proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Category:

Хоромы Крестьяниновых во Мстёре

Оригинал взят у  proofreader_z в  Хоромы Крестьяниновых во Мстёре

DSC01278

Где-то в полуверсте от центра бывшей слободы, а ныне ПГТ Мстёра, на нынешней ул. Ленинградской стоят два крупных дома, не заметить которые сложно. Они образуют парадную юго-западную границу довольно крупного (ок. 50 Х 70 м) участка, заполненного постройками производственного характера (https://yandex.ru/maps/-/CBBrbHfYTB).

Дом № 38:
DSC01275

3

и дом № 40:DSC01240

4

Пишут, принадлежала сия лепота Василию Семёновичу Крестьянинову, называемому "владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре". Характеристика весьма лестная, ибо Мстёра в XIX - нач. XX вв. была одним из главных в России центров иконного промысла, в котором тут (включая сбыт, заготовку материалов, изготовление киотов и риз) участвовало большинство мужского и женского населения.

DSC01272

Ещё более лестным кажется мне, что продукция этого фабриканта в ходу и по сей день. Вот скажем, на "Ярмарке Мастеров" за 12 000 р. предлагается "Икона КАЗАНСКАЯ ПБ оклад В.Крестьянинов Мстера конец 19 - нач 20 в." Размером: 27 х 22 х 2 см. (https://www.livemaster.ru/item/26950883-vintazh-ikona-kazanskaya-pb-oklad-v-krestyaninov-mstera-konet):

5

Описание товара гласит: "Латунный оклад изготовлен машинным способом с последующей ручной доработкой. На нижнем бортике оклада имеется отлично сохранившаяся рельефная надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ с-ми. Фабрика въ Сл. Мстере Вл. Губ.» ... оклад прикреплен к иконе при помощи гвоздей. Киот со стеклом и открывающейся створкой. Изображение - литография, произведенная в 19 веке ... Товариществом Сытина И.Д. в Москве."

DSC01269

Пишут, торговать в Первопрестольной наш фабрикант начал не позже 1901 года и не абы где, но таки в Верхних торговых рядах. В Москве же с 1913 г. зарегистрирован "Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями» (капитал 15000 р.), в коем Фёдор, Василий и Николай Васильевичи были "полными товарищами".

DSC01245

Упомянутый же в описании иконы, тесно сотрудничавший с Крестьяниновым,  Сытин И.Д. - тот самый, знаменитый "книгоиздатель и просветитель", примитивная жадность которого породила когда-то первую всероссийскую стачку.

DSC01261

А так выглядел штемпель фирмы. 54x19 мм, высота с рукояткой - 52 мм:
9

Полное же её название писалось: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги».

3
Встречается информация о медалях,  полученных фирмой на выставках в Лондоне, Париже, Вене, а также и в СПБ «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Считают, Крестьянинов и  пошёл в гору именно на "товаре массового спроса".

DSC01262

Да и Мстёра в целом производила больше т.н. «расхожия» иконы, с посредственным уровнем живописи, но максимально дешёвые. Однако, были тут и "искуссные мастера – «старинщики», прекрасно знающие древне-русские стили ... и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Они изготавливали имитации и подделки под старинные иконы, а также занимались реставрацией ...". (Вспоминается, именно здесь родился выдающийся потомственный иконописец Григорий Осипович Чириков, реставрировавший чуть ли не все наши "самые главные" святыни (в т.ч. и Владимирскую, и Троицу).

DSC01244

Работа старинщиков стоила дорого, но пользовалась спросом знатоков, коллекционеров, а главное старообрядцев, доля которых в общей оценке частных предприятий по Мстёре начала ХХ в. составляла две трети. Сия весьма платёжеспособная и небезразличная к искусству среда включала и род Крестьяниновых, основные данные о котором происходят из метрических книг единоверческой церкви Троицы, мирно догнивающей теперь рядом со своей  кирпичной соседкой, куда более обласканной новыми хозяевами. В последний приезд застал я её такой:
8

А это она в лучшие времена, когда старостой тут был всё от же В.С.Крестьянинов. Упомянутый в подписи справа внизу И. Голышев - известный местный уроженец, литограф и краевед, писавший кроме прочего и о Мстёре, отмечая (1865), что "около половины ее жителей – старообрядцы разных согласий" :

2

Нынешние авторы приводят данные 10-й ревизии (1857-1859): "представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев – 473, старообрядцев – 3733".
Добавим, что помимо Василия Семёновича иконным промыслом (хотя и в меньших масштабах) занимались его родственники из более старшей ветви рода - потомки дяди Якова, и из младшей - потомки дяди Фёдора (не путать с приятелем Матроскина).

DSC01265

Нынешняя Ленинградская улица вела из центра слободы на большую дорогу в Шую, а не в Ленинград (да и слова такого ещё не было) и потому звалась по русски просто "Большая Миллионная". Фото явно с колокольни. Видимо, не со всем нам хорошо знакомой монастырской, а с разрушеннной при сухоруком параноике колокольни церкви Иоанна Милостливого (мне кажется, в противном случае последняя попала бы в кадр):

4

На фото в правом верхнем углу внятно видны оба дома
№ 1 - деревянный; № 2 - кирпичный;
а за ними - единоверческое кладбище (до него от домов примерно 230 м)
№ 3 - церковь Троицы; № 4 - церковь Николы; № 5 - часовня:


Вроде бы есть сведения, что фирма Крестьяниновых "существовала с 1859 г.", т.е. была уже при отце, Семёне Андреевиче (ок. 1828 - 1898), а по этому же адресу иль нет, не ясно. Странно, но годы жизни самого "главного персонажа", Василия Семёновича я так ни где пока и не встретил.

DSC01258

Здесь же, на Миллионной хозяйство их было весьма обширным и богатым, о вот история возведения крайне скудна и противоречива.

1

При сложении различных (и отнюдь не первичных) источников, выходит:  иконная фабрика "начата строительством" в 1906 г., меднопрокатный завод "основан в 1908 г.", позолотная и две литейные мастерские - "построены к 1916 г.".

DSC01246

Каменный дом почти все дружно датируют началом ХХ в. и называют домом именно В.С. Крестьянинова. На счёт деревянного имеются разногласия. Одни пишут, он более старый (кон. XIX в.), другие же считают, что он наоборот моложе каменного и поставлен уже для сына, Николая Васильевича, при чём в обеих версиях иногда добавляется, что дом перевезён из Нижнего.  Здание именуется либо "дом Н.В. Крестьянинова", либо более обобщённо, типа "дом, принадлежавший семейству Крестьяниновых".

DSC01243

В описаниях каменного дома (про деревянный молчат) повторяют "в Русском стиле", хотя его тут не так уж и много. Часть наличников обоих домов имеют разорванные фронтоны, которые любили их у нас и в XVII в., и в Русском стиле XIX в. А ещё епанча над главным фасадом, да карнизы с язычками - и собственно всё, список окончен. Пологие лекального профиля с перехватом кровли боковых надстроек ассоциируются у меня скорее с чем-то барочным или "условно восточным". Лопатки каменного дома и карнизы деревянного - явно из ордерных стилей.

image

Каменный дом имеет нетрадиционную ориентацию, главный фасад с парадным входом, балконом и епанчей смотрит не на улицу, как у всех нормальных людей, а на юго-восток, прямо в сторону монастыря, давшего начало слободе.


2

Не менее оригинально и решение водостоков. Трубы не огибают карнизы, а прорезают их насквозь.

DSC01266

Одну из труб главного фасада, дабы не маячила, не поленились обернуть вокруг угла и вывести во двор. А сами трубы тут конечно не "просто жестянка". И вообще архитектура обоих домов очень добротная и приятная для глаз.

DSC01268

На северном углу, где стыковались "непарадные" фасады надстройки не было. Зато имелись антресоли:

DSC01250

При товарищах и дома, и бизнес естественно отняли, но интересно, что до 1925 г. управляющим производством упоминается В. Крестьянинов, только вот не ясно - В.С.(отец) или В.В. (сын).
Пишут, Василий Васильевич в 1937 г. "был арестован в Москве и выслан в Казахстан", а брат его, Николай Васильевич "неоднократно подвергался тюремному заключению".

DSC01247

На рекламных и туристических сайтах меднопрокатный завод Крестьяниновых часто преподносят прямым предшественником нынешнего ЗАО "Мстёрский ювелир", однако, помещается сие предприятие аж на километр западнее (Советская, 89: https://yandex.ru/maps/-/CBBrvUAJ9D). Почему? Фирма была столь "рассредоточенной"? Или "переехала" когда-нибудь в советские годы? Разве, спецы подскажут ...

DSC01248

Возможно, не исключён и вариант "просто путают", тем паче, что было с чем спутать. Ещё у Тица в "Жёлтой серии" говорится о "двух больших ... с паровыми двигателями" производствах фольги во  Мстёре, что заставляет вспомнить о заводе Фатьяновых. Он тоже имел паровую тягу, а рабочих имел 65 человек в 1908 г., т. е. даже вдвое с лишним больше, чем у Крестьянинова - 25 человек в 1910 г..

DSC01271

Интересно, что представители рода Фатьяновых, встречаются в документах не только той же единоверческой церкви, но и мстёрской общины поморского брачного согласия, которая по-видимому была довольно крупной и активной. Пишут, это первая староверская община, зарегистрированная во Владимирской епархии после указа о веротерпимости, их моленная находилась "при доме Алексея Васильевича Занцева".

DSC01277_2

Дома № 38 и 40 по ул. Ленинградской  числятся объектами регионального значения (с 1995 г.). Территория  огорожена и вроде как-бы типа охраняется.

DSC01279

На сайте местных органов висит объявление, предлагающее каменный дом "в аренду с возможной последущей продажей". И сразу озадачила фраза: "площадь земельного участка 883 м² " - т.е. сдают менее 9 соток из коих только сам домище занимает почти 4. Короче, налетай-покупай дворец на почти хрущёвском участке ...

DSC01252

мои фотки - 23 июня 2018

DSC01253
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, 7.3 - "кирпичный стиль", Архитектурные чертежи, Владимирская область
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments