lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Углич. Церковь Фёдоровской иконы Богоматери, 1818 г. Живопись 1824 года.

Ненадолго вернемся в старинный, тихий приволжский городок Углич, чтобы повнимательнее присмотреться к одному из образчиков его архитектурного наследия начала XIX века. Сегодня наш рассказ о церкви Феодоровской иконы Божией Матери, что ровно 200 лет назад была возведена в Богоявленском монастыре Углича.
DSCN5718-1.jpg
Выстроенный в традициях классицизма, храм дошел до наших дней, сохранив не только своё историческое обличье, но и росписи интерьеров, вызывающие живейший интерес всех гостей города...
P1110519-2.jpg
Первое документальное упоминание о Богоявленском монастыре относится к 1580-м годам и связано с тревожными событиями русской истории. Неспокойное было время: в 1584 году скончался Иван Грозный, после чего его седьмая (последняя) жена – Мария Фёдоровна Нагая - была сослана из Москвы в Углич вместе с двухлетним сыном Дмитрием.     Участь маленького наследника была печальной – мальчик погиб в девятилетнем возрасте (1591 год) при загадочных обстоятельствах, и вину за его смерть возложили на безутешную мать, спустя полгода после трагедии против своей воли постриженной в монахини в нашем Угличском Богоявленском монастыре.
  В то время монастырь располагался буквально в 300 метрах от так называемого ”Кремля” Княжьих палат Углича, в которых жила царица с царевичем до мрачных событий (на след. фото – Княжеские
палаты (1480 г.) Угличского Кремля).
DSCN2929-2.jpg
Впоследствии царицу отправили в Череповецкий уезд, с глаз долой, где она находилась до 1605 года, но это уже совсем другая история.
Углич, как и вся Ростовская земля, подвергся страшному разорению в 1608-1611 годах от польских вражеских орд, после чего город пришлось буквально отстраивать заново. Богоявленский монастырь  просто перестал существовать – погибли как его инокини, так и все монастырские постройки. Возобновлению обители немало поспособствовала мать всенародно избранного в 1613 году Государем Всея Руси Михаила Романова – Ксения Ивановна Шестова (в иночестве – Марфа), предки которой происходили из этих мест. Благодаря её хлопотам и пожертвованиям монастырю удалось более менее встать на ноги.
 В 1660-х годах, памятуя события полувековой давности, встал вопрос о возведении вокруг постепенно разраставшегося города новых фортификационных укреплений, взамен обветшавших – тут-то и выяснилось, что согласно плану, крепостная стена пройдет по территории монастыря, разделив его надвое, причем выяснилось это обстоятельство опытным путём, непосредственно в процессе вовсю начатого сноса монашеских келий и святых ворот.

Нет худа без добра – строительный казус разрешился росчерком царского пера под грамотой, дарующей монастырю место на территории угличского посада, у Ростовского тракта (он на предыдущем ч/б фото), в полукилометре от прежнего места расположения. Переселение осуществилось благополучно, в 1661 году, поначалу все до единой постройки были деревянными, а в 1700 году появилась первая каменная Смоленская церковь (она на след. фото).
P1110507-2.jpg
В те годы монастырь не мог похвастаться излишне щедрым потоком пожертвований – за исключением одной Смоленской церкви, все постройки долгое время были по-прежнему деревянными. К тому же в 1764 году, после учреждения Екатерининским Манифестом духовных штатов, монастырь был отнесен к третьеклассным, с годовым содержанием в размере 338 руб. 11 коп. серебром (впоследствии, согласно указу Павла I, сумма была удвоена), а из вотчин были оставлены в пользование два участка земли площадью примерно в 37 га, мельница (приносившая около 150 рублей в год), проценты с государственных банковских билетов и вклада в 5000 рублей серебром.
    Списочный состав включал 15 насельниц, игуменью и казначею. Не разгуляешься.

Фед32.jpg
Но, как говорится, по вере вашей да будет вам. Тщанием игуменьи и сестер, начиная с 1805 года, в монастыре постепенно осуществляется планомерное каменное строительство – причем в ряде случаев (внимание!) монахиням самим пришлось изготовлять кирпич, транспортировать его на место постройки, укладывать каменный фундамент, выполнять иную совсем не женскую работу, являя собой образец упорства, трудолюбия, смирения и целеустремленности.
 21 мая 1805 года было положено начало строительству храма в честь Федоровской иконы Божией Матери. Скоро только сказка сказывается, да не скоро дело делается: на период строительства пришлось несколько важных событий, замедливших процесс. В 1807 году в монастыре сменилась игуменья (перемены в руководстве притормозили ход работ), а в 1812 году Россия была вынуждена отражать нашествие доблестной наполеоновской армии – тут уж не до строительства было. Завершились работы в 1818 году. (След. фото: территория Богоявленского монастыря, по центру – Смоленская церковь, слева – Федоровская церковь:)
P1110498-2.jpg
Небольшая ремарка. До 1930-х годов монастырь был обнесен по периметру стеною 4-метровой высоты – вполне вероятно, при строительстве Угличской ГЭС пущенной на кирпичи. Останься стена на месте – части кадров с видами храма сделать бы не удалось. В частности, восточного фасада полностью мы бы точно не увидели.
   Нынче монастырь активно восстанавливает утраченное, и это замечательно – возможно, уже и до ограды руки дошли. Все представленные в публикации фото относятся к 2010-2011-2012 годам.
На предыдущем фото – территория монастыря, на месте въезда стояли ворота, по обе стороны окруженные стенами – их след-остаток виден на правом двухэтажном здании. (След. фото – вид с северо-запада:)
DSCN5719-2.jpg
Итак, согласно духу времени, Фёдоровскую церковь строили в традициях классицизма. Не удалось найти имя архитектора – вполне возможно, пригласили из губернского Ярославля. А может, кто-то из местных самоучек-зодчих, глядя в альбом “образцовых” строений, творчески переработал пару предложенных типовых проектов, по желанию заказчиц возведя храм строгих пропорций, но не лишённый изюминки. Без излишеств – но отличающийся своеобразием и остающийся в памяти каждого увидевшего его гостя Углича. (След. фото - восточный фасад:)
P1110503-2.jpg
В основу плана постройки был положен квадрат с примыкающими ко всем четырём его сторонам полукруглыми выступами разных размеров: южный и северный чуть поменьше, восточный и западный чуть больше – в итоге здание получилось несколько вытянутым по оси “восток-запад”. Каждый из четырех полукруглых фасадов оформлен классическим портиком, с попарно сгруппированными колоннами, поддерживающими непропорционально широкий архитрав (на плоскости которого, возможно, предполагалось разместить декор или живопись – не дошедшие до нашего времени). (След. фото - северный фасад:)
DSCN5721-2.jpg
Углы здания подчеркнуты пилястрами, фасады завершены зубчатым карнизом, рисунок которого повторяется на фронтонах портиков.
DSCN5733-2.jpg
Благодаря двум ярусам окон  здание очень хорошо освещено – в нижнем ярусе я насчитала 15 окон, в верхнем - 13.
DSCN5702-2.jpg
Плюс четыре световых барабана и центральная ротонда – интерьер должен быть буквально залит солнечными лучами.
P1110504-2.jpg
Проверим?
Поднимаемся по ступеням с северной стороны здания (изначально входных проёмов было три, остальные два заколочены досками). Приготовьте глаза, фотокамеру и эмоции – все они вам сейчас пригодятся.
  Входим.

DSCN3206-2.jpg
Проект церкви не предусматривал какого-либо внутреннего архитектурного убранства – за исключением последующей росписи оставшихся совершенно гладкими стен сюжетами из Библии и изображениями чудес от Фёдоровской иконы Богоматери.
P1110524-2.jpg
Живописные работы осуществлялись в два этапа – о чём сообщает ”грамота”, написанная на стене в юго-западном углу церкви (зеленый прямоугольник в серой рамке возле окна), текст которой содержит точные датировки и имена художников. (След. фото – роспись западной стены)
P1110521-2.jpg
В 1824 году работы выполнял Епифан Медведев (весьма опытный провинциальный мастер, в своё время расписавший немало храмов в округе, Библейские сюжеты и росписи центрального купола принадлежат его кисти), а в 1862 году – Егор Дьяконов (добавил несколько росписей, посвященных чудесам храмовой Федоровской иконы, а также “подкорректировал” живопись предшественника, освежив колорит – яркий, насыщенный синий цвет, до сих пор сохранившийся на сводах  – его рук дело). 
Поскольку мы вошли с северной стороны – подняв глаза, в центральном клейме южного свода видим над собой Рождество Христово (художник – Е. Медведев):
DSCN3198-2.jpg
Ниже – живописно запечатленные случаи исцеления от храмового образа Фёдоровской иконы (художник – Е. Дьяконов):
DSCN3200-2.jpg
По левую руку от нас – алтарь:
DSCN3194-2.jpg
Под его куполом изображено Воскресение Христово (художник – Е. Медведев):
DSCN3197-2.jpg
Ниже - Снятие с креста (художник – Е. Медведев):
DSCN3188-2.jpg
Западная часть: Пресвятая Ветхозаветная Троица (художник – Е. Медведев):
DSCN3199-2.jpg
Ниже, над входным проёмом – Христос Благословляющий (художник – Е. Медведев):
DSCN3192-2.jpg
Северный купол, над нынешним входом, не забудьте рассмотреть, если попадете когда-либо в эту угличскую церковь:
P1110525-2.jpg
Богоявление Господне (Крещение) (художник – Е. Медведев):
DSCN3202-2.jpg
Центральный купол: Господь Саваоф и Христос, ниже в барабане - апостолы в междуоконных пространствах (художник – Е. Медведев).
DSCN3187-2.jpg
P1110519-2.jpg
Евангельские сюжеты и персонажи окружены живописными фигурными рамками, колоннами и узорными композициями, имитирующими каменный декор и лепной орнамент - благодаря чему создаётся впечатление пышно, по-барочному, украшенного интерьера. Фрагмент алтарной росписи:
P1110518-2.jpg
Сейчас Федоровская церковь отремонтирована и уже не представляет собой живописную руину. В 2010 году, когда я оказалась здесь впервые, храм пребывал в жутком состоянии и вызывал (как и все монастырские здания) весьма тягостные ощущения – вы это видите на фото. Северо-восточная часть церкви:
DSCN3203-2.jpg
С момента запрета богослужений в 1920-х годах и до начала 1980-х, храм использовался в качестве подсобного помещения (на территории монастыря располагалось общежитие педагогического училища и школа, вот всякое учебное и коммунальное добро оборудование здесь и хранилось – что, бесспорно, лучше, чем колбасный цех или склад химпрепаратов). (Юго-восточная часть церкви:)
DSCN3196-2.jpg
В 1980-х, после Олимпиады, склады куда-то перевели, церковь подремонтировали, чтоб иностранцев не пугать (Углич, наряду с Калязиным и его легендарной колокольней, к тому же расположенные по пути в Ярославль,  были одними из самых популярных волжских городов, посещаемых интуристами на речных многопалубных круизных лайнерах). И затем оставили опустевший храм на произвол судьбы на ближайшие 20 лет...
  В 2010 году вместо кровли зияли дыры, вместо стекол, в лучшем случае, была фанера, штукатурка отслаивалась кусками, а сквозь кирпичную кладку пробивалась травка.

P1110510-2.jpg
И вот когда на этом мрачном фоне заходишь в церковь и видишь потускневшие старинные святые лики на стенах в окружении ангелов, пророков, и апостолов – пусть даже это не Дионисий и не Гурий Никитин, а простой, никому не известный ремесленник-живописец – впечатление всегда сильное.
DSCN3194-2.jpg
Главный парадокс в том, что по архитектуре своей церковь неказиста – изнутри так вовсе аскетична. Но понимаешь это глубоко после – а пока стоишь в храме, запрокинув голову, рассматривая уцелевшие изображения, думаешь лишь о том, какая красота вокруг. И еще о том, что просто чудо, что это всё вообще уцелело.
DSCN5693-2.jpg
В 1839 году к западному фасаду церкви была пристроена колоссальная по меркам Углича колокольня – 64 метра, ставшая высотной доминантой города. (Неоштукатуренный след на западной стене, словно шрам, оставлен в память об утерянной постройке) Трехъярусное сооружение, высота нижнего яруса которого приходилась вровень с высотой основного объема церкви, а стиль архитектуры гармонично повторял классические черты церкви.
Фед41.jpg
На колокольне было 8 колоколов, самый крупный весом в 220 пудов. (Реквизированы большевиками)
Фед12.jpg
Первый ярус занимала монастырская библиотека – хранилище архивных грамот, рукописей и книг, многие из которых относились к XVII веку (самые ранние  грамоты за 1629 год, книги – за 1670 год), историко-культурная (да и материальная) ценность этого собрания понятна даже не специалисту.
  Коллекция
библиотеки растворилась в 1920-х годах, в ходе хаотичных изъятий церковных ценностей, драматические подробности которых описывает Ольга Федоровна Берггольц в своей автобиографической повести ”Углич”.
Фед22.jpg
Восьмилетней девочкой О. Берггольц с семьей в 1818 году перебралась в Углич из непригодного для жизни Петрограда и три года провела в этом маленьком городке, поселившись в предоставленной её семье келье Богоявленского монастыря, рядом с нашей Фёдоровской церковью.
Фед11.jpg
В 1930-х годах, когда в Угличе развернулась масштабная стройка ГЭС, возникла острая нехватка стройматериалов, в частности, кирпича, для нужд строителей плотины и коммунизма. (След. фото – Ростовская улица:)
Фед23.jpg
Как всегда, встал вопрос о необходимости изыскания скрытых внутренних резервов.
P1110497-2.jpg
По приказу властей были разрушены один местный, очень древний, монастырь с храмами потрясающей архитектуры, несколько церквей и колоколен (часть из них действительно попадала в зону будущего затопления, но часть оставалась вдалеке от берега водохранилища).
P1110509-2.jpg
Плиты некрополей, фундаментов, качественный дореволюционный кирпич пошли на постройку бараков для рабочих, административных зданий для руководства и перекрывшей Волгу плотины для блага Страны Советов.
DSCN5706-2.jpg
Вот где-то там нужно искать следы нашей 64-метровой колокольни, что сто лет простояла рядом с Федоровской церковью, оглашая перезвоном колоколов окрестности тихого православного Углича, после постройки ГЭС сменившимся на рёв гидротурбин под шум падающей воды.
DSCN5709-2.jpg
В сей неразрешимой дилемме выбора между духовным и материальным – весь Углич. На первый взгляд, милейший городок, каких еще поискать – а потом как начнешь присматриваться, да разбираться в подробностях, и уходишь с головой в нашу родную историю, ярких иллюстраций к которой в Угличе превеликое множество J .
Фед21.jpg
P.S. Кстати, в прошлом, 2017 году, в монастыре на том же месте, по прежнему проекту, на средства благотворителей отстроена-таки новая колокольня. Теперь увидеть её (точнее, её копию) можно не только на дореволюционных фото.
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Живопись, Ярославская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments