lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Category:

Солигалич, Костромская область. Часть третья. Входоиерусалимская церковь, 1804 г.

При вёрстке маршрута исследования Солигалича, за отправную точку принималась, как несложно догадаться, тамошняя автостанция, от которой идёт, пересекая городок, богатая деревянным частным сектором Коммунистическая (бывшая Воздвиженская) улица. Свернув с неё в первый же проулок налево, а чуть погодя – по тропинке направо, там всё совсем рядом, городок крошечный – обнаруживаешь интереснейший архитектурный образец творчески осмысленного раннего классицизма - церковь Входа Господня в Иерусалим:
DSCN8036.jpg
Но для начала - пару слов об автостанции, для поддавшихся соблазну совершить-таки путешествие в более чем того достойный Солигалич. Человек, простодушно доверившийся Яндекс.Картам (речь обо мне), рискует попасть впросак, ибо по факту автостанция отсутствует в городе уже несколько лет, бывший зал ожидания трансформировался в кафе, автобусная касса переселилась в здание Почты России, а отбывающие ”на материк” автобусы швартуются перед той же Почтой России на центральной городской площади.
DSCN8041.jpg
На ней же, к слову, сконцентрированы сразу несколько интереснейших солигаличских достопримечательностей, в частности, старые Торговые Ряды XIX века, стыдливо прикрытые сеткой от придирчивых глаз ревнителей древней архитектуры:
DSCN8460.jpg
Или бывшая Крестовоздвиженская церковь, изменившаяся до неузнаваемости при Советской власти. Так она выглядит сейчас, превратившись в магазин, август 2018 г:
DSCN8461.jpg
Так она выглядела до революции:
8043.jpg
Оценили разницу?
Или небрежно взмахнувший рукой, танцующий Ильич на постаменте, невнятный указующий жест которого теперь можно трактовать как “поди туда, незнамо куда”:
DSCN8463.jpg
И, кстати, точно такой же Ленин стоит, приплясывая, на площади Чухломы, в 40 км от Солигалича.
От площади лучами разбегаются и манят дороги, но мы повернем обратно и вернемся к объекту нашего исследования, на бывшую Хвостовую улицу, от которой нынче осталась лишь память да тропинка, огибающая вездесущие огороды.
DSCN8025.jpg
Топонимика Солигалича не изменилась с Советских времен, законсервировав цветастый пост-революционный букет, состоящий из Коммунистической, Советской, Красноармейской, Комсомольской улиц, а также улицы Свободы и Карла Либкнехта. Вот на последней (исконно Пятницкой улице) и стоит под номером восьмым наш сегодняшний объект.
Вплоть до начала XIX века каменное строительство в Солигаличе ограничивалось лишь культовыми зданиями: к 1800 году в городе было пять каменных храмов, к каждому из которых в комплекте прилагалась шатровая колокольня.       Согласно генеральному плану, принятому еще в марте 1781 года, городские улицы должны были застраиваться как жилыми, так и казёнными каменными зданиями, но претворять планы в жизнь администрация города не торопилась, а единичные каменные дома регулярно гибли в пожарах, последний из которых в 1808 году уничтожил 400 дворов, считай, 90 % города. Солигалич пришлось отстраивать на пустом месте, уже придерживаясь регулярного радиального плана, благодаря чему количество каменных зданий постепенно увеличивалось, хотя и не так споро, как хотелось бы.
DSCN8010.jpg
На той самой несуществующей нынче Хвостовой улице, что соединяла Воздвиженскую и Пятницкую, каменных домов отродясь не водилось – нет их и сейчас, только деревянные теремки. Жили там на стыке XVIII-XIX веков – да кто только там не жил – братья Дунаевы, солигаличские купцы. Видать, торговля у них шла бойко, удача сопутствовала и капиталы  множились – ибо именно на их пожертвования (судя по результату, весьма щедрые) неподалёку от родового гнезда была построена Церковь Входа Господня в Иерусалим.
Входоиерусалимская.jpg
Первый камень фундамента заложили в 1801 году, освятили храм в 1804. Невиданной доселе архитектуры, пронзая небо высоким шпилем, взмыла колокольня, а массивный двусветный четверик, без единого прямого угла, гордо нес пятиглавие – построенный на естественном возвышении храм прекрасно вписался в панораму Солигалича со стороны реки, и заметен был из многих точек города.
DSCN8117.jpg
Апсида, четверик, трапезная, колокольня – единым монолитом, но совершенно различных пропорций: часто повторяющаяся в культовой архитектуре объемно-пространственная композиция не оригинальна по сути. Но на то он и Солигалич, чтобы удивлять: здесь каждый храм уникален.
план.jpg
Высокий, квадратный в плане, не слишком вместительный четверик компенсируется в два раза большей площадью приземистой трапезной. На этом соотношении площадей сыграли советские массовики-затейники, смекалисто приспособив церковь под Дом Культуры – сколотив сцену в четверике, а в трапезной разместив лавки для публики.
Сразу расставлю точки над i: построенный 200 лет назад, памятник ни разу не подвергался ремонтам. Архитектура, стены, остатки убранства – родные, исторические. Нынешнее кошмарное состояние заброшенного аварийного здания – результат эксплуатации не по прямому назначению в советские годы.
DSCN8014.jpg
Сквозь огромные окна четверика храм прекрасно освещался, а специфический декор пространства вокруг окон заслуживает пристального внимания:
DSCN8033.jpg
Четверик при Советской власти был поделен на два этажа, при желании на просторах Рунета можно отыскать жуткие фото. Выше мощного карниза – сейчас только кровля, на которой скоро роща вырастет. Барабанов церковь лишилась после революции, вероятно, одновременно с демонтажом шпиля колокольни.
DSCN8020.jpg
А колокольня – хороша!
DSCN8016.jpg
Даже в нынешнем состоянии – прекрасна, залюбуешься.
DSCN8032.jpg
Многократное повторение пилястр, раскреповка, нарядные вставки с ромбами и розетками, арки яруса звона, по высоте равные входным аркам первого яруса - масштабно, грандиозно и оригинально.
DSCN8015.jpg
СильноJ
Если не брать в расчет колокольню, у церкви нет ни одного прямого угла – эта особенность заметна уже на плане, и, разумеется, бросается в глаза при рассмотрении в натуре.
DSCN8030.jpg
Обтекаемый силуэт – еще одна изюминка здания, очередной “плюсик” в списке его архитектурных достоинств. И две полукруглые апсиды северного и южного приделов, пристроенные к трапезной, своими плавными линиями добавляют некую ”мягкость” силуэту храма. Правда, в северном приделе на месте окна пробит дверной проём, в результате чего стена пошла трещинами:
DSCN8035.jpg
И в южной стене алтаря – тоже пролом, ибо позарез вход нужен был именно с этой стороны, а то, что двустворчатая дверь займет полстены – так это пустяк, переживать не стоит.
DSCN8029.jpg
Почему-то такие вещи делались с мыслью ”после нас хоть потоп”.
 Не потоп. Разруха. Здание обречено. Северная стена трапезной отклоняется от вертикали и скоро зависнет над пешеходной тропой:

DSCN8022.jpg
Если обойти изувеченный алтарь с востока – перед глазами предстаёт картина, которую можно назвать апофеозом отношения государства к архитектурным памятникам нашей бескрайней Родины.
DSCN8026.jpg
Всё как-то сразу встаёт на свои места. Вот алтарь уничтоженного храма, от которого, судя по отсутствию хотя бы символического проржавленного креста, открестилась даже РПЦ:
DSCN8023.jpg
А вот – помойка, на одной линии с алтарём. Разве аллегория может быть более красноречивой?
Состояние архитектурных памятников нашей страны – зеркало, отображающее результат процессов, происходящих в обществе. Цинизм, присутствующий в строках охранных табличек, служит лишним подтверждением полного безразличия государственных органов охраны к состоянию культурного наследия.
DSCN8027.jpg
И лукавое оправдание отсутствием средств – ложь. Ибо даже в послевоенные годы разрухи, уже с осени 1945 года, ТО государство смогло запустить процесс восстановления утраченных памятников, в архисложных условиях, при катастрофическом отсутствии необходимого количества специалистов и материалов, но средства – не Бог весть какие – находились.
DSCN8008.jpg
Сейчас, слава Богу, мир. И даже несмотря на ошеломительные цифры количества пребывающих за чертой бедности сограждан (сейчас не об этом) – в государевой казне деньжата точно водятся.
DSCN8034.jpg
Но словно закрыты глаза, напрочь атрофированы совесть и ответственность, и ампутирована за ненадобностью память у государственных мужей, в чьи обязанности входит сфера реставрации, повсеместно творится уму непостижимое безобразие, сродни прямому вредительству, направленному на осознанное УНИЧТОЖЕНИЕ исторического наследия СТРАНЫ С ГЛУБОЧАЙШИМИ КОРНЯМИ. Наверное, есть у них от этого прямая выгода – иначе не объяснить.
DSCN8021.jpg
Иногда кажется, что уже устал удивляться. Но приезжаешь в какой-нибудь далекий городок – и глазам предстаёт очередной несчастный храм, на который больно смотреть, и понимаешь, что не иначе как чудом он еще держится, а исчезновение его – лишь вопрос времени, и обречённость эта – повсеместна…
DSCN8017.jpg
А делать-то что?
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Архитектурные чертежи, Костромская область, Солигалич
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments