Gena S (lesnoyskitalets) wrote in architectstyle,
Gena S
lesnoyskitalets
architectstyle

Знаменская церковь в Кузьминке * Шедевр в несуществующем селе

  Как странно выходит... Села давно уже нет, а церковь живёт... Безжалостные люди и природные стихии её неумолимо разрушают, а красота живёт! Живёт почти уже 200 лет




Ещё в 2012 году, сплавляясь летом по Красивой Мече, я видел эту церковь издалека на высоком холме, с другого берега... Почему-то тогда не решился подняться к ней (то ли лодку боялся оставить, то ли народ шарился вокруг), но решил непременно когда-нибудь вернуться. И вот в сию пору золотой осени, когда давно уже пожухли травы, и с деревьев стали облетать листья, я дошёл-таки сюда, теперь уже пешком. Пришёл вечером, когда уже стемнело, и увидел её сначала при таинственном лунном свете, а затем, поднявшись на рассвете рано утром, осмотрел её более подробно и обстоятельно





7:25  Стелется небольшой туманчик... Солнце поднялось, только-только выглянуло из-за Медведевского леска и озарило церковь первыми лучами. Краски стали густыми, плотными, насыщенными

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" за 1911 год читаем:

   Кузьминка. Церковь каменная, холодная, построена въ 1822 году на средства г-жи Кошелевой. Престоловъ три: главный — Знаменiя Пресвятой Богородицы (27 ноября) и придѣльные: свят. Иліи пророка (20 iюля) и свят. Николая чудотворца (6 декабря и 9 мая).
   Дворовъ 222, д. м. п. 687, ж. п. 687, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ по 1/2 дес. земли на душу. В приходѣ двѣ деревни: Медвѣдева, 135 дв., д. м. п. 365, ж. п. 370, въ двухъ верстахъ, и 2) Петровская 30 дв., д. муж. п. 112, ж. п. 107, въ трехъ верстахъ. Экономiя Кошелева, винокуренный заводъ. Рѣка Мечъ.
   Школы: двѣ земскихъ, одна въ селѣ, а другая в дер. Медвѣдевой, законоучителю въ каждой земской школѣ по 60 рублей в годъ. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическiя книги съ 1822 года.
   Штатъ: священникъ и псаломщикъ. У причта земли 33 дес. полевой и 1295 саж. усадебной; полевая земля близъ церкви въ одномъ мѣстѣ. Общая доходность причтовой земли 500 руб. въ годъ. Братскiй годовой доходъ 500 руб. Дома у причта собственные.
   Приходъ отъ ст. "Красное" въ 30 вер., почтоваго отдѣленiя и больницы въ 15 вер., фельдшерскаго пункта въ 8 вер., волости Слободской въ 7 вер., гор. Лебедяни въ 25 вер. Адресъ для корреспонденцiи: гор. Лебедянь, экономiя Кошелева. Земскiй начальникъ 1 уч., приставъ 1 стана Лебедянскаго уѣзда.


Сухие статистические строки, вроде бы, а сколько в них информации! И в связи с этим возникают вопросы:

Как же так вышло? Куда делись 222 двора с 1374 душами мужского и женского пола? И почему главное село с храмом в красивейшем месте с богатыми плодородными землями обезлюдело, а соседние небольшие приходские деревни Медведево и Петровское (ныне Петровские Выселки) ещё как-то существуют?..

Вопросов больше чем ответов




Это не туман, это объектив фотокармеры, вынутой из тёплого футляра, запотел





Солнце поднимается всё выше, краски становятся ярче

Известно, что в 1803 году Кузьминка переходит в собственность бывшего Тамбовского гражданского губернатора, камергера Дмитрия Ирадионовича Кошелева. Поселившись здесь со своей женой Прасковьей Петровной, он стал основателем лебедянской ветви Кошелевых.

Каменная, холодная церковь в Кузьминке появилась в 1822 году. Она была построена на средства г-жи П.П. Кошелевой и имела три престола: главный – Знамения Пресвятой Богородицы и придельные — св. Илии пророка и св. Николая чудотворца. На изящную колокольню подвесили пять колоколов, купола осенили золоченые кресты. Для саманной деревни, коей была Кузьминка того времени, появление такого сооружения было поистине большим событием и праздником. Освящение храма, на которое приезжал сам архиерей, состоялось 22 мая, на день св. Николая. Для сельчан был устроен бесплатный обед, им подарили платки и полотенца. Праздничное гулянье продолжалось до утра. Одновременно со строительством церкви построили дом для священника. Церковь обнесли кирпичной оградой (разобранной в 1940 году для строительства колхозной конюшни) с коваными воротами и калитками.

Прошли годы, хозяином имения стал сын Дмитрия Ирадионовича — гвардии штабс-капитан Александр Дмитриевич. Занимая пост Лебедянского предводителя дворянства в 1840-1846 годах и являясь членом Лебедянского сельскохозяйственного общества, он принимал деятельное участие в жизни уезда.

Согласно Спискам населенных мест 1862 года, Кузьминка (Знаменское) Лебедянского уезда была казённым и владельческим селом и располагалось по правую сторону торгового тракта из Данкова на Елец. В то время в нем имелось 32 двора с проживавшими в них 221 мужчиной и 217 женщинами. На правом берегу реки действовала водяная мельница. После отмены крепостного права крестьяне получили наделы, стали изготавливать кирпич и перестраивать свои саманные жилища. По праздникам в районе церкви устраивались базары. Несмотря на тяжёлые времена, жизнь в селе стала меняться к лучшему.

Как прежде, село разделялось на Однодворскую и Барскую Кузьминки. Помещик Александр Радионович Кошелев, правнук первого кузьминского Кошелева, к тому времени, по рассказам старожилов, был уже пожилым слепым барином, узнававшим мужиков лишь по голосам. Особого расположения к крестьянам он не питал, однако, запомнился тем, что никогда не отказывал  им в нуждах и давал взаймы зерно и муку до нового урожая. Немалое имение Кошелева находилось под присмотром его жены и управляющего. Во владение входили большие, доходившие до Зверевского поля, наделы плодородной земли, огромный жилой дом, коровник, конюшня (село славилось своими лошадьми), крытый ток с конной молотилкой, амбары, кузня и плотницкая. В овражке на линии плотины располагался спиртзавод, работавший с осени по весну и поставлявший свою продукцию в Лебедянь. Чудесный фруктовый сад с кустами сирени и акации, цветочными клумбами и оранжереей был окружён высокой кирпичной оградой. Здесь, на возвышении в большой застеклённой резной беседке звучал патефон, часто собирались гости, соседи — лебедянские купцы и помещики. По устроенному спуску они сходили к реке, где у воды располагалась специально оборудованная купальня.

С приходом октябрьских событий имение Кошелевых разорили. Старый барин с семьёй, сложив самое необходимое на повозку, поспешно покинул село. Некоторое время, Александр Радионович занимал должность председателя Союза Землевладельцев Лебедянского уезда и посылал в столицу телеграммы, пытаясь защитить оставшиеся имения уезда от взбунтовавшихся крестьян. Но к бывшим помещикам, в то время, уже не пытались прислушиваться. В Кузьминке же местные «активисты» во главе с братьями Коновыми разрушили помещичий дом, растащили имущество, вырубили роскошный сад. Не уцелел и известный в округе Кошелевский винокуренный завод: постройки сломали, а две большие спиртовые емкости прострелили, и спирт из них долго стекал на землю, пропитав гору на несколько метров. Рассказывают, что после этого ушлые кузьминские мужики ни один месяц копали в этом месте глину, отвозили домой и умудрялись получать из сырья первосортный самогон.

Когда грабить было уже некого и нечего и страсти мародёров поутихли, наступило время строительства новой жизни. Во время коллективизация, сгоняя скот и сваливая в одну кучу с/х инвентарь, руша старые порядки и ломая людские судьбы в селе стали создавать колхоз «Волна революции». В 1930-х годах закрыли и разграбили церковь. Раскулачили сельского священника отца Василия, разрушили его дом, а вскоре взялись и за середняков. Многие стали уезжать, и село начало пустеть. И хотя даже после войны значительно сократившееся население продолжало здесь обитать, волна перемен всё же «смыла» Кузьминку с крутого берега Красивой Мечи. Жестокие и нерадивые председатели колхоза, неразумная политика страны по отношению к сельскому хозяйству заставляли жителей покидать насиженные родные места. К 1975 году Кузьминка почти полностью опустела, а в 1982 году с ней попрощались последние её жители. Кузьминка прекратила свое существование.


Из статьи Валерия Акимова и Кирилла Надова (газета "Лебедянские вести", 2002 год)




Архитектура храма замечательна! Выстроен он в стиле высокого классицизма. Очевидно, что автором проекта был незаурядный архитектор (авторство неизвестно)

Храм сооружён из красного кирпича с использованием белого камня для отдельных архитектурных деталей. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырёхколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Оконные проёмы алтарной апсиды, первого светового яруса северного и южного фасадов церкви и трапезной — прямоугольные, второго светового яруса северного и южного фасадов — круглые. Оконные проемы оформлены профилированными наличниками над окнами алтарной апсиды и трапезной расположены ниши ромбовидного рисунка. Световой барабан, обработанный пилястрами ионического ордера, прорезан по сторонам света полуциркульными оконными проёмами, между которыми расположены полуциркульные ниши аналогичного формата

Особое изящество силуэту храма придаёт венчающий полусферический купольный свод, малый глухой барабан с главкой с вогнутыми стенами, декорированный ложными люкарнами




Северный портик

Высокие колонны из закруглённого белого камня с капителями, поддерживающие треугольные фронтоны, круглые световые окна — люкарны, обработанные белым камнем... Все эти архитектурные детали придают изящество и стройность облику храма!  К сожалению, одна из колонн не выстояла, повалилась



Первый и второй ярусы колокольни — квадратные в плане, третий и четвёртый — круглые. Первый ярус фланкирован по сторонам света двухколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Оконные проемы в интерколумниях в два света (прямоугольный в низу, круглый – в верху) прорезаны по аналогии с северным и южным фасадами церкви. Второй ярус прорезан по сторонам света полуциркульными оконными проёмами, прямоугольные проёмы звона третьего яруса декорированы колонами ионического ордера. Объем четвёртого яруса прорезан по сторонам света люкарнами, стены вогнуты по аналогии с малым барабаном церкви. Завершение колокольни утрачено




Солнце поднимается всё выше, краски становятся ярче





Даже стоя у церкви, слышишь шум переката





Чудесные места!









После завтрака снова сходил к церкви, теперь уже с другой стороны





От села ничего не уцелело, кроме развалин коровника, выстроенного, вероятно, в советские годы. Низ его выложен из природного камня, верх — силикатным кирпичом





На месте села густые заросли деревьев и кустов. Теперь и не угадаешь, что тут где было. Много кустов сирени. Вероятно, очень красиво тут в мае, когда сирень цветёт!





От "совков" остались здоровенные опоры ЛЭП. Почему-то советские варвары пылались их воткнуть непременно рядом с храмами. Видимо, не по нутру им это было, красота мозолила им глаза. Как сказал В.И. Ленин: "коммунизм — это советская власть + электрификация", "религия — опиум для народа". В итоге и ни народа не осталось (исконного русского), ни религии





Главный, западный, вход под колокольней

Сохранились старинные металлические ворота с кованными деталями. Над входом икона "Знамение". Справа — вход на узкую винтовую лестницу внутри стены, которая ведёт на верх, на колокольню (я туда не полез). Обратим внимание на тщательность и добротность кирпичной кладки (нынче так не строят)


Заглянул я и внутрь храма



Под главным куполом





Внутри, как водится, царит разор. Немало тут варваров побывало. От росписи ничего не осталось, кроме двух фресок в трапезной, до половины стёртых





Вид с кустом барбариса (весь куст в маленьких  плодиках; с барбарисом хорошо, кстати, пить чай)

Пытаюсь представить, какая красота тут была лет сто назад, когда село было живо и процветало... Земли вокруг хлебные, богатые, плодородные, народу в деревнях проживало много, оттого и строились такие большие храмы!

В 2009 году предпринимались попытки возродить храм: покрыт главный купол, малая главка, установлен золочёный крест. Но, к сожалению, дальше дело не пошло. Видимо, на реставрацию нужны большие средства. Хоть храм и "состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения", но государство ничего для его охраны не делает




Красивая Меча





Последний взгляд на храм

Уходить совершенно не хотелось, но надеюсь сюда ещё вернуться

Знаменская церковь в несуществующей теперь Кузьминке является, на мой взгляд, одним из самых красивых храмов на территории нынешней Липецкой области (есть такое странное административное образование 1954 года), наряду с такими храмами как:
Знаменская церковь в Вешаловке 
Владимирская церковь в Баловнево 
Церковь Димитрия Солунского в Коробовке 
Церковь Космы и Дамиана в селе Крутое 
Церковь Николая Чудотворца в селе Грязи 


Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Липецкая область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments