Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть II

Оригинал взят у galik_123 в Старообрядцы и модерн в Немецкой слободе. Часть II
17-1577.jpg

Часть I
Из Токмакова переулка эту церковь совсем не видно, с Денисовского - можно увидеть только, когда нет листвы. Она притаилась за заборами и строительными лесами, рядом со школой во дворе дома №13-15. Церковь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы стала первым в Москве старообрядческим храмом, построенным после выхода Манифеста об укреплении основ веротерпимости в 1905 году. В то время этот оригинальный памятник церковной архитектуры стиля модерн был украшением столицы, и его фотографии помещались в дореволюционных иллюстрированных изданиях.

1. Церковь была построена по проекту Ильи Евграфовича Бондаренко в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия. Как и в других своих проектах, Бондаренко обратился в первую очередь к наследию древнерусского искусства.

17-1575.jpg


2. Архитектор так писал об этом: "Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой".

17-1574.jpg


3. Церковь была построена всего за один год.




4. Хотя Бондаренко опирался в своём проекте на основные принципы древнерусского поморского зодчества, в архитектуре церкви много деталей, характерных для стиля модерн, в частности майоликовые разноцветные изразцы, витражи, облицовка глазурованным кирпичом. Цоколь был покрыт серым карельским гранитом, а звонница - изразцовой черепицей,

17-1576.jpg


5. Фасад звонницы украшало майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону.

17-1570.jpg


6. Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна украшены разноцветными витражами.

17-1573.jpg


7.

17-1571.jpg


8.

17-1567.jpg


9. Внутренние стены, не имевшие росписи и лепных украшений, и свод были выкрашены светло-голубой масляной краской. Подаренные купцами Морозовыми древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего убранства храма.

17-1569.jpg


10. После революции 1917 года храм в Токмаковом переулке действовал до марта 1930 года. Затем ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика.

17-1568.jpg


11. В 1970-х годах церковь была отнесена к числу архитектурных памятников, подлежащих сохранению. Деньги на её реставрацию выделялись сначала из федерального и городского бюджетов.

17-1565.jpg


12. В 1988 году церковь передали Российскому совету Поморской Церкви.

17-1566.jpg


13. В начале века церковь была выстроена практически за год, а её затяжная реставрация длится год за годом.

17-1564.jpg


14. Сейчас реставрация храма проводится на средства самой поморской старообрядческой общины. Основной объём работ уже сделан, продолжаются фасадные работы.

17-1563.jpg


15. Есть надежда, что реставрация когда-нибудь всё же завершится...

17-1562.jpg


16. Совсем рядом с многострадальной церковью находятся и другие памятники архитектуры, которым повезло с реставрацией зачительно больше. От церкви хорошо видна старинная усадьба Белавиных-Варенцовых и колокольня Вознесенского храма на Гороховом поле.

17-1579.jpg
Источники информации
www.ng.ru/ng_religii
Спасибо, прекрасный репортаж :)
Стиль Вы совершенно верно поставили в заглавии - это именно модерн, причем в самом лучшем его варианте !
Да, очень понравилась церковь, здание - одновременно оригинальное и стильное).
Где-то в семидесятые годы я хотел его посмотреть и отправился в те края.
Ну, какие тогда были карты - Вы помните (
И я его не нашел.
Потом тоже видел только мельком, проезжая мимо. И Ваш репортаж для меня как экскурсия ...... :)
Спасибо! А найти и сейчас не просто, а летом за листвой, вообще не видно)