lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Центр реставрации монументальной живописи ”Антоново”, Великий Новгород.Часть I.

Знаете ли Вы, что такое ”сигнация”?
Сигнация – обозначение границы подлинной и дополненной (реставрационной) кладки в виде борозды, изменения фактуры, цвета и т.д. Как на фото:
DSCN6618.jpg
Это – церковь Успения Богородицы на Волотовом поле (вид с северо-запада), расположенная в 4 км от Великого Новгорода. Историко-архитектурный памятник, в декабре 1992 года включённый в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
.
DSCN6615.jpg
В далёком 1352 году возведена по заказу новгородского архиепископа Моисея (чей портрет мы увидим чуть позже), а десятилетие спустя расписана фресковой живописью, для чего был приглашён мастер, вероятнее всего, греческого происхождения.
служба св. отцов.jpg
За два летних месяца 1363 года в интерьерах церкви и западного притвора были написаны около двух сотен фигур и многофигурных сцен. По утверждению Герольда Ивановича Вздорнова, ”в ряду других новгородских храмов с настенной живописью волотовская церковь была едва ли не самой насыщенной фресковыми изображениями, уступая  в этом отношении, вероятно, только одному современному ей памятнику – Феодору Стратилату
спас нерукотворный 1.jpg
Подробный рассказ о судьбе Успенской Волотовской церкви уже появлялся на страницах нашего журнала и доступен по ссылке: https://architectstyle.livejournal.com/227426.html
Дабы не утомлять читателей повторением, поделюсь тем, что в указанную статью не вошло.

Итак, сигнация. Зарубка в память о войне:
DSCN6743.jpg
О том, что в апреле 1944 года Госкомиссия по установлению ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками историческим памятникам Новгорода Великого, вынесла вердикт: ”Храм, как историко-художественный памятник русского искусства, погиб полностью
DSCN6595.jpg
Степень разрушения была катастрофической – уцелело около 30% кладки нижней части стен здания и западных столпов. В 1949 г Любовь Митрофановна Шуляк произвела пробные раскопки руин, которые показали, что на стенах сохранились незначительные фрагменты фресок (мы их увидим) – факт, дающий надежду хотя бы на частичное их спасение.
завал 0011.jpg
Было решено законсервировать руинированное здание до лучших времен, покуда не появится возможность приступить к полноценным работам по возвращению утраченного наследия. В 1955 году были разобраны завалы вокруг всего здания и внутри северного придела (он не был расписан), сделаны обмеры, исследовано состояние фундаментов.
5.jpg
В ходе работ были обнаружены 3033 фрагмента разрушенной живописи. Поврежденную кладку вычинили старым камнем, благо его вокруг разрушенного памятника было предостаточно. Высота уцелевших стен варьировалась от 1 до 4 метров (это отслеживается по той самой сигнации), лучше всего сохранилась северная стена, что у придела – это мы тоже увидим. Все стены были дополнены новым кирпичом до четырехметровой высоты, после чего над зданием смонтирована защитная вальмовая кровля (руководил работами Леонид Егорович Красноречьев).
2.jpg
Лучшие времена наступили по прошествии почти четырех десятилетий - до 1992 года архитектурный памятник XIV века простоял в таком виде.
Надо понимать, что превратившиеся в груду мелких обломков бесценные фрески все послевоенные годы оставались погребенными под рухнувшими на них стенами, смешавшись в невообразимую кучу. Написанные на тонком слое левкаса, при ударе они рассыпались на многочисленные фрагменты, часть из которых за полвека попросту превратилась в пыль – и утрачена навсегда. А часть – в количестве 1,75 млн штук – была отсортирована реставраторами при разборе-просеивании завалов, оставшихся внутри здания.
  Эти работы были начаты в 1993 году специалистами ООО “Фреска”, под руководством Тамары Ивановны Анисимовой. В то время “Фреска” была частным предприятием и располагалась на территории бывшего пивоваренного завода “Богемия”, построенного в конце XIX века.

DSCN6813.jpg
Ныне Тамара Ивановна – заведующая Центром реставрации монументальной живописи ”Антоново”, созданном в 2015 г на базе Реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника при поддержке Министерства Культуры России. (ООО ”Фреска” вошла в его состав). Собственно, масштабы работ по реставрации руинированной новгородской средневековой живописи всемирно известных Волотовского, Ковалёвского, Нередицкого, Георгиевского храмов и послужили причиной появления этого Центра, необходимость в котором назрела давно. (След. фото - церковь Спаса Преображения на Нередице:)

Центр располагается в отреставрированных помещениях келий и Настоятельского корпуса Антониева монастыря (они на след. фото), на площади 2280 кв. м. и оснащён современными мобильными системами хранения, осветительными приборами (в том числе с ультрафиолетовым спектром), цифровыми микроскопами, лазерным трехмерным сканером, монтировочными реставрационными столами, экспозиционным и проекционным мультимедийным оборудованием.
DSCN6819.jpg
Там же имеется архив, научная библиотека, лаборатория для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лаборатория физико-химических исследований и температурно-влажностного режима.

Инициатором запуска процесса реставрации волотовских фресок стал художник-реставратор Александр Петрович Греков, в 1960-х гг работавший над воссозданием утраченных в годы Великой Отечественной войны росписей церкви Спаса Преображения на Ковалёве (она на след. фото), расположенной в 5 км от Волотова, и в 1941-1944 гг также находящейся на линии фронта меж двух огней.

Ковалёвские фрески тоже собирали из множества обломков – но на стены храма не монтировали, выставив в качестве объекта музейного показа в новгородской церкви Георгия на Торгу (там они будут стоять до конца 2019 года, постарайтесь по возможности их увидеть).
Тамара Ивановна Анисимова принимала участие в разборе руин Спаса на Ковалёве, а потому к сходным по типу работам в Волотовском храме приступила, уже владея необходимыми навыками.
О восстановлении здания Успенского храма в 1993 г речи не шло – об этом заговорили в 2001 году, когда в реставрационных мастерских ООО ”Фреска” уже вовсю шла кропотливейшая работа по воссозданию утраченной волотовской живописи.
Разбор руин в августе 1993 года было решено начать с западного притвора – собственно, откуда в довоенную пору и осуществлялся доступ в храм.
DSCN6627.jpg
Количество обломков здесь было меньшим по сравнению с объёмом четверика, что давало возможность при необходимости оперативно подкорректировать методику извлечения фрагментов росписей. Суть методики, авторство которой принадлежит А. П. Грекову, состоит в следующем: площадь храма разбивается на участки в соответствии с архитектурным членением здания, расположением живописных композиций и с учетом мест возможного падения основной массы фрагментов одной или нескольких композиций. Участки нумеруются, а обнаруженные в их пределах фрагменты складываются в пронумерованные и датированные фанерные планшеты (размером 30х40 см, общим количеством около 7000).
DSCN6792.jpg
Попросту говоря, надеялись, что при обрушении с небольшой высоты пласты штукатурки сгруппируются более-менее компактно под своим исходным местоположением, что давало бы возможность корректной идентификации фрагментов руинированной живописи.
В 1994 г удалось приступить к разбору грунта внутри четверика. Все выявленные фрагменты сначала просушивались на месте (в северном приделе церкви), а затем перевозились в мастерские для дальнейшей обработки и склейки. Но прежде чем приступить к рассказу о процессе состыковки, пара необходимых отступлений.
(След. фото - "Рождество Христово", фреска люнета южной стены, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г)

рождество.jpg
Забегая вперед, следует упомянуть о степени сохранности живописи в довоенное время. За всё время существования, росписи ни разу не поновлялись – но за несколько веков покрылись слоем копоти и пыли, а на стыке XIX и XX веков часть из них была основательно испорчена неким химическим составом, используемым для “промывки”. Кроме того, при удалении белёсого налёта с изображений влажными ватными тампонами, по неосторожности был частично смыт голубой фон (спохватились, да поздно), из-под которого проступила серая рефть (фон-основа). (След. фото - "Мученик Сергий", фреска северной стены, нынешнее состояние)
DSCN6675.jpg
Роспись купола (так называемый первый и второй регистр - Пантократор и архангелы с серафимами) - как это часто бывает в силу скапливания в этой области конденсата, пребывала в плачевном состоянии, имела множество утрат, вряд ли после обрушения с 15-метровой высоты от неё вообще что-либо осталось.
 В 1930-хх гг фрески расчистили и укрепили, отнюдь не предполагая, что вся эта красота продержится столь недолгий срок...

DSCN6630.jpg
В 2003 году был открыт восстановленный спустя 60 лет после войны храм. Вы можете приехать к нему в любой день. От новгородского ж/д вокзала до Волотова – 10 минут на такси за 150 рублей.
Войдём. Там, как правило, немноголюдно.
DSCN6684.jpg
9 метров до сводов, 15 метров до купола. Северная стена. При восстановлении использовали старый материал.
О высоте уцелевших при бомбёжках стен можно судить по наличию и фактуре фресок.

DSCN6679.jpg
Слева от южной двери – очень говорящий фрагмент. Это “Мученик Фирс”, роспись девятого, самого нижнего, регистра, частично сохранившаяся на историческом месте. В копии 1927 года он выглядит так:
153.jpg
Сейчас выше левой руки – пустота, стена срезана войной:
DSCN6704.jpg
Над южной дверью была так называемая ктиторская фреска во всю ширину стены – изображение восседающей на троне Богоматери с младенцем Христом, которой посвящен храм, с предстоящими перед нею слева архиепископом Моисеем (по чьему повелению церковь была построена) и справа архиепископом Алексеем (по указанию которого церковь была расписана). Моисей преподносит Богоматери миниатюрную модель храма. В копии 1894 года фреска выглядит так:
моисей.jpg
После частичной состыковки в реставрационных мастерских – так:

DSCN6784.jpg
Портрет архиепископа Моисея, обещанный в начале статьи, сохранился в нескольких довоенных копиях, например, 1930-го г:
169.jpg
Нынешнее состояние:
DSCN6787.jpg
В своде арки южной стены (если поднять голову) располагался Архангел Михаил, чей облик запечатлен на нескольких фото Л. А. Мацулевича в 1910 г. Черно-белый снимок, композиция целиком:
арх.михаил1.jpg
Её нынешнее состояние:
DSCN6794.jpg
Крупный план, голова, 1910 г:
47.jpg
Сейчас:
DSCN6794-1.jpg
Эта фреска – моя любимая…

Обратите внимание на толщину штукатурного слоя, по которому выполнена роспись – не превышает сантиметра.
DSCN6668.jpg
Западные столпы (со скругленной нижней частью) были сильно разрушены – северо-западный до основания, судя по всему с этой стороны пришёлся один из самых ощутимых ударов, ибо значительно пострадала и северная стена западного притвора. На юго-западном столбе на сегодняшний день удалось смонтировать два сюжета. Внизу – “Мученик Никита”. Калька 1894 г, выполненная Филаретом Фоминым:
156.jpg
Вверху – ”Великомученик Прокопий”, фото Л. А. Мацулевича, 1910 г:

141.jpg
Кальки представляют собой полномерные изображения, прориси, сделанные с натуры в 1894 году. Хранятся в СПб, в Русском музее. Копии с них используются реставраторами в качестве образцов, с помощью которых разрозненные фрагменты фресок компонуются в цельные сюжеты.
Выглядит это примерно так. Калька с изображением Феодора Тирона, 1894 г:

148.jpg
Состояние в процессе состыковки фрагментов:
DSCN6775.jpg
Данный сюжет располагался в южной арке под хорами, на небольшой высоте (~3 м), возможно, при падении его сразу накрыло сверху фрагментом стены – чем и объясняется высокая степень ”комплектности” рисунка.
Фрескам восточной части повезло меньше. ”Григорий Чудотворец”, калька Ф. М. Фомина 1894 г:

116.jpg
Состояние в процессе состыковки фрагментов:
DSCN6799.jpg
Сюжет располагался на восточной стороне юго-восточного столпа, на высоте около 5 метров.

                        (Продолжение следует…)
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 1.1 - Архитектура Новгорода Великого, Живопись, Исторические исследования, Новгород, Новгородская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments