели. Впрочем, к тому времени все ощутимее становилась потребность в строительстве новых зданий для размещения товаров богатых купцов, прибывавших в столицу со всех концов страны. Как нередко бывает на Руси – не было бы счастья, да несчастье помогло… 1786 г. последовал Указ Екатерины II "Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды".   Екатерина согласилась с тем, чтобы «гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтоб новый выстроен таковым же квадратом». В Москве архитектором С. А. Кариным был составлен проект и послан в Санкт-Петербург, но оттуда в 1789 году прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан»: императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект Гостиного двора в границах большого квартала неправильной формы – в пределах улиц Ильинки и Варварки.






 Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную их загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы.




Участок был освобождён от старых строений, и возведение Гостиного двора длилось с 1791 до 1805 г. Строительство с некоторыми отклонениями от проекта осуществляли архитекторы московской управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов.

Джакомо Кваренги жил в Петербурге и не учел уклон грунта в Китай-городе, который не отразили в присланном ему плане местности. Уже в Москве проект Кваренги доработали архитекторы Семен Карин и Иван Селехов. Они построили замкнутое по периметру здание и украсили его галереи полуколоннами.


Проект Кваренги подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности, кроме того, московские архитекторы С. А. Карин и И. А. Селихов (под руководством М. Ф. Казакова) не строго следили за соблюдением проекта, и владельцы строили «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её». Строительство продолжалось с 1791 года по 1805 год, в результате был возведён корпус двора по Ильинке с заворотами его в переулки, а также часть здания (юго-западный угол) по Варварке. Здание пострадало во время пожара 1812 года, но было восстановлено и достроено в 1825—30 годах О. И. Бове.


источник

В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить свою лавку. У одних дело шло быстро, другие не спешили. Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены... История донесла до нас и множество других, кажущихся теперь смешными, проблем этого строительства. У большого Гостиного двора – около 100 колонн, причём несколько раз их строй прерывается вписанными между зданиями. Местность здесь была неровная, перепад высот между улицами, как сообщает справочник 1841 г., достигал 8–10 саженей.


источник

Застраивать в центре города квартал одним зданием всегда трудно. В 1805 г., после долгих лет затянувшегося строительства, здание было целиком закончено. Сохранившаяся часть здания с полным правом может быть отнесена к одним из самых блестящих произведений мастера. Гостиный Двор внушает уважение монументальным видом, бесконечным строением колонн, протянувшихся вдоль фасада.




источник


Варварка.1970 – 1979. Вид на церкви Максима Исповедника и Св.Варвары,Кремль и Гостиный двор

Название Гостиного Двора произошло от слова "Гость" – так в старину именовали купцов, занимавшихся иностранной и оптовой торговлей.В Гостином Дворе можно было купить практически всё, чего только душе угодно. Предприимчивые купцы нанимали "площадных" мальчиков – зазывал , которые с образцом товара, например, с парой сапог на шее, ходили по Красной площади, рекламируя продукцию.


Варварка


Именно в Гостином дворе в Москве торгаши придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир. А дело было так… Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюма за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: "Возьмите, сударь, остатки ведь!" Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска "Продажа остатков по самым дешёвым ценам". От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател. Отсюда, кстати, появилась поговорка "Остатки сладки".



Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли – одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья – первого воскресенья после Пасхи. "Остаточной" лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу нераскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался.

Гостиный двор, 1968-1971. Старый Гостиный двор


Московские купцы обладали большим чувством юмора, и иногда можно было напороться на изысканную шутку. Например, в бойких местах Гостиного Двора они любили подкидывать завернутых в бумагу дохлых мышей. Прохожие, думая, что нашли кем-то оброненную покупку, подбирали свёрток и радостно бежали домой, а шутники, наблюдавшие за ними исподтишка, приходили в неописуемый восторг. Иногда сговорившись: "Краснить или зеленить будем?", купцы устраивали своему покупателю целый розыгрыш. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое сукно в зависимости от установленной договорённости, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, Московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.



Только в 1923 г. прошла плановая комплексная реставрация Гостиного Двора. Но как торговый комплекс он перестал существовать. Памятник архитектуры заполонили многочисленные большие и малые конторы, учреждения. Как грибы росли подсобки, склады, времянки.


Рыбный переулок


С конца 1995 года под руководством Правительства Москвы ведётся активная реконструкция Старого Гостиного Двора, в результате которой он, оставаясь архитектурным и историческим памятником и украшением Москвы, превратится в современный деловой и торговый центр.



Сложная задача встала перед архитекторами, которым поручили воссоздать первоначальный облик Старого Гостиного Двора, приспособить его к новому времени. Около 70% площади здания имело серьёзные осадки, и как следствие, стены колонны, перекрытия потрескались. Укрепить фундамент, решить другие сложные технические задачи доверили строителям корпорации "Трансстрой". Учли их опыт сооружения тоннелей, мостов…



Уникальность Гостиного Двора не только в исключительности местоположения, но и в неординарности художественных решений. Проект предусматривал, с одной стороны, тщательную реставрацию внешнего облика здания, с другой – полное функциональное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием, управление которым реализовано в соответствии с концепцией "интеллектуального здания". Общая площадь комплекса – 81600 м2, сдаваемая в аренду – около 47401 м2. На территории комплекса разместятся отель – 15000 м2, магазины, рестораны, офисы, склады, банки, развернётся широкая торговая деятельность.





В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстает мощённый гранитом внутренний двор – атриум, площадью около 12 000 м2. Он перекрыт крупнейшим для памятников архитектуры в Европе лёгким светопрозрачным покрытием. В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, перекрытие имеет системы снеготаяния, климаталогии, сбора и отвода конденсата. Его круглогодичная температура – 18°С.



Во внутреннем дворе планируется проведение культурно-массовых мероприятий, детских праздников и фестивалей, организации городских и общегосударственных праздников, международных выставок и салонов, концертов, шоу, показ мод, т.д. Открываются широкие возможности комплекса – посетители Гостиного Двора смогут не только сделать покупки, но и отдохнуть.



Основные даты:
1790 год — начало строительства
1805 год — прекращение строительства
1812 год — Московский пожар
1825 год — начало достройки
1830 год — окончание достройки
1903 год — перестройка центрального ризалита
в Хрустальном переулке
1996—1999 — Надстройка и перекрытие двора
Гостиный Двор неоднократно реконструировали и перестраивали, поэтому сегодня он мало напоминает произведение Кваренги.





























Внутренние интерьеры









источник
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Москва, Московский Кремль и Китай-город
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments