
Стоит он на высоком левом берегу Сейма, всего в четырёх сотнях метров от трассы E101, вот здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBqaeNE7tC

Возведён на рубеже XVIII-XIX вв. Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728-1803), одним из крупнейших вельмож той славной эпохи.

По молодости К.Г. пас телят на родине своей в Лемешах под Козельцом, но благодаря брату Алексею вышел в люди, став и сенатором, и генерал-фельдмаршалом, и гетманом всея Малыя России, и даже президентом Академии наук (и никто не доставал его с диссертациями, как милейшего Владимира Ростиславовича).

Разумовский содействовал успеху заговора и воцарения Екатерины II, что отнюдь не помешало ей в очень скором времени упразднить Гетманское правление, лишив графа возможно самого помпезного из его чинов. Возможно, сие способствовало уходу Кирилла Григорьевича в частную жизнь, где он обрёл великое множество трудов и развлечений, среди коих было и строительство в Батурине.

Этот город выбран для парадной резиденции не случайно. Он был "гетманской столицей" довольно долго, вплоть до самой измены Мазепы, узнав о которой Меншиков не мешкая, уже через неделю захватил крепость и сжёг. Часто пишут, Алексашка тогда уничтожил не только гарнизон, но и всё гражданское население (хотя, другие это отрицают полностью либо частично).

К переустройству Батурина Разумовский привлекал и "главного архитектора Малороссии" Андрея Васильевича Квасова, и знаменитого Антонио Ринальди (явившегося по контракту сначала именно сюда, а уж потом в Питер), от коих до нас тут ничего "достоверного" не дошло. Сохранился лишь этот дворец, спроектированный любимым архитектором Екатерины Великой, шотландцем Чарлзом Камероном.

Его авторство установили не сразу. До обнаружения подлинных чертежей "подозревали и Ринальди, и Кваренги. Встречаются даже старые картинки с такими вот подписями:

Наконец, чертежи XVIII века за подписью "прожектирован архитектором Камероном", вроде как нашлись (пишут, в нач. ХХ в., в Харьковском историческом архиве, куда они попали из архива родственников Разумовского, князей Репниных в их яготинской усадьбе.

Камерон получил батуринский заказ в "трудные времена". Часто объясняют, что мол настали они с воцарением Павла I (1796), желавшего делать всё "не по-матерному", но это не совсем так. Отношения испортились гораздо раньше, когда зодчий строил наследнику свой несравненный Павловский дворец.

Думаю, скорее даже не столько с самим Павлом, сколько с его управляющим, любимцем Марии Фёдоровны, Карлом Ивановичем Кюхельбекером (отцом известного декабриста) , через которого шли все согласования чертежей, деньги, указания, замечания, придирки и пр. Шотландец иногда показывал характер, что видимо "как надо" преподносилось августейшей чете, и в их письмах появлялось, типа: «Кротость совершенно ни к чему с Камероном... Скажите ему напрямик, что его поведение несносно, и посоветуйте ... быть осторожнее, если он хочет, чтобы продолжали к нему обращаться».

К этому оно и пришло - все работы по Павловскому постепенно отдали Винченцо Бренне, пишут, с 1787 г. Камерон работал уже лишь в Царском Селе. Ну, а по кончине Екатерины, Павел указал: «Архитектора Камерона по ненадобности его отпустить». Однако, когда тот запросил разрешение на выезд из России, «искать себе пропитания в других государствах», ему отказали. Мастер остался без средств, дом забрали в казну, богатейшая библиотека, привезённая из Англии, одна из лучших тогда в СПБ, более 4000 книг «лежат в таможенном амбаре и в опасности быть вовсе повреждены, не имея дома где бы поместить оные».
Вот тут-то и явился спаситель, Кирила Григорич ...

Также не совсем верно и мнение, что Камерона вернули в СПБ лишь после убийства Павла (1801), ибо по некоторым данным, произошло это уже в 1799 г., когда в Павловском парке начались какие-то работы, для коих понадобился именно он. Зодчего «вернули на службу, поселили в той же оранжерее и стали производить ему в год жалованья по три тысячи рублей ассигнациями из Кабинета».

Выходит, сие творение автор только спроектировал (ну, может чуть начал ?...), а всё строительство (1799-1802) велось уже без него. Кем велось?... Некоторые предполагают Адама Адамовича Менеласа, о коем известно, что в начале XIX века он "работал на Разумовских", хотя документов о его причастности к данному объекту вроде пока не найдено. Как бы там ни было, результатом стал один из лучших образцов палладианства в русской архитектуре.
Автограф Камерона:

В январе 1803-го хозяин умер, и работы остановились на стадии отделки интерьеров. Встречается описание дворца "князя Ивана Долгорукова" (видимо этого) 1817 г.: «В нем граф пожить не успел; лишь совсем недавно приведенный в порядок, поставили его в наилучшем месте, которое можно было отыскать в Батурине, на горе и над рекою. Дом на три этажа, с широким балконом и колоннадой. Комнат больших нет, поэтому в середине он не очень роскошный, однако снаружи он достаточно красив ... При нем сад большой, но запущенный, оранжереи заполнены плодами».

Судя по описаниям, главным фасадом был северо-восточный, смотрящий на реку. Именно с этой стороны находился парадный двор и подъезд ко дворцу. По сторонам центрального корпуса стояли два флигеля (утраченные и теперь восстановленные). Иногда встречаются упоминания о зданиях служб и "соединительных галереях" (что с чем соединяющих ?...).

Этот фасад украшен громадным восьмиколонным портиком с ионическими колоннами без каннелюр. При реставрации устроили ограждение из балясин, хотя говорят, там была "ажурная решётка". Цокольный и первый этажи обработаны крупным рустом, объединяющим их в массивное основание для более "лёгкой" архитектуры верхних этажей.

Противоположный, юго-западный фасад, выходивший в парк, имеет обширную террасу на открытой тосканской колоннаде. Ступенчатый аттик над фронтоном предназначался якобы для установки скульптур.

План второго этажа, с размещёнными по периметру парадными залами, имеющими выходы на колоннаду главного и террасу паркового фасадов:

После смерти основателя дворец перешёл к его сыну Андрею, дипломату, жившему по большей части в Европах. Думаю, вряд ли ему вообще нравилось это имение, ибо почему-то именно сюда его высылали в опалу и Екатерина (1776), и Павел (1799-1801). Наконец, дворец ушёл за долги, коих у блестящего вельможи, слывшего "одним из столпов светского общества Вены", было немеряно.

Начался период запустения. Встречаются упоминания о каком-то "поджоге" в 1824 г., уничтожившем интерьеры, о том, что во время путешествия (1843) Тараса Григорьевича Шевченко дворец выглядел "руинами". А вот так запечатлел его романтик - киммериец, Лев Феликсович Лагорио (1853):

Когда постройки имения пустовали, аборигены потихоньку растаскивали их на кирпич, "выкапывали даже глину из-под фундаментов".

В 1887 г. всё передали Киевскому военно-окружному инженерному управлению, превратившему усадьбу в полигон для военных учений. Значительную часть парка вырубили, территорию изрыли, сказывают, чуть ли не "из пушек" по дворцу палили, испытывая "заряды пороха Шосткинского завода" (может врут ?...).
Наши воины пред колоннадою главного фасада:

Где-то около 1907 г. по поручению Академии художеств усадьбой занимался Андрей Евгеньевич Белогруд (хорошо известный всем питерцам по "дому с башнями"), выполнивший обмеры, вроде бы хранящиеся в НИМРАХ. Похоже, это они опубликованы в предвоенной (1939) книге о Камероне В.Н.Талепоровского и вызывают вопросы:

Ну допустим, инициалы "А.А." Белогруда - опечатка (?). Главный фасад назван "боковым" - небрежность (?). Но почему пред тем фасадом крыльцо, отсутствующее на всех старинных изображениях дворца? Не заметно на них ни где и следов крыльца отломанного. Творцы последней реставрации (2009), ссылающиеся на "сохранившиеся подлинные чертежи ансамбля", тоже никакого крыльца не приделали. И как сие объяснить ?...

К сожалению, реконструкция парадного двора с флигелями того же автора встречалась мне только в малом размере, нарисовал он тут крыльцо или нет, разобрать сложно:

Белогруд не брезговал и акварелькой побаловаться. Думаю, на этой - левый угол паркового (юго-западного) фасада с обломком разрушенной террасы:

Ибо, на главном фасаде столь значительных разрушений не видно и после Белогруда. Скажем, на изображении, приписываемом Георгию Крескентьевичу Лукомскому (обычно датируют 1-й пол. ХХ в. На мой взгляд, вероятнее всего 1910-1913 либо 1918-1919):

Или на фото 1912-1914 гг. (кстати, и тут - ни намёка на крыльцо):

Пишут, "в 1911-1913 годах проводилась реставрация дворца Разумовских, но Первая Мировая не позволила ее закончить". За вторую половину ХХ века дворец начинали восстанавливать не менее пяти раз и каждый раз бросали. Нынешняя реставрация (2004-2009) произведена в связи с юбилеем вышеупомянутого взятия Батурина Меншиковым, во многом благодаря инициативе Виктора Ющенко, осенью 2006 г. решившего устроить тут «Восточную резиденциею президента Украины». Открытие дворца состоялось в августе 2009 г., дальнейшие планы мне не известны.

Помимо самого дворца возвели давно утраченные флигели, а интерьеры, как уверяют, "воспроизводили по аналогам работ Камерона в Павловске и Царском селе".

Не был я внутри, но говорят там экспонируются всяческие интересности, типа "кресло гетмана":

"Подлинный меч Разумовского":

"Самый старый в Европе деревянный книжный шкаф (1837)":

Сам Батурин, почти пол века числившийся ПГТ, получил таки в 2008 г. статус города.

Национальный историко-культурный заповедник «Гетьманська столиця» создан постановлением Кабинета министров Украины в 1993 году и работает при активном содействии «Фонда Украинских исследований» Гарвардского университета США и канадских спонсорских организаций «Прометей», «Будущее» и «Помощь Украине».

В старом городском центре (в километре к северо-западу от дворца: https://yandex.ru/maps/-/CBqazIRwgC) соорудили макет деревянной крепости:

Тут же рядом восстановили Воскресенскую церковь рубежа 1790-1803 гг. (некоторые пишут, тоже заново построили в 2005-2009):

В церкви установили копию надгробия К.Г.Разумовского, оригинал коего из каррарского мрамора был создан в 1805 г. знаменитым Иваном Петровичем Мартосом (кстати, родившимся всего в 63 км отсюда) и выглядел так:

Судьба подлинного надгробия излагается очень по разному. Иногда пишут, оно "уничтожено в 1941–1942 годах". Другие добавляют, что в 1927 г. захоронение вскрыли "грабители" и забрали "ценные вещи". Третьи уточняют, что теми грабителями были товарищи "под руководством заведующего Конотопского окружного краеведческого музея О.Поплавского", а "Надгробие было демонтировано и вынесено на церковный двор, где его постепенно уничтожили".
Вроде бы теперь "части надгробия сохранились в фондах Черниговского и Батуринского музеев".

Со зданием церкви тоже кругом непонятки. У одних она, как и надгробие, уничтожена всё в тех же 1941-1942 гг. У других: "В советские времена храм не функционировал". У третих: "церковь хорошо сохранила первоначальные архитектурные формы" а нынешний иконостас её "сделан в 1970-х гг." (т.е., всё же функционировала ?... или как ?...). Короче, история наша - сплошная детектива.
А вообще, на Сейме лепота! И с погодою тогда на редкость повезло.


мои фотки - 5 июня 2010,
интерьеры в основном с сайта 5travel.net
Community Info