sarlynx (sarlynx) wrote in architectstyle,
sarlynx
sarlynx
architectstyle

Categories:

Кенозерье. Часовня Св. Николая Чудотворца в Вершинино

Наверное, сложно было найти более удачное место для часовни, ставшей одним из архитектурных символов Кенозерского национального парка. Расположенная на высоком холме, она будто парит над окрестным пейзажем, открываясь взору не только практически из любой части деревни, но и с многих островов Кенозера.
Простая и в то же время совершенно очаровательная часовня Св. Николая Чудотворца этим сочетанием олицетворяет, наверное, всё Кенозерье - край, который запоминается именно неброскими, но цепляющими за душу часовнями, основная красота которых не в ярком одеянии, а в самом сердце - расписных "небесах"
DSC_4191
Точная дата постройки часовни неизвестна. Есть лишь сведения, что в XVIII веке она уже существовала, а ее первоначальный облик представлял собой сруб с главкой, крытой городчатым лемехом, открытое гульбище и высокое крыльцо. Обшили тесом ее в середине XIX века. Последний же строительный период относится к 1915-1917 годам. В это время часовня была капитально отремонтирована, кроме того, на месте разобранного крыльца возвели звонницу
DSC_4812
Звонница представляет собой типичную северную конструкцию - восьмерик на четверике. Крыша звонницы шатровая, что тоже очень типично для северных церквей и часовен. У этого храма, как и у всех культовых сооружений на Кенозерье, есть свой хранитель - человек, который еженедельно приходит сюда, чтобы звонить в колокол и, возможно, зажечь свечи. Службы же здесь не проводятся
DSC_4200
Никольская часовня стала первой, которую 20 лет назад совместно реставрировали российские и норвежские плотники. Кроме того, здесь же впервые была применена технология лифтинга, то есть здание не разбирали полностью, а приподняли с помощью специальных домкратов, заменив только сгнившие венцы. Также была заменена внешняя обшивка. При этом при реставрации применялась традиционная технология обработки древесины и изготовления деревянных элементов образцами русского плотницкого инструмента XVII-XVIII веков.
А вот так часовня выглядела когда-то
Фото с сайта nasledie-archive.ru
Вершинино_Никольская часовня_imgpas_005.jpg
Во время реставрации произошло одно интересное событие. Когда снимали внутреннюю обшивку, из-за нее неожиданно выпало полотенце с очень красивой вышивкой. Реставраторы посчитали это хорошим знаком, своеобразным приветом от строителей часовни ее реставраторам
DSC_4819
Если внешний облик здания и поддается реставрации, то внутреннее убранство, к сожалению, не всегда можно привести в исходное состояние. Так, шестнадцатичастное небо Никольской церкви дошло до нас не полностью, некоторые его грани были утеряны. Время частично стерло, в том числе, и сюжет центрального медальона, в котором изображена Новозаветная Троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух
DSC_4300
Пострадали от времени и другие росписи. Например, утеряно изображение евангелиста Матфея - одного из авторов четырех Евангелий, чьи образы располагаются на радиальных гранях. Каждый из евангелистов изображен со своим особым символом: Иоанн Богослов с орлом, Лука с тельцом, а евангелист Марк со львом
DSC_4311
Интересно, что у льва здесь человеческое лицо, так как художник, писавший это "небо", никогда львов не видел
DSC_4309
На восток уходит грань с изображением распятия Христа. Справа от нее изображен римский воин Лонгин Сотник, слева - грань с изображением Марии Магдалины. На остальных гранях этого неба можно увидеть архангелов
DSC_4302
Центральный медальон окружает сонм серафимов - ангелов с шестью красными крыльями. Они наиболее приближены к Богу и способны своей любовью к Всевышнему воспламенять сердца людей. Также изображения серафимов в часовне можно увидеть на угловых гранях "неба", которые расположены параллельно полу и называются парусами
DSC_4307

DSC_4312
Достоверно известно, когда было создано "небо" - это середина XIX века. Есть сведения и о том, кто является автором росписи. Это поистине уникальная информация, поскольку художники не оставляли свое имя ни на "небесах", ни на иконах. На территори Кенозерского парка всего два подписных неба. Одно из них находится в деревне Усть-Поча, и принадлежит кисти того же художника, что и "небо" Никольской часовни в Вершинино. Автором их стал художник-самоучка Федор Захарович Иок. Сегодня его работы высоко котируются среди искусствоведов и знатоков иконописи, а тогда на деньги, получаемые за роспись небес и написание икон, он прожить не мог, что вынудило его найти другую работу - поступить в почтовое ведомство.
Помимо небес в часовне сохранилась и одна икона руки Федора Иока. Икона с двумя святыми прикрыта платочком, ибо годы обесценивания религиозной тематики оставили на ней неизгладимый след. У обоих у святых буквально выцарапаны лики и это, к сожалению, делает невозможным ее реставрацию, потому что для икон самое главное - это лик, и ни один реставратор не будет работать с образом без лика
DSC_4305
Кроме этой иконы, в часовне сохранились еще две деревянных иконы XIX века. Кроме того, здесь можно увидеть раму двухярусного иконостаса, окрашенную в темно-красный и темно-синий цвета
DSC_4314
Платки и полотенца, которые видны в самом низу фотографии - это заветы. Пример того, как тесно переплетаются на Кенозерье христианство и язычество. Завещали, в основном, девушки и женщины. Делалось это так: женщина приходила в часовню и просила у Господа что-то для себя. Например, чтобы дома все было в порядке, чтобы скотина была здорова или чтобы в этом году был хороший урожай. Взамен она тоже что-то обещала Господу. Как вариант, что не будет петь песни до какого-то церковного праздника. В качестве подкрепления своего обещания она оставляла в часовне вот такой вот завет - платок или полотенце. Считалось, что если женщина свое обещание исполнит, то Господь ей тоже дарует то, что она просила. Конечно, заветы - это не христианская традиция, а скорее  языческая, которая, однако, жива до сих пор. Даже сейчас люди продолжают приходить в часовню, оставлять здесь свои платки и полотенца
DSC_4319
Врочем, на Кенозерье, как и вообще на Севере, очень и очень многое сохранилось со стародавних времен
DSC_4298
Tags: 1.7 - Деревянная архитектура севера, Архангельская область
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments