ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 3. Рюриково городище и храм Спаса на Нередице

     Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 3. Рюриково городище и храм Спаса на Нередице

   Продолжение.
    Часть первую см.: http://sergeyurich.livejournal.com/826841.html
    Часть вторую см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827331.html


    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    РЮРИКОВО ГОРОДИЩЕ и ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА НЕРЕДИЦЕ


    Бывают такие люди, с которыми спорить совершенно бесполезно. А если все же настоишь на своем, то в итоге выйдет себе дороже.
    Говорил ведь я своей обожаемой супруге, что на Рюриково городище ехать специально не стоит, только время и деньги терять. Во-первых, потому, что там и смотреть то нечего, название, конечно, громкое, но сам объект интересен только в том случае, если ты профессионально занимаешься его исследованием как археолог. А во-вторых, на общественном транспорте туда особенно и не доберешься, придется заказывать такси (причем сразу в обе стороны).
    Вроде бы убедил. Утром заказали такси, чтобы съездить в Варлаамо-Хутынский монастырь, но по дороге к этой прославленной обители (о которой я обязательно расскажу в следующих частях заметок), моя любимая снова завела ту же самую песню: "Хочу на Рюриково городище! Я никогда не прощу себе (ага, - подумал я, - в особенности мне), если мы там не побываем!".
    Таксист, разговорчивый парень лет 35-ти, пытался меня поддержать, говоря, что место там, конечно, интересное, но лишь для того, чтобы летом приехать к пустынному берегу Волхова, пожарить шашлычки и пивка попить, что в своей молодости он с дузьями неоднократно и делал. Он не понимал, с кем связался. Все это было бесполезно. В результате, я, что и не удивительно, сдался. И мы после Варлаамо-Хутынского монастыря все-таки поехали на Рюриково городище.

    На фотографии ниже быки так почему-то и не достроенного моста через Волхов. Рекламный баннер на одном из них, вероятно, предназначен для тех туристов, которые проплывают по реке ("Посмотрите направо, именно здесь был лагерь князя Рюрика!"). В левом нижнем углу фото - отметка высоты паводка 2011 года (?). Это только кажется, что в этом году вода поднялась не очень высоко. Берега Волхова в этом месте достаточно пологие, да и вокруг полно воды, так что именно этот паводок особенно памятен новгородцам.




    Восторгу супруги не было предела. Камни Рюрикова городища, которые и руинами-то назвать трудно, были облазены со всех сторон, многократно сфотографированны и чуть ли не стали местом поклонения. Хотя в особенном преклонении перед язычеством ранее она мной замечена не была.




    Вот лишь несколько фотографий этих "священных" камней, того, что осталось на поверхности земли от того места, где, если верить летописным источникам, была резиденция варяжского конунга Рюрика, приглашенного новгородцами в 862 году.








Ну, разумеется, некие Нина, Настя и Лиза успели испоганить археологический объект:





По Волхову плывет одна из последних льдин:











    А это счастливая от сбывшейся мечты моя драгоценная супруга, по совместительству кандидат исторических наук, доцент Светлана Е. Воробьева:






   Кстати, интересно, что большинство новгородцев (речь, разумеется, не идет о профессиональных историках), искренне считают Рюрика "своим князем", в том смысле, что он никаким варягом не был (версию о том, что их Рюрик и конунг Рёрик Ютландский - одно и то же лицо, ими категорически отвергается). Они уверены в том, что Рюрик - внук Гостомысла, коренной новгородец. А вот к его преемнику - Олегу их отношение крайне враждебное. Впрочем, это и понятно, ведь в 882 году викинг Хельг (он же Вещий Олег) не просто покинул Новгород, но и после завоевания Киева, обложил новгородцев данью в пользу своей новой столицы на Днепре.
    Спорить с ними не рекомендую, особенно если вы приехали из Москвы. Привожу монолог разговорчивого таксиста: "Вы там в Москве с жиру беситесь. Ваш Собянин тут заявил, что в Москве не только все переулки будут освещены, но и над каждым мусорным бачком подсветка появится. А у нас не только переулки, но и улицы-то не все освещаются! Да и вообще, к Москве у нас еще с Ивана Грозного отношение особенное, - он немного помолчал, а потом добавил, - да и до сих пор".
    Нет, никакого недоброжелательного отношения к себе мы - москвичи не почувствовали за все время пребывания в Новгороде и его окрестностях. Но просто имейте это в виду.

    Впрочем, хватит отступлений. Вернемся к Рюрикову городищу.
    Могу сказать, что я не пожалел, что мы туда приехали.
    И на это есть три причины.

    Во-первых, для меня нет большей радости, чем счстливое выражение лица моей любимой.






Во-вторых, с кургана на Рюриковом городице открываются великолепные виды на противоположный берег Волхова.


Вид на Свято-Юрьев монастырь:






Вид на Кремль и Софийский собор:






Вид на Знаменский собор и церковь Спаса Преображения на Ильине улице:




    Да и вообще место очень живописное.







   И, в третьих, рядом с этим местом на небольшой горе Нередица стоит всемирно известная церковь Спаса Преображения, возведенная в 1198 году, возведенная в правление князя Ярослава Владимировича, которую, конечно же, мы просто не могли не посетить, тем более, что оказались совсем неподалеку (между прочим, памятник в 1992 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).









   Этот храм - единственное сооружение, сохранившееся от Нередицкого монастыря. И если первая княжеская постройка в Новгороде - Софийский собор в Детинце, была самой крупной, то последняя - церковь Спаса на Нередице, - самой малой. В том числе и в строительстве так выразилось значительное уменьшение роли князей, превратившихся из полноценных властителей города, каковыми они были в XI веке, в наемников, приглашаемых в Новгород и изгоняемых из него по воле веча (после восстания 1136 года, в результате которого Новгород вплоть до потери своей независимости в 1478 году стал вечевой республикой).

    Небольшая церковь Спаса Преображения на Нередице, кубического типа, одноглавая, мало чем отличается от скромных боярских, купеческих и уличанских построек того времени (второй половины XII - первой половины XIII в.). С предельной простотой оформлены ее фасады, расчлененные лопатками. В интерьере этому делению соотвествуют четыре столпа.









    Спас на Нередице являлся лучшим в Европе храмом по сохранности живописи того времени. Его фресковая роспись, выполненная в 1199 году, представляла собой наиболее ценный памятник монументального искусства конца XII века. Я не случайно пишу это в прошедшем времени. Дело в том, что во время Великой Отечественной войны в результате систематических артобстрелов она превратилась в руины. От всемирно известных росписей осталось не более 15%.


Так выглядел интерьер храма до его разрушения:

В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, стр. 151.
12th-century frescoes in the Nereditsa Church, Novgorod, Russia.









    В послевоенные годы по старым чертежам удалось вернуть памятнику его первоначальный облик, а спасение живописи продолжается до сих пор.






   К сожалению, нам не удалось осмотреть храм изнутри. Он просто был закрыт. Да и идти к нему, хоть и недалеко от того места, где заканчивалась асфальтированная дорога (тоже не в самом лучщем состоянии) пришлось по непролазной грязи. Доставивший нас в село Спас Нередице таксист просто не рискнул проехать к церкви, опасаясь, что машина завязнет, а потом нужно будет вызывать трактор.









   Когда мы вернулись к машине, какой-то местный селянин предложил нам вызвать смотрительницу храма, чтобы она его для нас открыла: "Она близко живет, в соседнем селе, всего в четырех километрах отсюда. Если хотите, я за ней схожу". Мы его поблагодарили, но отказались от его любезного предложения. Просто представили, что он побежит в это соседнее село, а потом со смотрительницей будет возвращаться обратно, и это все ради нас...
    Да и еще много чего мы хотели увидеть в этот день.

    На обратном пути в город мы доехали до Антониева монастыря. Но он достоин отдельного рассказа.
    Так что, продолжение следует...

    P.S.: Получилось так, что мы фактически арендовали такси почти на полдня. От отеля "Волхов" в Варлаамо-Хутынский монастырь (около 8 км., полчаса ожидания), потом к Рюрикову городищу (еще около 10 км. и еще полчаса), к церкви Спаса на Нередице (это близко, но еще полчаса ожидания), а оттуда в Антониев монастырь (еще 5-6 км). Сумма на счетчике составила всего 840 рублей! И таксист был благодарен, что все это время он был занят, а не простаивал. Просто сравните с московскими ценами.
    Так что, такси в Новгороде - самый лучший способ передвижения из города в пригороды, особенно в том случае, если в то место, которое вам очень хочеться посмотреть, автобусы ходят редко или не ходят вообще. А также в том случае, если вы плохо ориентируетесь в городе (карта не всегда помогает, поскольку, напомню еще раз, на остановках, как правило, нет ни номеров маршрутов, ни расписания движения).

    Сергей Воробьев.

 


Ну, вот - и все получилось!
Но одна маленькая просьба чисто технического характера - пожалуйста, вступительную часть сделать по возможности короткой и только с одной фотографией. А все остальное взять "под кат".
Иначе общую ленту читателю смотреть будет весьма неудобно ....(
С почином, и спасибо за интересный материал :)