vladimirtan (vladimirtan) wrote in architectstyle,
vladimirtan
vladimirtan
architectstyle

Category:

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова


Сергей Васильевич Челноков был фотографом-любителем и происходил из видной купеческой семьи,
члены которой входили в Попечительский совет Третьяковской галереи.


Одной из главных тем фотографий была Москва: повседневные уличные сценки, происшествия, культурные мероприятия. Сегодня прогуляемся по городу 1900-1914 годов и  посмотрим на него глазами Челнокова.



После революции Сергей Челноков был вынужден  эмигрировать за границу. Он умер в Дании,
и его архив - 1500 стеклянных диапозитивов и негативов (в основном стереопары),
а также цветные диапозитивы в технике "автохром" до недавнего времени оставались невостребованными.


Его брат Михаил Васильевич был известным в древней столице человеком, занимался предпринимательством
и политикой,  входил в состав Временного правительства.






Кремлёвская набережная. За спиной фотографа, на Москворецкой улице, был расположен рынок, этим, по всей видимости, объясняется скопление народа. На заднем плане, с левой стороны, виднеется храм Христа Спасителя.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото

Красная площадь. Пристройки по сторонам Спасской башни - это часовни Великого
Совета Ангела и Великого Совета Откровения, снесенные в 1925 году.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Вид со Спасской башни в сторону Замоскворечья.
С левой стороны от фотографа - храм Василия Блаженного, не попавший в кадр.
Виден Васильевский спуск и Софийская набережная. 1911-1914 год.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





Кремлёвская стена, направление съемки - северо-восток, вдали
виднеется Большой Москворецкий мост.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Кутафья башня
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото

Часовой у памятника Александру II, расположенного в Кремле, на Кремлевском холме.
Памятник до наших дней не сохранился,
большевики убрали его в 1918 году.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



По Театральной площади конвоируют заключенных, 1900-1902 год.
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





А это 1908 год, рабочие прокладывают пути для трамвая. На переднем плане - часть большого овощного рынка,
располагавшегося на Воскресенской площади (ныне площадьРеволюции).
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




2 мая 1914 года. Горит Малый театр, а зеваки наблюдают.

Обратите внимание, как аккуратно уложены трамвайные пути и брусчатка.
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




На Театральном проезде даже пробка образовалась.


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото






Важное событие из жизни города: в 1908 году произошло сильнейшее наводнение.
Вода поднялась до 9 метров. Фотография сделана с Большого Каменного моста,
который в 1938 году был перестроен ниже по 
течению реки.
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Никольский мост (сейчас на его месте Крымский) и Пречистенская набережная


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото






Якиманка, переправа на лодке


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото
Швивая горка.

Расположена на левобережье реки Яузы в пределах бровки и склона высокой (до 145 м) третьей надпойменной террасы. Поднимается от Яузы к Таганской площади.



На плане Москвы 1739 года обозначена «улица на Вшивой горке», хотя до этого звалась Швивой. Но произносить такое было лексически трудно, поэтому постепенно стало укореняться название Вшивая. В конце XVIII века на официальном плане Москвы этого названия нет, но в народе Вшивой горкой называли холм в Заяузье у Яузского моста. В середине XIX века на плане уже есть Вшивогородская улица и Вшивогородский переулок, на позднейших планах называемые Прохоровской улицей и Курносовым переулком. В конце XIX веке Вшивой горкой жители называли Верхнюю Николо-Болвановскую улицу, до того звавшуюся Яузской.

В 1919 году улица Швивая горка включена в Гончарную улицу.



Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото






Страстная площадь и не существующий ныне Страстной монастырь.

Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками,  стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром  «Россия». Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото


Тверская застава, 1908-1914 годы. Уже вовсю ходит трамвай.


Название площади возникло после 1742 года в связи со строительством Камер - Коллежского
вала  и созданием на этом месте заставы.



С 1834 года площадь также иногда называлась площадью Новых Триумфальных ворот по стоявшей на ней
Триумфальной арки. Это название бытовало одновременно со старым.


1932 году площадь получила название площадь  Белорусского вокзала, а в 1990 году ей
возвращено  первоначальное название.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





Капитальная реконструкция площади Тверской Заставы  была проведена в 1936 году.


Триумфальные ворота разобрали. Поначалу  планировалось их восстановление на прежнем месте, но
сделано это не было. Они были воссозданы в 1968 году  на Поклонной горе.


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Каток на Патриарших, 1900 год
 

До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Сегодня от Козьего болота остались лишь названия переулков – Малый и Большой Козихинский. Это живописное место и выбрал в качестве своей резиденции патриарх Гермоген. Патриаршая слобода стала одной из самых богатых в городе. Она существенно разрослась, были возведены три церкви, увеличилось количество жилых построек. А в 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола.


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Арбат. Замена путей конки на электрический трамвай, 1908 год



Первое упоминание об Арбате  относится к 1493 году. В летописях описан страшный
пожар в церкви, случившийся от оставленной на ночь  свечи в Храме Николы на Песках.


В XVI-XVI веке по Арбату пролегала дорога на  Смоленск. Движение по улице стало интенсивнее с 1522
года, когда Смоленск вернули в лоно Великой Руси. Это  событие способствовало увеличению
торговли между
этим городом и Москвой.


По улице уходили на защиту западных рубежей русские  войны. Но не стоит забывать, что по ней же двигались и
враги, намеревавшиеся захватить Московский Кремль.  Именно для отражения этих набегов, на Арбате были
расположены в XVI веке стрелецкие полки в начале и в  конце улицы. В XVII веке расположили еще один, но
уже в середине Арбата.


Кроме стрельцов, улицу и рядом располагавшиеся  переулки заселяли и ремесленники. В Плотников
переулке проживали плотники. Серебряных дел мастера  обжили Серебряный переулок. Работники Денежного
двора расположились в Денежном переулке.


Начиная со второй половины XVIII века, Арбат  становится местом проживания московской знати, и из
района  простолюдинов переходит в статус  «дворянского гнезда».


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Открытие памятника Гоголю, 1909 год

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





Ажиотаж публики.
Памятник вызвал в обществе большой
резонанс, отношение к нему было противоречивое: "Первое
впечатление этой почти страшной фигуры, прислонившейся к грубой глыбе камня, точно ударило. Большинство ждало образа, к которому привыкло… И вместо этого явно трагическая, мрачная фигура; голова, втянутая в плечи,
огромный, почти безобразящий лицо нос и взгляд – тяжёлый, угрюмый, выдающий нечеловеческую скорбь… В сумерках и лунной ночью он будет прямо страшен, этот бронзовый великан
на Арбатской площади,  замерзший в позе вечной думы."

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Новоспасский монастырь

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Зацепа. Женские подготовительные курсы ОРКОУЖ (Общество распространения
коммерческого образования среди женщин).
1905-1912 годы


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



1914 год, на Калужской площади обвалилось здание из-запрорыва водопровода: "В ночь на 26 января на Калужской площади прорвалась магистральная труба водопровода. Вода  громадным потоком вырвалась наружу и понеслась по  направлению к Москва-реке, все затопляя на своем пути, размывая мостовые, пути трамвая,  опрокидывая фонари и трамвайные столбы. Много бед натворила разбушевавшаяся стихия, пока не закрыли водопровод и не справились с ней.  Между прочим, вырвавшаяся из трубы вода подмыла фундамент и обрушила стены  углового дома, выходящего на Крымский вал."


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото





19 марта 1909 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко возлагают венок
на могилу Гоголя на кладбище Данилова
монастыря

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Колка льда у Трёхгорной мануфактуры. Существовала даже такая профессия - “ледокол”.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Пресненская застава. Уличный обыск


Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото




Московский ипподром, трибуны скакового поля, 1910 год

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Зрители наблюдают за показательным полетом летчика Сергея Уточкина на биплане "Фарман". Он ездил с турне по всей России, а так описывает его полет 10 мая 1910 года газеты "Русское слово": "Сегодняшние полеты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полета на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полета. … Далее авиатор совершил фигурный полет. Он описал восьмерки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полетом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с."
Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Зоологический сад на Пресне. Там были также страусы, львы, зайцы, маралы, косули и прочие животные.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото



Яуза. У моста на Осташковской дороге.

Москва 1900-1914 годов в фотографиях Сергея Челнокова Сергей Челноков, архив, история, москва, самолет, фото

Tags: Исторические исследования, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments