ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 2. Витославлицы

Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 2. Витославлицы
  Продолжение.
    Часть первую см.: http://sergeyurich.livejournal.com/826841.html


  ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА "ВИТОСЛАВЛИЦЫ"


    Неподалеку от Свято-Юрьева монастыря (буквально в 10 минутах ходьбы неспешным шагом) располагается замечательный музей народного деревянного зодчества под открытым небом, получивший название от близлежащего села, приписанного основанному в XII веке Пантелеймонову монастырю, "Витославлицы".


Деталь деревянной резьбы избы середины XIX века:





    Сначала немного полезной информации для самостоятельных туристов (кто не собирается в ближайшее время в Новгород или предпочитает организованные экскурсии, эту часть поста может пропустить без всякого для себя сожаления).
  Цены на входные билеты в музеи Новгорода вполне можно  отнести к бюджетным. В действующие церкви и монастыри вход, разумеется, бесплатный, в те же из них, которые ныне являются музеями, относящимися к Новгородскому объединенному музею-заповеднику, билет стоит от 80 до 100 рублей (при этом, что радует, за любительскую фотосъемку отдельно платить не нужно). Самый дорогой билет (150 рублей) оказался именно в Витославлицы. Но что такое 150 рублей, по сравнению со стоимостью билетов в большинство московских музеев (не говоря уже о европейских, где цена начинается, как правило, с 10 евро).




    Если вы решили съездить в Витославлицы отдельно от посещения Юрьева монастыря из центра города, то вам нужно будет сесть на автобус №7 (или 7А) на автовокзале (хотя его маршрут проходит мимо Кремля, так что идти специально на вокзал нет необходимости). Вот только на автобусных остановках в Новгороде, как мы заметили, не очень принято размещать ни расписание движения автобусов, ни даже номера маршрутов, имейте это в виду, особенно учитывая, что этот автобус, не считаясь загородным, все-таки едет за пределы собственно города, поэтому ходит не слишком часто. Вполне возможно, что прождать придется около получаса, а то и больше. Стоимость поездки - 22 рубля. Думаю, что намного удобнее вызвать такси прямо к отелю, в котором вы остановились (тел.: 555-555). В этом случае вы заплатите минимум 100 - максимум 150 рублей (строго по счетчику, водитель даже 10 рублей сдачи обязательно стдаст), сэкономите время, а если вас четверо, то и в деньгах почти ничего не потеряете. В общем, решайте сами, как вам удобнее.

    Впрочем, мы в Витославлицах оказались возвращаясь из Перынского скита и Юрьева монастыря (туда мы ехали как раз на такси за 178 рублей, 22 рубля сдачи с двух сотен таксист отсчитал сразу же, чем нас весьма удивил; москвичи меня поймут). Да и обратно в отель мы собирались добираться тоже на такси, вызвав его по телефону. Но неожиданно подошел автобус, и мы поехали на нем (кстати, до Кремля от Витославлиц всего 10 минут).
    Если вы будете возвращаться из Витославлиц на автобусе, то не ищите расписания на остановке, его там нет. Но оно есть напротив входа-выхода из музейного комплекса, через дорогу, там, где располагается небольшой рынок сувениров под названием "Город мастеров" (в крайнем случае, спросите продавцов, они вам подскажут).

    Дорога от Юрьева монастыря к Витославлицам совершенно не утомительна, тем более что она идет вдоль весьма живописной местной природы.






   Было немного странно, что в Москве в это время (речь идет о последних числах марта) бушевали метели, а в Новгороде вовсю светило яркое солнце, небо было настолько голубым, что вспоминалась советская песня со словами: "Голубое, голубое, не бывает голубей..." (и соответствующий анекдот: "Ну да, не бывает голубей! А кто же тогда мне весь подоконник загадил?").
    Как же так? Ведь Новгород находится севернее Москвы, а такое впечатление, что мы оказались намного южнее. Видели даже веточки вербы с распустившимися почками (до Вербного воскресенья оставалось еще почти две недели).

    Вот таким колоритным забором ограждена территория Витославлиц:






    Теперь о музее "Витославлицы".

    Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности и накопило богатые традиции. Весь Великий Новгород был созданием рук безвестных народных плотников: в этом богатом лесами краю дерево являлось самым дешевым материалом. Но перед временем оно беззащитно, и теперь только по данным археологических исследований можно представить былое великолепие деревянного Новгорода.
    Исследования в Новгородской области, посвященные поискам интересных произведений деревянного зодчества, ведутся уже более 50 лет. В отдаленных селах и деревнях не было возможности сохранить памятники из дерева, поэтому встал вопрос об их спасении, исследовании и перевозке в единое место для реставрации и поддержания.
    Душой этого движения, возникшего в 1960-е годы, стал архитектор Л. Е. Красноречьев. И в 1964 году началось создание музея-заповедника, в котором ныне сосредоточено более 20 интереснейших построек.

    Древнейшим из таких сооружений является церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района Новгородской области.




    Надпись на одном из ее колоколов свидетельствует, что он был отлит в 1539 году, поэтому вполне возможно, что эта церковь была сооружена еще раньше этого срока. Архаичные конструкции, формы и детали постройки подтверждают ее древность.
    Она довольно сложна по своему архитектурному замыслу, в основе которого лежит распространенная в XVI веке схема - восьмерик на крестообразном основании. Эта композиция покоится на высоком подклете, характерном для построек русского севера. С трех сторон она окружена галереей на мощных кронштейнах, поднятой над землей на высоту более четырех метров. Причем галерея не повторяет форму сруба, а округляет его, и весь план храма становится компактным и как бы вписанным в круг. В древности на таких гульбищах собирался народ в ожидании церковной службы.
    Большая художественная выразительность церкви достигается сочетанием разновеликих масс основного объема, галереи и крылечка.










    Кровля храма крыта двумя слоями теса (причем для того, чтобы она служила дольше, между ними проложена береста), центральный шатер, купола и шейки главок - осиновым лемехом.





  Сырая осина хорошо поддается обработке, а высыхая, не трескается и не коробится. Сначала "чешуя" имеет золотистый цвет, но со временем приобретает благородный серебристый оттенок. Кстати, такой способ покрытия применяли не только в деревянном, но и каменном древнерусском зодчестве (примеры этого обязательно будут в следующих частях данных заметок).


    Стоящая по соседству с монументальным Рождественских храмом церковь Успения из села Никулино Любытинского района кажется маленькой и скромной: высота ее всего 11 метров. Это клетская постройка (от слова "клеть" - четырехстенный сруб), состоящая из трех прямоугольных срубов разной высоты.





    Такой тип храма является одним из наиболее древних, ведущим свое начало от простой избы или амбара. При разборке церкви был найден обломок деревянного креста с записью о ее строительстве и освящении, на котором можно разобрать дату - 1599 год.

    В середине XVIII века получили широкое распространение так называемые ярусные церкви, в которых сильно выражены традиции древнерусской архитектуры. К числу таковых относится церковь Николы Чудотворца из деревни Высокий Остров Окуловского района.





    Это довольно значительное по форме и размерам сооружение, построенное в 1757 - 1765 годах, является лучшим из уцелевших ярусных построек. Храм рублен, как говорили в старину, "кораблем", то есть все его составные части расположены строго симметрично относительно одной линии.

    Такого рода шатровые постройки появились на Руси  в глубокой древности, по крайней мере, в XIII веке они уже широко практиковались в деревянном зодчестве. Высота храма часто считалась мерилом его красоты. Строились такие монументальные сооружения по инициативе крестьян - ведь сельские храмы являлись не только религиозными, но и общественными центрами.
    Собирался сельский сход, где оговаривали с приглашенными профессиональными плотниками, какую именно постройку крестьяне хотят видеть в своем селе - создавался своего рода словесный чертеж. А что касается пропорций здания, то в одной древней подрядной грамоте, составленной плотницкой артелью, сказано: "А рубить высотою, как мера и красота скажут".
    Вот это чувство меры, умелое сочетание разновеликих объемов - главное в произведениях народных умельцев, будь то величественный храм или простой амбар.


    Однако очень интересна небольшая часовня Кирика и Иулиты (1745 г.) из деревни Кашира Маловишерского района. Пожалуй, именно она мне понравилась больше всего среди культовых сооружений Витославлиц.














    Многие (в том числе и местные жители) советуют приезжать в Витославлицы в выходные или праздничные дни, когда там устраиваются фольклорные представления с большим количеством ряженых.
    Но это хорошо в том случае, если вы являетесь любителями такого рода инсценнированных представлений с огромным количеством посетителей (в том числе прибывающих на автобусах как организованные туристы, ходящих толпой за экскурсоводом, подобно баранам за чабаном). В этом случае приготовтесь к тому, что для того чтобы попасть внутрь изб, вам придется отстоять большую очередь и толкаться в очень ограниченном пространстве среди людей, которых культура интересует "постольку-поскольку" (Все едут, ну и я поеду! А можно я на полати залезу полежать? Нет? А на печку? Что тоже нельзя? А на санях можно сфоткаться? Типа я такой барин, дружбаны оценят! И это тоже нельзя???!!! Мать вашу!!! Так какого  же хрена я вообще поперся в этот отстойник, где ничего нельзя?!).

    Выбирать вам. Мы же предпочитаем обходиться без толп. Если и вы тоже, то приезжайте в Витославлицы в будние дни пораньше, лучше всего к открытию (начало работы музея - 10.00 в любое время года). И тогда вы сможете все осмотреть совершенно спокойно.


    Ну а теперь про избы.
   
    Жилую избу и другие хозяйственные постройки крестьянин обычно рубил для себя сам, используя чаще всего два инструмента - топор и долото (иногда и пилу, но она чаще использовалась в столярном деле).
    В Витолавлицы перевезены пять изб XIX века. Все они принадлежали крестьянам-середнякам и были построены по одному принципу - это не очень большие, но высокие, как бы двухэтажные постройки.

    На этой фотографии (справа налево): изба М. Д. Евдокимовой из деревни Рышово Новгородского района (1882 г.); амбар Н. С. Алексеевой из деревни Хвощник Боровичского района (конец XIX в.); изба А. В. Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района (1870 - 1890-е гг.).
   





    На первом этаже размещались хозяйственные помещения - подклет, где хранили съестные припасы. Здесь же был и скотный двор, хлев. Хотя, те крестьяне, которые имели несколько лошадей, предпочитали отводить для них отдельное помещение - конюшню.

Конюшня Ф. С. Минина из деревни Окладнево Боровичского района (XIX в.):





    Второй этаж избы был жилым. Он поднят довольно высоко для сохраниения тепла и во избежание сырости. Здесь также мог находится просторный сарай, где хранились сено, солома и различная хозяйственная утварь.
    Интересной деталью некоторых изб является галерея (прикоролек). Она и украшает избу, и защищает нижние бревна от дождя. А верх домов оберегают вынесенные вперед крыши - характерная особенность северного жилища.

    Жилое помещение крестьянской избы занимает ее меньшую часть. Здесь рационально использован каждый сантиметр площади. Из мебели - полки и лавки, чаще всего встроенные в сруб.






    Некоторое исключение составлял обеденный стол, который, как правило, стоял в красном углу под божницей. Рядом с печью - "бабий кут" (кухня), куда мужчины не заходили. Делом женщин было ведение домашнего хозяйства, а мужчины должны были обеспечить его: чтобы в семье был достаток. И каждый знал свое место.




  Напоследок еще немного информации для самостоятельных туристов.

    Очень советую посетить маленькое открытое (столики только на веранде) кафе на территории Витославлиц (найти его очень просто: прямо от входа, никуда не сворачивая, около усадьбы А.А. Орловой (администрация музея), где в бутылочки (0,5 л) наливают самую вкусную медовуху, из тех, что я когда-либо пробовал раньше.
    Послушайте совета продавщицы (ну, или моего совета), купите два разных сорта этого напитка (100 рублей за бутылочку), смешайте их в равных пропорциях. Это очень вкусно! Хотя медовуха - напиток и слабоалкогольный (5-7 градусов), но очень даже хмельной. Так что, не переборщите! Это вам не пиво ("пять кружечек - пустяк!").
    Впрочем и пиво в Новгороде очень хорошее. Заказывайте местное крафтовое (от 100 до 240 рублей за поллитровую кружку), не пожалеете!

  Сергей Воробьев.
    Продолжение следует...