lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, д. 77. 1913 г.

Балтийский непредсказуемый климат, недружелюбный ни к жителям, ни к гостям, ни, тем паче, к архитектурным памятникам Петербурга, далеко не всегда позволяет любоваться залитыми солнцем панорамами Северной столицы.
DSCN9255-1.jpg
Изумительно идеальное лето-2018 (в самом факте которого бывалый петербуржец подсознательно чувствует подвох и загодя готовится к осеннее-зимне-весенним катаклизмам, как неминуемой расплате за жару, загар и – о, чудо! - созревшие без теплиц дачные помидоры) закономерно переплавилось в ненастную осень, с непременным смещением палитры окружающего пространства в серо-блекло-туманные тона, отнюдь не располагающие к фотосъёмке.
DSCN9200-1.jpg
А уж если объект облицован камнем и, вдобавок, расположен на северной стороне улицы, которую и в солнечный-то день внятно запечатлеть непросто – радужного результата, достойного фотоконкурсов и “лайков” в соцсетях, не ждиJ DSCN9272-1.jpg   
Два тротуара вместе с проезжей частью в ширину здесь составляют порядка 18 метров, а шестиэтажные дореволюционные дома, метров эдак по 25 в высоту (потолки в “старом фонде” от 3,5 м плюс цокольный этаж), традиционно стоящие впритык вдоль улицы, образуют своего рода “каньон”, по дну которого движется народ и транспорт.
DSCN9281-1.jpg
На верхней кромке каньона – молчаливые каменные наблюдатели, бесстрастно взирающие на мельтешенье и суету у себя под ногами.
DSCN9233-1.jpg
Архитектурный памятник, о котором сегодня пойдет речь, находится по соседству с изученным неделю назад знаменитым “Домом с башнями” на пл. Льва Толстого (Большой пр., д. 75/Каменноостровский пр., д. 35). Начиная 1910 года, в этой части города осуществлялась масштабная перепланировка, сопровождавшаяся строительством разнокалиберных доходных домов, результатом которой мы нынче имеем удовольствие любоваться.
DSCN9270-1.jpg
Фасады домов 75 (он справа) и 77 (слева, темно-серый, с колоннами) выходят на Большой проспект, образуя единую плоскость, позволяющую оценить ошеломляющую разницу в стилях и средствах воплощения творческого замысла двух зодчих, силами и умениями которых оба здания появились на свет. Отцы-создатели - Константин Исаевич Розенштейн (1878-1951) и Андрей Евгеньевич Белогруд (1875-1933) – разделили обязанности: первый обеспечивал инженерно-техническую сторону проекта, второй отвечал за внешнюю отделку фасадов. Авторство скульптур и барельефов принадлежит Василию Флегонтовичу Разумовскому (1878-1930).  
DSCN9243-1.jpg
Дом номер 77 по Большому проспекту Петроградской стороны был построен в 1913 году. Угрюмая монохромная гамма, в которой выдержана вся отделка парадного фасада, производит не самое позитивное впечатление – до момента, пока не начинаешь внимательно присматриваться к деталям.
DSCN9265-1.jpg
Дом строился согласно традициям одного из направлений модного в те годы неоклассицизма, а именно, так называемого ”палладианства”: когда за образец брались творения итальянского зодчего Андреа Палладио, широко использовавшего в своих работах античные архитектурные мотивы. Как утверждает В. И. Пилявский, дом по Большому проспекту ПС, 77 - ”пример творческого воспроизведения незавершённого творения А. Палладио – лоджии дель Капитанио в Виченце” Сие незавершённое творение – на след. фото:
Palazzo_del_Capitanio_(Vicenza).jpg
Увы, нам о таком солнце остаётся только мечтать.
DSCN9213-1.jpg
Зато наш ответ А. Палладио явно превзошел образец по габаритам, поднявшись на высоту шести этажей, приплюсовав пару дополнительных полуколонн, между которыми разместились пять проёмов – попеременно окон либо балконов.
DSCN9212-1.jpg
Балконная решетка с кованым декоративным украшением:
DSCN9256-1.jpg
Балкон с балюстрадой:
DSCN9232-1.jpg
Между пятым и шестым этажами, на уровне композитных капителей, размещены пять барельефов с парными фигурами:
DSCN9203-1.jpg
В общей сложности, три сюжета.
Центральный барельеф:
DSCN9245-1.jpg
Задумавшись, задремали в неудобных позах кудрявые атлеты:
DSCN9250-1.jpg
Первый барельеф справа (такой же – четвертый справа):
DSCN9247-1.jpg
Демонстрация абсолютной неготовности к диалогу – разворот мощных плечJ:
DSCN9252-1.jpg
Юные прекрасные девы, первый барельеф слева (такой же – четвертый слева):
DSCN9249-1.jpg
Печальные и задумчивые. Еще бы не грустить: из  атлетов – кто заснул, а кто вовсе отвернулсяJ
DSCN9251-1.jpg
Капители великолепные – перестаёшь обращать внимание на черно-белую однообразную расцветку, скульптура на здании создаёт полутени, обогащающие фасад.
DSCN9264-1.jpg
База, как основание колонны, точнее, лёгкий намёк на её присутствие:
DSCN9262-1.jpg
Раскреповка в верхней части полуколонн, точнее, уже, пожалуй, пилястр:
DSCN9266-1.jpg
Арочный фронтон венчает ряд из шести каменных скульптур – симметрично над каждой колонной. Здесь моя фантазия бессильна – что именно символизируют фигуры, пусть каждый читатель додумает для себя самостоятельно.
DSCN9273-1.jpg
Василий Флегонтович Разумовский, автор скульптур и барельефов, личность любопытная: родом из Костромской деревни, мальчишкой убежал из дома в Петербург, чтобы учиться.
DSCN9240-1.jpg
Крестьянскому сыну получить образование было непросто: парень поначалу работал в артели печников, копил деньги на обучение, в итоге поступил в ”Школу поощрения художеств”, а окончив её – в Императорскую Академию художеств по классу скульптуры.
DSCN9239-1.jpg
Начиная с 1910 года, еще до выпуска из Академии, Василий Разумовский начинает работать вместе с известнейшими петербургскими архитекторами – Ф. И. Лидвалем, В. А. Щуко, А. Е. Белогрудом. После революции остаётся в Петрограде-Ленинграде, реставрирует мраморную парковую скульптуру в Царском селе, выполняет актуальные заказы нового правительства на бюсты Ленину, рабочим, колхозникам.
DSCN9280-1.jpg
Легендарный Ильич на площади у Финляндского вокзала мог быть воздвигнут по проекту Разумовского, но, увы, его работа по результатам конкурса заняла почетное второе место (возможно, броневик маловат показался, или Ильич рукой не в ту сторону замахнулся).
DSCN9293-1.jpg
Каменные ильичи из моды вышли, да и изваяния рабочих спросом не пользуются – нынче всё возвращается на круги своя, вот ведь и мы с вами доходные дома дореволюционных олигархов рассматриваем, нахваливаем и мечтаем, чтобы ну если не мы сами, так хоть дети наши в таких хоромах пожили…Эх…
DSCN9257-1.jpg
К слову, в доме всего шесть жилых квартир, из которых три коммуналки.
DSCN9216-1.jpg
Судя по фото в Рунете, уцелела лепнина в парадных и роскошная лестница с остатками витражей.
DSCN9221-1.jpgDSCN9224-1.jpg
Первые два этажа плюс подвал оккупированы общепитом, хостелом и риэлторским агенством.
DSCN9230-1.jpgDSCN9227-1.jpg
Присмотр за всей этой сомнительной публикой осуществляется каменными персонажами, напоминающими античных героев, и гривастым царём зверей с кольцом в зубах.
DSCN9267-1.jpg
И кто после всего этого посмеет сказать, что сей однотонный мир – однообразен и бесцветенJ?
DSCN9207-1.jpg
Tags: 9.1 - "неоклассицизм", Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments