proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Categories:

Интерьер Елецкого собора на старых фото

Оригинал взят у  proofreader_z в  Интерьер Елецкого собора на старых фото

DSC04164.JPG

img467.jpg

Собор  Вознесения в Ельце - памятник весьма известный. Один из крупнейших в мире православных храмов, возведён по проекту Константина Андреевича Тона в 1845-1889 годах.

img444.jpg

Руководство работами с начала осуществлял академик архитектуры Иван Иосифович Вальпреде, с 1848 г. - елецкий городской архитектор И.И.Померанцев, а с 1874 г. - знаменитый Александр Степанович Каминский.

img468.jpg

Трапезная часть собора была закончена вчерне в 1853 г. К весне 1854-го в её подвале установили
аммосовскую печь, а потом приступили к внутренним работам. Иконостасы двух приделов (Николы и Д.Ростовского) выполнены московскими мастерами (начинал Котов, заканчивал - Никифор Васильевич Соколов), и уже осенью 1855 г. оба престола освятил архиепископ Орловский и Севский Смарагд (ибо Елец тогда состоял в Орловской губернии).

img465.jpg

Таким образом, богослужения в тёплой трапезной собора начались через 10 лет после его закладки, но до завершения громадного пятиглавого четверика было ещё очень далеко. Даже и пять лет спустя (1861) его стены были только лишь доведены до карниза. В 1872 возведены своды. В 1873 - купола В 1874 четверик покрыт "чёрным листовым железом, покрашенным в белый цвет". В 1876 - завершили остекление громадных окон бемским стеклом в железных переплётах.

img462.jpg

Работы в интерьерах четверика начались с 1877 года в период руководства А.С. Каминского, а главным его личным творением стал здесь конечно же громадный иконостас, спроектированный в 1878-м:
img457.jpg


В том же году начали сооружать сию роскошную махину. Нижняя часть, деревянная резная позолоченная с балдахином над царскими вратами составляет единое целое пред всеми тремя алтарями (центральный - Вознесения, правый - Казанской иконы, левый - Александра Невского). Этот ярус делал московский мастер-резчик Лебедев за 36000 р.
img460.jpg


Верхние ярусы "устроены лепною работою из алебастра и цемента, раскрашены и по местам вызолочены".  В средней части они заметно выше боковых и отдедяются от них торцами межалтарных стен. Это уже творил лепщик Сысоев за 6000 р.

img461.jpg

Сооружение иконостаса тоже было делом не скорым. Пишут, установку и позолоту даже первого яруса закончили лишь в июле 1889 года, т.е. буквально накануне освящения храма (в сентябре того же года).
img458.jpg

А вот и сам Александр Степанович перед своим детищем (только тут с подписью кто-то накосячил, имя перепутал):
img456.jpg

Творцом росписей собора чаще называют известного художника-передвижника, академика Алексея Ивановича Корзухина. Но не всё так просто. Он расписал купол, часть стен и выполнил 17 икон иконостаса. Пишут, что заказчик (видимо купец Александр Александрович Петров, исполнявший в 1870-1889 должность "строителя собора") и архитектор (т.е. Каминский) признали работу Корзухина "неудовлетворительной по исполнению". Мастеру выплатили 7000 рублей и расторгли контракт.

img463.jpg

Продолжать и заканчивать работы был приглашён не менее известный живописец Клавдий Васильевич Лебедев, тогда ещё совсем молодой, но в последствии тоже и академик, и передвижник. Росписи холодного храма были окончены в 1887 г.
А вот трапезная так и осталась нерасписанной вплоть до 1950-х годов.

img464.jpg

В 1887-1888 в холодном храме устроили полы, сочетавшие мозаику и мраморные плиты - круглые белые и квадратные серые.

img465 (2).jpg

В год освящения (1889) повешены паникадила, бронзовые позолоченные, изготовленные на фабрике знаменитого московского купца Андрея Михайловича Постникова - среднее на 96 подсвечников и два боковых по 24.

img466.jpg

img469.jpg

img470.jpg

img471.jpg

img472.jpg

img473.jpg

img476.jpg

img474.jpg

img478.jpg

Часто в качестве даты закрытия указывается 1934 год, но местные краеведы ссылаются на частную переписку жителей тех годов и архивные следственные дела, что шили коммуняки елецкому духовенству, из коих следует, что в трапезной служили до начала 1938 г., а холодный храм действительно где-то в 1933-1934 был обращён в хранилище зерна.

img475.jpg

Публиковалось и такое вот, от января 1937-го расписание служб  владыки Серафима (расстрелянного краснопузыми через полгода), в коем собор ещё числится действующим:
img501.jpg

Какое-то время во храме действовал цех золотодобычи. "... были установлены четыре ванны с кислотой. Работницы в марлевых повязках и резиновых перчатках ... смывали сусальное золото..." с деревянных деталей иконостасов. И не только соборных. Сюда свозили иконостасы и прочих елецких церквей. "Обработанное" резное дерево отвозилось в тюрьму на топку".
Пишут, после ударных трудов тех стахановцев остались только верхние (лепные) ярусы главного иконостаса и "полторы створки царских врат".

img479.jpg

Росписи и мозаичные полы холодной церкви, дубовый паркет тёплой, в основном сохранились, хотя и с повреждениями.

img477.jpg

Помимо зернохранилища в здании уместились ещё и бондарная мастерская, и кулинарный цех. В подвале хранили и перерабатывали овощи.

img480.jpg

При восстановлении собора после его открытия (1947) для приделов трапезной перенесли детали иконостасов из церкви Владимирской иконы в Чёрной слободе. Там в самый разгар сталинского мракобесия располагался склад военной лётной части, и те лётчики те иконостасы "не дали в своё время уничтожить".

img506 (2).jpg

Помогло делу и то, что нашлись ещё живыми бывшие работники иконостасного завода Трубициных, а главным мастером стал Иван Корнилович Висков. В 1953 г. новособранные иконостасы были забронзированы, и в результате вышло как-то так:

img518.jpg

А в холодном храме нижний ярус восстанавливали почти заново. Говорят, тут очень помогли модельщики местного завода "Гидропривод".

img506.jpg

Пишут, в 1960 г. сделаны царские врата Казанского и Александровского приделов, воспроизводящие первоначальные, "... для чего послужили фотографические снимки, какие удалось достать у старожилов г. Ельца ...".
А в 1975 г. главный иконостас был позолочен.

img518 (2).jpg

Моя верхняя фотка сделана 27 сентября 2012,

а все Ч/Б публиковались в очень приятной книге весьма почтенных авторов, откуда благополучно сканированы. Выпущена она мизерным тиражом, как нынче и принято издавать хорошую краеведческую литературу, в отличие от мильённных тиражей, коими теперь клепают всяку лабуду.

img372.jpg

К сожалению, целый ряд фото в той книге не подписаны, не датированы, и я не берусь фантазировать об их точном возрасте и происхождении.
Разве, кто из спецов подскажет ...?...

img483.jpg

img370.jpg
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, 7.2 - "русско-византийский стиль", Архитектурные чертежи, Елец, Липецкая область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments