armavi (armavi) wrote in architectstyle,
armavi
armavi
architectstyle

Categories:

Забытый духовный очаг черкесо-гаев (черкесских армян)

Очерк истории армавирской Георгиевской армянской церкви (старой)



В Армавире, по улице Розы Люксембург, 170 на территории сквера стоит неприметный старый дом, разделенный на несколько жилых квартир. Отваливающаяся штукатурка фасада, облепившие стены ветхие пристройки, загромоздившие тесный двор деревянные сараи, туалеты и всякий хлам создают атмосферу упадка и заброшенности, несмотря на то, что это почти самый центр города. Сегодня уже практически никто не знает, что упомянутое здание является одним из ценнейших памятников исторического прошлого коренных армавирцев черкесо-гаев (черкесских армян). История этого места вкратце такова.

К середине 1880-х гг. первая в Армавире армянская Успенская церковь (ныне ул. Кирова, 7) обветшала и нуждалась в капитальном ремонте. Работы могли затянуться на несколько лет. В этих условиях местные армяне решают построить в селении новую церковь.


Армянская Успенская церковь, освященная в ауле Армавир в 1861 г. (сохранилась по ул. Кирова, 7).

28 августа 1885 г. армавирский волостной старшина сообщил Астраханской армяно-григорианской духовной консистории, что «обществом 7 февраля сего года постановлен приговор, по которому из общественных сумм ассигновано 5 т. рублей на устройство нового храма во имя Святителя Георгия, а именно на площади, на которой устроена часовня жителем Армавира Гавриилом Айвазовым (возможно, речь здесь идет о часовне, сооруженной в честь спасения Александра II от покушения, - С.К.) при чем общество избрало жителей своих Асвадура Акимова Айвазова и Христофора Минаева Джантемирова для сбора пожертвований». Святой Георгий Победоносец повсеместно почитался среди христианского населения Северного Кавказа, черкесо-гаи же считали его своим небесным покровителем.

Видимо, из-за недостатка средств армавирцы первоначально поставили перед собой скромную задачу сооружения молитвенного дома. 25 октября 1885 г. на сборе коренных жителей селения был принят приговор следующего содержания: «…так как в селении нашем предназначена ремонтировка и переделка старой церкви и что работы эти отданы с торгов и наконец самые работы должны продлиться около двух лет, в это же время необходимо будет совершать церковное богослужение в другом помещении, которое должно быть по возможности удобным, но такового не имеется, почему считаем необходимым: до начатия ремонта и перестройки старой церкви на площади 1-го и 2-го кварталов выстроить особое удобное помещение с тем, чтобы в оном могло быть совершаемо богослужение, а затем помещение это было бы наименовано молитвенным домом во имя Св. Георгия. А потому по единогласному согласию постановили: 1-е, просить разрешения Его Преосвященства Астраханского Армяно-Григорианского Архиерея о разрешении совершать богослужение в предполагаемом к постройке здании на время ремонтирования и перестройки старой церкви; 2-е, об оставлении этого здания и на будущее время с наименованием молитвенным домом во имя Св. Георгия с продолжением в оном богослужения до постройки новой церкви на этом месте, и 3-е, если получится разрешение Его Преосвященства, то потребный на постройку молитвенного дома расход произвести из пяти тысяч определенных по раньше постановленному приговору на постройку церкви, причем немедленно приступить к постройке, с таким расчетом, чтобы здание это было окончено не позже марта месяца будущего 1886 года, т.е. ко времени начатия ремонтировки и перестройки старой церкви. Для производства же расходов и самой постройки предполагаемого здания избрали из среды своей: Асвадура Айвазова и Христофора Джантемирова».
Благодаря притоку средств, вместо предполагавшегося сначала молитвенного дома армавирцам удалось возвести небольшую кирпичную церковь. В 1887 г. Астраханский архиепископ Геворг Суренянц (будущий католикос Геворг V)  освятил ее под именем Сурб Геворк Зоравар (Святого Георгия Победоносца). Местные же черкесо-гаи, используя адыгские и армянские слова, называли этот храм «Пысырк Чорэчэ и жам цIыкIу», что означало «Святого Георгия маленькая церковь». Это культовое здание располагалось на краю площади, которая впоследствии получила название Георгиевской (ныне – сквер между улицами Розы Люксембург, Урицкого, Комсомольской и Халтурина).


Площадь с Георгиевской армянской церковью на фрагменте плана села Армавир 1892 г.

Из-за незначительных размеров и скромного внешнего вида современники иногда называли Георгиевскую церковь молитвенным домом или часовней. На самом же деле это был настоящий храм, о чем свидетельствуют схематические планы Армавира; метрические выписи из книг Георгиевской церкви; справочники; газетные сообщения и т.п. В конце XIX – начале ХХ в. в Георгиевском храме долго служил Габриель Твелянц, исполнявший обязанности благочинного всех местных армянских церквей.


Священник Георгиевской церкви Габриель Твелянц (1904 г.).


Схематический план здания бывшей армянской Георгиевской церкви (1951 г.).

Сегодня здание церкви является жилым домом. Его обитатели пристройками и переделками исказили первоначальный облик этого памятника, находящегося под угрозой полного уничтожения. Облик и конструктивные особенности сооружения свидетельствуют об его исконном культовом назначении. Высота храма составляет 5,2 м., а его объем вместе с притворами – 1099 куб. м. Здание в плане имеет форму 4-х конечного креста и ориентирован на восток. Он покоится на фундаменте из известково-ракушечных блоков кремового цвета. Стены сложены из кирпича на цементном растворе, оштукатурены и побелены. В восточной части расположена трехгранная апсида. В ней находятся два боковых оконных проема, в центральной грани – ложное окно. Церковное здание имеет сегодня два притвора – южный и северный. Существовавший ранее западный притвор разобран жильцами. Молитвенный зал представлял собою вытянутое помещение. Алтарная часть была приподнята и отделена от остальной площади алтарной преградой и занавесью. Судя по одной из старинных фотографий, где Георгиевский храм виден на втором плане, над его центральной частью на барабане возвышался небольшой купол с крестом. С юго-западной стороны к зданию примыкала невысокая двухъярусная колокольня.

Современное состояние здания бывшей армянской Георгиевской церкви.

Вид с севера



Вид с юга



Вид с запада (изначально существовавший здесь притвор был разобран).


Вид с востока на алтарную апсиду



Не исключено, что у данной церкви прежде существовали захоронения служивших здесь священников. В воспоминаниях известного современного московского историка и литературоведа В.А.Захарова, который родился и провел детство в Армавире, говорится, что в 1950-х гг. он ходил в школу через так называемый «армянский» сквер, где стоял бывший Георгиевский храм, превращенный к тому времени в коммуналку. «Помню,- писал он,- как утром, идя через сквер, мы страшно напугались разбросанными вокруг каких-то ям человеческими костями и черепами. Оказалось, что кто-то ночью вскрыл склепы армянских священников, с целью ограбления, думали, что там много золота. Мы со страхом заглядывали внутрь, боясь упасть, и рассматривали разворошенные вскрытые гробы. Вокруг валялись обрывки позумента от гробов, какие-то кусочки тканей, кости».
Несмотря на свои скромные размеры, Георгиевская церковь была очень почитаема армянским населением Армавира. В ее обширном дворе часто устраивался один из самых массовых и любимых среди черкесо-гаев обрядов – кормэн, во время которого приносили в жертву животных и просили Святого Георгия о помощи и заступничестве. Иллюстрацией данному обычаю служит сообщение местной газеты «Отклики Кавказа» от 30 сентября 1912 г.: «Вчера, 29 сентября армянская церковь имени Георгия Победоносца праздновала свой престольный праздник. При громадном стечении публики был совершен традиционный «Кормэн» - жертвоприношение. Тут же, около храма в саду было убито несколько баранов, телят и быков. В 13 больших котлах варилось жертвоприношение, которое потом было подано к длинным столам, с сидящими за ними армавирскими стариками». По сведениям местного старожила, исследователя традиционного быта и культуры черкесских армян Р.К.Аракелова, скот резали возле Георгиевской церкви, под большим гледичиевым деревом, и поэтому коренные жители называли этот участок «Утыжь къурмэншъыпIэ», что в переводе с адыгского означает «Место, где делают (приносят) пасхальную жертву».
23 апреля 1908 г. в обширном дворе Георгиевской церкви состоялась закладка нового большого храма, корпус которого уже к лету 1910 г. в целом был завершен.


Находящаяся на стадии отделочных работ новая армянская Георгиевская церковь в 1911 г. (слева за ней красная стрелка указывает на здание старого храма с колокольней и куполом).


Новая армянская Георгиевская церковь в 1911 г.

19 июня 1912 г. во время своего визита в Армавир Католикос всех армян Геворг V посетил Георгиевскую церковь, которую когда-то он же освящал. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь».

Католикос всех армян Геворг V (Геворг Суренянц), освящавший храм в 1887 г. и посетивший его в 1912 г.

Торжественное освящение новой большой армянской Георгиевской церкви состоялось 23 апреля 1915 г. После этого старый храм был закрыт. В 1917 г. здесь начала действовать школа для детей беженцев армян.
В советское время новая Георгиевская церковь была разрушена, а помещение старой церкви было передано под жилье. В 2011 г. на средства армянской общины города на месте уничтоженного храма был открыт мемориальный хачкар, а в 2016 г. перед ним была освящена облицованная светло-коричневым туфом красивая Георгиевская часовня. На фоне этих новых памятников обветшалое старинное здание первой церкви Святого Георгия Победоносца стало смотреться еще более неприглядно. Недавно ее территорию стыдливо окружили глухим забором из профлиста. Сегодня этот памятник, кстати, лишенный в 2013 г. официального статуса объекта культурного наследия, предан забвению. С его окончательным разрушением будет навсегда стерта еще одна интересная страница исторического прошлого уникальной субэтнической группы черкесских армян.
Tags: 9. РЕТРОСПЕКТИВИЗМ, Армавир, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Краснодарский край
Subscribe

  • Собор Спаса Преображения

    Преображенский храм был построен в 1758 г. на высоком холме в городе Судиславль в Костромской области. (GPS:57.883013, 41.704480) 01…

  • Усадьба Измайлово

    Усадьба Измайлово – знаменитая загородная резиденция русских царей Алексея Михайловича и его сына, Петра Великого. В конце 17 века…

  • Авраамиев Городецкий монастырь

    Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь расположен в селе Ножкино Костромской области на берегу Чухломского озера.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments