"Палаццо" Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

    Оригинал взят у sergeyurich в "Палаццо" Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

    Наверное, самым красивым, привлекающим всеобщее внимание, сооружением на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода является особняк семейства Рукавишниковых (д. 7), часто называемый "палаццо", поскольку был выстроен в стиле итальянских дворцов.





    Когда Нижний Новгород посетил император Николай I, он, глядя на хаотичную застройку старинного города, высказался с присущей ему категоричностью и определенностью: "У вас в Нижнем природа сделала все, чтобы украсить город, а люди делают все, чтобы его испортить".

    В особенности не понравился императору вид на город с Волги, и он повелел устроить по Откосу городской сад и бульвар. Этот сад, получивший имя Александровского (почему не Николаевского, я, честно говоря не понимаю) вскоре стал одним из любимых мест для прогулок нижегородцев.





    Правда, по нему мы гулять в почти 30-градусный мороз не стали, ограничившись осмотром сверху, с Верхневолжской набережной.
    Да и в гораздо большей степени нас интересовала архитектура Нижнего Новгорода, чем его природные красоты, не особенно видные зимой.





    Местный богач Сергей Рукавишников, сын сталелитейного магната Михаила Рукавишникова, прозванного "железным стариком" (как за род своей деятельности, так и за свой характер), выстроил (вернее, перестроил) этот дом в 1877 году (архитекторы Р. Я. Килевейн, П. С. Бойцов, скульптор М. О. Микешин).





    По легенде, одна из родственниц Рукавишниковых, проживавшая в старом доме, не пожелала выезжать из него, и тот был буквально встроен в новый особняк.


Эта схема показывает, что старое здание составляет
всю правую часть обобняка С. М. Рукавишникова:




Богатство дома выразилось в обилии барочной лепнины, сплошь покрывающей фасады, кариатидах и атлантах:






































    Это был первый дом в Нижнем Новгороде, оснащенный электричеством и лифтом. На протяжении полувека это палаццо являлось самым дорогим, по оценке Городской думы, частным домом города.


Немного интерьеров:
















    Во время Всероссийской выставки 1896 года в нем проживал китайский полномочный министр в должности вице-короля Ли Хунчанг, и здесь ему так понравилось, что по возвращении на родину он прислал хозяину китайский орден Желтого Дракона.





    Когда грянула революция, Рукавишниковы (многие из них, кстати, известны как меценаты и благотворители), сами выступили с инициативой создания в родовом доме музея и художественных мастерских. Новая власть, правда, вместо благодарности, выселила их из этого особняка.








    В настоящее время в палаццо Рукавишниковых расположен историко-архитектурный музей-заповедник.

    Впрочем, род Рукавишниковых не ичез в безвестности. Всем, кто интресуется русской культурой, хорошо известны скульпторы И. М. и А. И. Рукавишниковы. Кстати, именно они являются авторами памятника летчику Петру Нестерову, установленному в 1987 году на той же Верхневолжской набережной:






Сергей Воробьев.


Засыпанные снегом балконы, атланты и прочие скульптурные элементы на фасаде - все это создает иллюзию хорошей архитектуры. Дом смотрится как, я бы назвал - "хорошая эклектика".
Уверен, что большинство горожан считает его настоящим архитектурным сооружением. Тем более, что внутри размещается историко-архитектурный музей.
Обилие скульптуры, конечно, привлекает......:))
Вот еще увидел на доске надпись, что дом является образцом "академической эклектики".
Ох, хорошо бы мозги прочистить тому городскому деятелю, который сочинил такую ГАЛИМАТЬЮ..... :))
Григорий Васильевич, а чем Вас не устроил термин "академическая эклектика"? Насколько мне известно, в среде нижегородских архитекторов этот термин довольно устойчив.
И как бы Вы определили стиль, в котором построено это здание? "Псевдобарокко"?
О - это длинная история. Дело в том, что Советская академическая школа архитектуры вообще не признавала эклектику за стиль. Писалось просто - время капитализма в России. Эта академическая школа закончилась в 60-е годы, а новой - по большому счету - так и не создано.
В 1980-90 годы эклектику несколько "реабилитировали", и стали находить в ней положительные черты.
Сегодня уже появились даже новые термины для эклектики. Но это все очень и очень сложные вопросы, поэтому я предпочитаю придерживаться терминологии Советской архитектурной школы.

Вы написали абсолютно верно, что это здание относится к - Эклектике.
В какой-то мере это еще и вопрос восприятия. Для меня, например, архитектура "времен капитализма" в России ассоциируется прежде всего с модерном.
Если наш русский капитализм считать с середины XIX века, то и эклектика ведь тоже начиналась в эти годы. Просто эклектика в более мягкой форме шла на смену классическим стилям архитектуры, в ней присутствует многое из старых стилей, как например атланты, поддерживающие балкон.....)

А модерн - это уже к закату капитализма, он резко порвал со всеми историческими стилями и начал свой индивидуальный СТИЛЬ ))
Интересно узнать Ваше мнение: архитектуру А. Гауди Вы относите к модерну? Мне часто приходилось слышать об особом стиле - "гаудианство".
Нет уж - это пускай его почитатели и прочие барселонцы разбираются в его творениях.
Нам бы в своих пенатах разобраться :)))