archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Category:

Поэма об архитектуре Русского севера

В этой статье рассказывается не только об Успенской церкви в Кондопоге – прославленном памятнике архитектуры Русского севера.
Это детальное исследование деревянного здания, которое русские плотники срубили топорами из бревен.
Исследование его архитектурных и конструктивных особенностей.
И сама церковь здесь является только примером, наглядным примером всех тех народных способов возведения деревянных бревенчатых церквей, которыми мы все так восхищается.

Фото-этюд.jpg

Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
Успенская церковь в Кондопоге лучше всего иллюстрирует саму идею сооружения, в котором главным и доминирующим является столп – башня, увенчанная шатровым верхом.

Бывшие единственной русской окраиной, граничащей с морем в XVI – XVII веках, северные области многие годы были торговыми путями, связывающими Русь с западом. В XVIII в. Кондопожский погост был составной частью северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. В эти годы Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия Петрозаводска и строительных материалов для строящегося Петербурга. И Успенская церковь была своеобразным маяком на берегу озера.

Общий вид.jpg
Церковь в Кондопоге, общий вид

Архитектурные детали фасада Кондопожской церкви вызывают чувство восхищения. Традиционная бочка с килевидным завершением украшена небольшой главкой. А еще выше – нижний и верхний восьмерики и все три повала,  и фронтонный пояс, окружающий восьмерик со всех сторон.
Здесь мы видим взлет творческой фантазии, сметающий на своем пути привычный рационализм.
И действительно,  могучая масса нижних частей здания - и пирамида шатра, стремящегося к небу. Стены предельно простые, и только бочка над алтарной частью церкви, висячие крыльца входов и ажурный фронтонный пояс – вот и все украшения. На нижнем восьмерике покоится еще больший восьмерик, их соединяют  повалы, а еще выше -  широкая по'лица, которая зрительно создает основание для взлетающего ввысь шатра.

На следующей схеме детально показаны почти все основные составляющие элементы бревенчатого здания, его внутренняя структура.
Именно в разрезе понятны многие части сооружения, которые увидеть в натуре сложно.
Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система с продольными и поперечными связями, и диагональными ветровыми раскосами. В центре шатра находится центральный столб-опора, вертикальная ось всей конструкции.

КОНДОПОГА=1.jpg

Трехчастная композиция здания традиционная – притвор, трапезная, церковь и алтарная часть.

Для иллюстраций к отдельным терминам деревянной архитектуры севера, я привожу несколько деталей в крупном масштабе и с пояснениями. На фрагментах представлены как детали этого здания, так и других аналогичных построек, они приведены в качестве примера.

Фрагмент № 1.(для примера)
Глава.jpg

Фрагмент № 2.(для примера)
Шатер-1.jpg

Фрагмент № 3.(для примера)
Столб-опора.jpg

Фрагмент № 4.
Апсида.jpg

Фрагмент № 5.
Висячее крыльцо.jpg

Фрагмент № 6. (для примера)
Окно.jpg


Но внутри церкви нас встречает совсем другая архитектура, сдержанная и простая. Все помещения невысокие, так как над ними устроены потолки с чердачным пространством. Такое объемное решение давало возможность создать теплые помещения. Ведь прогреть зимой огромный высокий шатер в условиях севера было бы нереально. А вот потолок в самой церкви несет в себе еще и художественную составляющую – это знаменитая композиция, именуемая «небо».

Трапезная.jpg
Интерьер трапезной:
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.

Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад

Иконостас и небо.jpg
Интерьер самой церкви – впереди иконостас:
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»

На чертеже разреза видно, что все помещения занимают не более шестой части в общем объеме здания. Все остальное – это подклет, чердаки, и конечно объем самого шатра, наполненного сложной системой конструктивных элементов.

И в разрезе понятны многие части здания, которые увидеть в натуре невозможно. Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система, которая вот уже несколько веков надежно держит огромное по высоте здание.

Деревянная Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 году, стала одним из последних и самых ярких памятников северной архитектуры, созданных нашими мастерами в конце XVIII века. Древнерусские зодчие создали не просто церковь, а величественный Памятник Архитектуры.

………………………………………………..
- Графические схемы выполнены автором в марте 2017 года
- Использованы отдельные материалы из работы:
«Деревянная архитектура Русского севера» - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/derevjannaja_arkhitektura/0-263
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 1.7 - Деревянная архитектура севера, Архитектурные чертежи, Карелия, Кондопога
Subscribe

  • Собор Спаса Преображения

    Преображенский храм был построен в 1758 г. на высоком холме в городе Судиславль в Костромской области. (GPS:57.883013, 41.704480) 01…

  • Усадьба Измайлово

    Усадьба Измайлово – знаменитая загородная резиденция русских царей Алексея Михайловича и его сына, Петра Великого. В конце 17 века…

  • Авраамиев Городецкий монастырь

    Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь расположен в селе Ножкино Костромской области на берегу Чухломского озера.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments