Людмила (stapelia2784) wrote in architectstyle,
Людмила
stapelia2784
architectstyle

Category:

Старокирочный переулок. Часть 2.

                                   Старокирочный переулок. Часть 2.

    Часть 1.

    На нечетной стороне Старокирочного переулка сохранилось несколько старинных зданий, что в них было в советское время и что было прежде - вот об этом и поговорим.
    Старокирочный пер. Нечетная сторона. Фото 1967 г.

   До недавнего времени все здания под №5 строения 1-9 принадлежали ОАО "Мосхимфармпрепараты"  им. Н.А. Семашко. История завода такова. С началом военных действий 1914 года при поддержке Московского комитета содействия развитию фармацевтической промышленности под руководством. А.Е.Чичибабина здесь, в Старокирочном переулке, строится Алкалоидный завод и все здания на этих участках переходят в его владения.

  Московское производственное химико-фармацевтическое объединение "Мосхимфармпрепараты"  им. Н.А. Семашко было создано здесь в 1976 году, в которое вошли пять московских заводов, история которых начинается с конца XIX века – начала XX века, в т. ч. и Алкалоидный завод.
   Посмотрим, что здесь было раньше.
  Дом №5с4 - жилой дом постройки послепожарной Москвы, 1815 г., судя по двери в центре здания, ранее имел балкон, который не сохранился. Для кого был построен дом выяснить не удалось. Известно, что с начала XX века и до революции дом принадлежал присяжному поверенному Серг(ъ)еву Ивану Ивановичу.

  Дом № 5с3 - еще одно старое здание, переданное заводу и надстроенное 3-м этажом. В конце XVIII века участок этот принадлежал генерал-майору Г. И. Моложенинову, произведен в ген.-майоры 22 сент. 1786 г. с назначением состоять в Москве при генер. госпитале.

     Соседний участок, на котором сейчас стоит дом №5с1, прежде был двор живописца Франца Гильфердинга (1710 - 1768 гг.), приехавшего в Россию из Вены (в 1759 г.) и писавшего декорации к театральным постановкам в Петербурге и Москве. Гильфердинг славился пристальным вниманием к деталям и сочетанием архитектурных и пейзажных видов.
    На рубеже XVIII - XIX веков на этом участке возводится усадебный дом в стиле классицизм, позднее дополненный деталями в других стилях. Его парадный фасад украшают треугольный фронтон, пилястры, а также наличники прямоугольной формы. В первой четверти X!X века оба эти участка были объедины в один и здесь на протяжении столетия, с конца XVIII по конец XIX века складывался ансамбль городской усадьбы.

    До сегоднешнего дня в интерьерах главного дома  сохранилась лепнина потолков, лепные плафоны парадных залов, тонкие филенчатые пилястры, обрамляющие дверные проемы, филенчатые двери и печи XIX века.
    В 1896 году архитектор Н. И. Якунин построил для усадьбы сторожку (дом 5с5) и ограду с воротами.

    Недавно оба эти здания и каменную ограду с воротами признали памятником архитектуры.
    Романюк С.К. пишет  - "В 40-х годах XIX века усадьба принадлежала купцам Селезневым. Они, вероятно, оформили заново фасад особняка постройки первой половины XIX в." (сейчас выявлено, что дом более древний).
   По справочнику "Вся Москва" за 1901 г. и до революции усадьба уже принадлежит купцам Бородиным Ник. и Серг. Михайловичу, владельцам шерстоткацкой фабрики и торговцам мануфактурными товарами на Ильинке, в д.Хлудова - торговый дом"Бородины Н. С. Бр.".
   Николай Михайлович Бородин, почетный потомственный гражданин, староста церкви Св. Марии Магдалины при Императорском Техническом училище, Выборный московский Купеческого сословия, член Богоявленского братства.
    Какое-то время в производственном и складском корпусах купцов Бородиных находилась мастерская музыкальных инструментов братьев Гох, а позже, перед революцией, на их участке располагалась ящицкая фабрика "Виктория Фанер". В 1911 году складской корпус был надстроен
   По тому же справочнику, но уже за 1917 г. братья Бородины проживают в доме №9 (совр. адрес дом №5с3).

    А в главном доме усадьбы Бородиных (дом №5с1) какое-то время располагается 3-е Лефортовское мужское училище,  где попечителем был Щапов Н.М. - управляющий купцов Щаповых.
   Затем, при строительстве и организации алкалоидного завода (завод строили немцы), по воспоминаниям жителя этого переулка, в этом доме жил управляющий завода - немец. После революции здесь была заводская общага, а на первом этаже располагалась бухгалтерия завода.
  Ограда между домом №5с3 и 5с1.

   С обратной стороны дома №5с1 видна деревянная пристройка.

   Ее лучше видно со стороны Волховского переулка.

    За этим домом, на углу с Лефортовской площадью стоит дом №13. История участка прослеживается с середины XVIII века.

    По одним данным - это был участок Вилима Громея, красильщика сукна, по другим данным в середине XVIII в. участком, где стоит это здание, владел генерал-поручик М. Мартынов. Возможно, уже тогда появились основы существующего здания, хотя официально его относят к 1770 г. согласно проекту А.И. Клюквина. В те годы здесь располагалась городская усадьба действительного статского советника, директора Московского ассигнационного банка А.М. Нестерова.
   В 1832 г. участок вместе со старым зданием приобрела казна для Лефортовского частного дома, после его перестройки, в нем размещается пожарная часть и канцелярия. Кроме того, тут также была комната мирового судьи, арестантские, камеры для пьяных, пересыльная камера, извозчицкая, женская комната и даже комната повивальной бабки. Деревянная пожарная каланча над зданием высилась до 1930 годов.
    Лефортовский полицейский дом. Фото 1913 г.

     Рядом, на этом же участке, строят казармы для полицейских вдоль Волховского пер, конюшни и церковь.
    Современный вид бывшего Лефортовского полицейского дома.

   Трёхэтажная постройка почти полностью сохранила архитектурный облик раннего классицизма. Фасад здания украшен фронтоном и шестью плоскими пилястрами ионического ордера.
   Перейдем на противоположную сторону переулка и заглянем во двор между двумя 5-ти этажками.
  Дом №14 - по одним данным в этом здании до революции размещался приют для престарелых женщин, а по другим - это бывший доходный дом.

   Романюк пишет: "Еще далее к востоку, на углу с площадью перед Лефортовским дворцом, на месте убогих нынешних пятиэтажек когда-то стояла лютеранская кирха, называвшаяся "Новой обедней", в отличие от "Старой", как называли москвичи лютеранскую церковь на Вознесенской улице. В пожар 1812 г. кирха сгорела, и на архивном плане 1819 г. она уже не показана; к 1825 г. весь большой участок принадлежал статской советнице Шумлянской М.С., позднее он был распродан по частям нескольким покупателям". А в начале XX века был построен этот доходный дом.

   Дом хотели снести, но в итоге его отстояли жильцы, которые в итоге здание изуродовали и перекрасили в черный цвет (кому интересно, об этом здесь).
   В Москве, особенно во дворах, сохранилось много д\р зданий и доходных домов, которые после т.н. переделок полностью теряют свой первоначальный облик.
   Прежде же на этом месте стояла кирка. История постройки кирки такова. В XVII веке офицерская лютеранская община построила в 1626 г. лютеранскую церковь, возобновленную в 1661 г. на средства генерала Николая Баумана, одного из наиболее влиятельных людей Новонемецкой слободы. Последний получил первенство в церковном совете и титул «старшего призрителя». Протеже Баумана был пастор Иоганн-Готтфрид Грегори, основатель в Москве первой театральной школы и директор "комедийной хоромины" — придворного театра, просуществовавшего до 1676 г.
   Недоброжелатели И.Г. Грегори и Н. Баумана затеяли против них судебное дело. Длительная тяжба завершилась царским указом о сносе деревянной "офицерской" кирхи, объявленном в 1669 г. Решение было исполнено, но оно вылилось в окончательный разрыв внутри офицерской общины. Противники Баумана возобновили храм на прежнем участке у Кирочного переулка, а генерал вынужден был довольствоваться небольшой деревянной церковью на своем дворе.
   Этот раскол длился недолго. В конце 70-х годов XVII в. община была уже единой. Конец XVII в. стал расцветом слободы, многие обитатели которой нашли расположение у молодого царя Петра. В 1694 г. офицерская община вместо прежней деревянной начала возведение каменной кирхи, посвященной апосталам Петру и Павлу. Выстроенное сооружение по площади почти не уступало кирхе св. Михаила.
   Сохранились отрывочные свидетельства о виде новой церкви и ее убранстве. Она имела 18 больших окон и была крыта тесом. Притвор состоял из двух сводчатых комнат. Внутри главного помещения находились места прихожан. Кирха вмещала 580 человек. Она, как и остальные культовые сооружения слободы, не имела колокольни и колоколов. Этому способствовала установившаяся в России в XVII в. практика, согласно которой инославные церкви не могли иметь колокольного звона. Но в отличие от прежней деревянной церкви, здесь был установлен орган. Службы сопровождались пением хора мальчиков, — учащихся евангелической школы Немецкой слободы.
   По преданию немцев, Петр I дал большую сумму на строительство "офицерской" кирхи; по крайней мере, он присутствовал при ее закладке и, как считают, положил первый камень в ее основание.
   Кирка сгорела в пожар 1812 г. и более на этом месте не возобновлялась.

   Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление.

  Использованы материалы: http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob18_6.html; Википедия, http://www.oldmos.ru; http://mosopen.ru/region/basmannyj/history и другие.
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Москва, Рядовая Историческая застройка
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments