ser_stepanov (ser_stepanov) wrote in architectstyle,
ser_stepanov
ser_stepanov
architectstyle

Categories:

Как ленинградские реставраторы отошли от истинного замысла В. В. Растрелли в Большом Тронном зале.

   В 1983 году был в городе Пушкине ( Царском Селе ) на экскурсии в Екатерининском дворце.
Тремя годами ранее был открыт после многолетней реставрации Большой Тронный зал.
   Встреча с гениальным творением архитектора Бартоломео Растрелли не вызвала восторга.
Только спустя много, много лет я понял почему...

   Вот две фотографии зала рядом, левая раскрашенная фотография американского фотографа Branson
DeCou 1931 года - http://digitalcollections.ucsc.edu/cdm/singleitem/collection/p265101coll30/id/3926/rec/50,
правая современная с просторов Интернета:



   Разница очевидна.
На левой фотографии зал немного выше, живописный плафон значительно меньше по площади, есть
эффектный переход от плоскости стен к потолку, так называемая падуга. Сам плафон с точки фотосъемки смотрится светлее и жизнерадостнее.
На правой фотографии громадный тёмный плафон, который начинается прямо от стен производит тяжелое впечатление. Зал получился значительно ниже и кажется гигантским коридором.
Как так получилось?
На сайте
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-bolshoi-zal.html

можно прочитать про перипетии в многовековой судьбе зала.
Краткое изложение:

   Первоначальный живописный плафон был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани, известного венецианского художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Растрелли.
Падуга — переход от плоскости стен к плафону — украшала зал со времен Растрелли.
   В 1790-х были обнаружены конструктивные неполадки в потолке зала. Из-за провисания нижнего пояса стропильных ферм деформировался потолок, [...]. Подрамники с живописными полотнами были сняты, живопись свернута на валы и сдана в фонды дворцовых хранилищ. Падуга была восстановлена по проекту В.П. Стасова в стилистике барочной отделки парадного растреллиевского интерьера, но в процессе восстановительных работ площадь потолка была сужена.
   Потолок был оставлен белым, а падуга декорирована золоченой орнаментировкой.
   В 1856 году работы во дворце начал  арх. А.И. Штакеншнейдер, Изготовление плафона было затем отложено на 1858 год. Новый плафон для Большого зала написали художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли, и одновременно с его созданием Штакеншнейдер переделал падугу зала, связав изысканными вьющимися орнаментами средние и угловые мотивы рокайля.
   В таком виде падуга просуществовала до войны.  При последующей реконструкции отделки Большого зала она была сбита, и ныне ее сохранившиеся фрагменты представлены в выставочной комнате.
   Плафон погиб во время пожара во время войны.
Во время реставрации Тронного зала встал вопрос о плафоне. Но в В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции.
  Центральная часть плафона была написана заново.  Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски и описание композиции с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок, выполненный А.И. Штакеншнейдер в 1857 году, когда по эскизам придворного зодчего создавалось новое оформление потолков в нескольких залах парадной анфилады. Над воссозданием плафона Большого зала работали художники-реставраторы под руководством А.Я.Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.
   Но площадь нового плафона оказалась больше и было решено отказаться от падуги.
Огромная работа живописцев завершилась в 1976 году и была принята Художественным Советом, который, уместно будет вспомнить, собирался в течение всего времени восстановления плафонной живописи Большого зала Екатерининского дворца ни много, ни мало 56 раз. Весь зал открылся после реставрации  1980 году.
Tags: 3. Стиль БАРОККО, Исторические исследования, Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments