ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 4. Антониев монастырь

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 4. Антониев монастырь

    Продолжение.
    Часть первая см.: http://sergeyurich.livejournal.com/826841.html
    Часть вторая см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827331.html
    Часть третья см.: http://sergeyurich.livejournal.com/827861.html


    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
    АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ (ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ)


    Монастырей в Новгороде и его ближайших окрестностях достаточно много. Они в разном состоянии, есть и вообще полуразрушенные, сохранившиеся фрагментарно (как, например, Духов монастырь в самом центре Софийской стороны города), есть и хорошо сохранившиеся. Часть из них действующие, а некоторые стали музеями. О большинстве из этих монастырей (тех, которые мы посетили) я обязательно расскажу в отдельных частях данных заметок. Эта же часть посвящается знаменитому Антониевому монастырю.





    Антониев монастырь расположен в черте города, на его Торговой стороне, несколько севернее того средневекового района, который именовался Плотницким концом (или просто Плотниками).

    Если вы остановились в центральной части Новгорода, то добраться до Антониева монастыря можно и пешком. От Ярославова дворища нужно идти по Большой Московской улице в северном направлении, а когда дойдете до Студенческой улицы (почему она так называется, будет понятно потом), поверните налево, в сторону Волхова. Время в пути займет около получаса. Ну а если лень топать пешком, то по Б. Московской автобусов ходит достаточно много. Но советую выйти немного раньше и пройти по улице Панкратова (тоже налево), чтобы заодно осмотреть очень интересную церковь Бориса и Глеба в Плотниках ( первой половины XVI века).




  История Антониева монастыря достаточно интересна, чтобы остановиться на ней подробнее.
    Эта обитель была основана в самом начале XII века (в 1106 году), причем не новгородцем, да и вообще не жителем Руси, а иностранцем, которого звали Антоний Римлянин.


Фреска XVIII века:




    Предания рассказывают о преподобном Антонии разное. Но наиболее устоявшаяся версия, отраженная в том числе и на фресках основанного им монастыря, носящего его имя, такова.


Фреска XVIII века:



Некому богатому итальянцу (если этот термин применим к жителям Аппенинского полуострова начала второго тысячелетия), в один прекрасный момент было знамение, после которого всяческие материальные блага стали вызывать у него отвращение. Он раздал все свое имущество нищим (по другой версии, сложив в бочку, бросил в море; честно говоря, первая версия мне нравится больше), удалился в безлюдные места на берегу Тирренского моря, где стал вести жизнь отшельника. Все время он проводил в постах и молитвах. Местом для молитвы он выбрал большой камень на побережье.
    И вот однажды этот камень, оторвался от берега и чудесным образом вместе с молящимся на нем отшельником Антонием, вместо того чтобы тут же пойти ко дну, поплыл в открытое море наподобие прочного плота.
    Неизвестно, сколько длилось морское путешествие преподобного Антония на его камне, но утверждается, что он на нем проделал путь из Средиземного моря вдоль Атлантического побережья, через Ла-Манш и Северное моря в море Балтийское, а дальше по Неве (через Ладожское озеро) и по Волхову прямо к Новгороду. Таким образом, Антоний почти повторил путь "из греков в варяги", обойдя вокруг всю Западную Европу. Интересно, чем во время этого плавания, которое должно было продолжаться не один месяц, он питался? Но отнесем это к чуду, не поддающемуся логическому объяснению, ведь и камни не плавают...


Преподобный Антоний приплывает к Новгороду на камне (фреска XVIII века):




    На правом берегу Волхова, к которому причалил камень преподобного, он сошел на сушу и построил деревянную церковь Рождества Богородицы, ставшую первой постройкой будущей Антониевой обители.

    Несмотря на то, что новгородцы к иностранцам давно привыкли, ведь недаром Новгород фактически входил в знаменитый Ганзейский союз, к Антонию Римлянину они отнеслись довольно враждебно, что и не удивительно. Окончательный разрыв между двумя христианскими церквями произошел уже более пятидесяти лет назад, когда папа Римский и патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме. Появление в Новгороде "латинянина" вполне могло быть воспринято новгородцами как попытка католической пропаганды.


Фреска XVIII века:




    И скорее всего Антония из города бы изгнали, если бы не неожиданное заступничество новгородского епископа Никиты.


Фрески XVIII века:






Этот епископ тоже не пользовался в Новгороде особенной любовью, поскольку был прислан возглавить новгородскую епархию из Киева (времена, когда новгородцы будут выбирать себе епископов на вече, наступят немного позже). Отношения между Новгородом и Киевом, во все времена не слишком доброжелательные, начиная с того времени, когда князь Олег перенес столицу с Волхова на Днепр, к началу XII века достигли крайней степени напряженности. Новгород всеми силами стремился к независимости, которую в итоге и получил в период с 1126 по 1136 год. Но до этого момента оставалось еще несколько лет, и новгородцы смирились перед епископом, вынужденно признав "своим" и Антония, которого церковный иерарх взял под свою защиту.

    В 1117 году Антоний вместо деревянной церкви заложил каменный храм. По преданию, ров для фундамента Рождественского собора Антоний и епископ Никита выкопали вместе. Удивительно, но этот храм сохранился до нашего времени. Таким образом, в этом году ему исполнилось ровно 900 лет. Не правда ли, весьма солидный возраст?

    Храм Рождества Богородицы Антониева монастыря - это стройное, увенчанное тремя куполами, с примыкающей к его северо-западному углу круглой толстенной башней здание.
    Именно эта башня делает храм необычным.
    В остальном же, как и в других новгородских постройках того времени, нет лишнего узорочья и лепнины. Все детали - высокие апсиды, плоские лопатки - направлены на то, чтобы подчеркнуть устремленность постройки ввысь (параметры храма таковы: высота - 25 метров, длина - 18 метров, ширина - 11 метров).
    Кладка из традиционного известняка, но с очень широким применением кирпича - его самого древнего, брускового варианта. Использованы тонкая и толстая плинфа и даже пятиугольный кирпич, предназначавшийся для декоративного убранства.




















  В 1125 году собор был расписан фресками, многие фрагменты которых можно увидеть и теперь, благодаря работе советских реставраторов из Москвы и Ленинграда.
    От том, насколько эти фрески интересны, судите сами.


Фрески 1125 года:













































А это самая моя любимая фреска в этом храме:




    Как и все новгородские монастыри, Антониева обитель много раз горела. Она подверглась ограблениям при покорении Новгорода Иваном III, в дни опричного похода Ивана Грозного, во время Смуты, когда Новгород был оккупирован шведами. Кстати, церковные сосуды-потиры из оникса и яшмы в резной золотой оправе, украшенные драгоценными камнями, которые были вывезены из Антониева монастыря, теперь хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

    К XVIII веку относится новая роспись церкви Рождества Богородицы, что связано с тем, что в 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена новгородская духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений России.
    Несколько фресок XVIII века, которые показались нам наиболее интересными.
























   

















   







    В настоящее время на территории Антониева монастыря располагаются несколько факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (теперь понятно, почему улица, которая ведет к нему, называется Студенческой?) Видимо поэтому эта территория ухожена и напоминает небольшой парк. Рождественский собор теперь является музеем, относящимся к ведению Новгородского государственного музея-заповедника. Службы в нем не проводятся, зато в нем можно фотографировать, чем мы и воспользовались.

    Кстати, советую посетить Антониев монастырь с утра, пока не наехали многочисленные туристы. Музей Рождественского собора открыт с 10.00. К этому времени и приезжайте. Мы, правда были в нем около 11 утра, но кроме нас в храме не было вообще ни одной души (если не считать продавщицы билетов и всего одной музейной смотрительницы; подслушали их спор по поводу того, с какого года нужно отсчитывать историю собора - с 1117 - года его основания, или с 1119, когда завершилось его строительство).
    Стоимость билета на посещение Рождественского собора - 100 рублей (фотосъемка - бесплатно). За прогулку по территории бывшего Антониего монастыря платить не нужно вообще.





  Продолжение следует...
    Сергей Воробьев.





Вчера я направил вам письмо, даже два, но что-то нет ответа. Может быть ошибка в адресе?