korolevvlad wrote in architectstyle

Categories:

Ярославский вокзал

22 февраля 2019г. Москва. Ярославский вокзал.
22 февраля 2019г. Москва. Ярославский вокзал.

Давно собирался посетить самый красивый вокзал Москвы, а добрался до  него случайно. Ехал на метро из центра в Сокольники, а оказалось, что  несколько станций метро закрыты и на Комсомольской надо выходить для  пересадки на автобусы КМ. Делать нечего, пришлось подняться в город.... 

Вот, тут-то я и решил, раз такая оказия, дойду до вокзала, наконец-то!
Вот, тут-то я и решил, раз такая оказия, дойду до вокзала, наконец-то!
Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году для обслуживания железной дороги Москва — Сергиево. Нынешнее здание вокзала построено по проекту Ф.О. Шехтеля. Выразительность и продуманная функциональность его проекта впечатляла: не случайно проект этот был довольно быстро одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II.
Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году для обслуживания железной дороги Москва — Сергиево. Нынешнее здание вокзала построено по проекту Ф.О. Шехтеля. Выразительность и продуманная функциональность его проекта впечатляла: не случайно проект этот был довольно быстро одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николаем II.
Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тысяч рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года. По другим данным, реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года.
Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тысяч рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года. По другим данным, реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года.
При возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался.
При возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался.
Странно, все-таки, смотрится сочетание Советской символики и керамикой в стиле модерн...
Странно, все-таки, смотрится сочетание Советской символики и керамикой в стиле модерн...
Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова
Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова
Высокая левая башня с шатровым завершением.
Высокая левая башня с шатровым завершением.
Окно красиво оформлено козырьком с орнаментом.
Окно красиво оформлено козырьком с орнаментом.
Под окном керамическое панно со средневековой крепостью
Под окном керамическое панно со средневековой крепостью
Памятник-бюст Федору Осиповичу Шехтелю расположен прямо на тротуаре, идущем вдоль фасада Ярославского вокзала.
Памятник-бюст Федору Осиповичу Шехтелю расположен прямо на тротуаре, идущем вдоль фасада Ярославского вокзала.
Ручки дверей ведущих в вокзал.
Ручки дверей ведущих в вокзал.
Далеко выступающий козырек над входом.
Далеко выступающий козырек над входом.
Часы над дверьми снаружи...
Часы над дверьми снаружи...
..... и внутри.
..... и внутри.
В послевоенные годы интерьеры вокзала перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту
В послевоенные годы интерьеры вокзала перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту
Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие. Часть картин осталось, а часть переместили в запасники Третьяковской галереи. Или это копии, точно не знаю.
Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие. Часть картин осталось, а часть переместили в запасники Третьяковской галереи. Или это копии, точно не знаю.
Скульптурная композиция. Не нашел информации по ней.
Скульптурная композиция. Не нашел информации по ней.
Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн.
Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн.
В 30-е годы железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания.
В 30-е годы железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания.
Позднее, в 1965—1966, 1995, 2005, были проведены очередные реконструкции с перепланировкой помещений вокзала для обеспечения большей пропускной способности и комфорта пассажиров. Разумеется, за исключением рамок и турникетов, которые ухудшают и то и другое.
Позднее, в 1965—1966, 1995, 2005, были проведены очередные реконструкции с перепланировкой помещений вокзала для обеспечения большей пропускной способности и комфорта пассажиров. Разумеется, за исключением рамок и турникетов, которые ухудшают и то и другое.
Но главное, фасад сохранен. Знаменитые ягоды земляники...
Но главное, фасад сохранен. Знаменитые ягоды земляники...
Во время реконструкции 2005года предполагалось снять серп и молот, установленные на фасаде при советском правительстве, однако от этой идеи отказались.
Во время реконструкции 2005года предполагалось снять серп и молот, установленные на фасаде при советском правительстве, однако от этой идеи отказались.
И я, считаю, правильно. Делать качественно "на века" ныне разучились. Поэтому сломать бы, сломали, а вот, качественно восстановить прежнюю символику, не уверен, что смогли бы.
И я, считаю, правильно. Делать качественно "на века" ныне разучились. Поэтому сломать бы, сломали, а вот, качественно восстановить прежнюю символику, не уверен, что смогли бы.
Да, и все мы впервые увидели вокзал именно в таком виде, для нас это наша юность, а не только символы утраченной эпохи и разворованной ныне Родины.
Да, и все мы впервые увидели вокзал именно в таком виде, для нас это наша юность, а не только символы утраченной эпохи и разворованной ныне Родины.
А вот, натыканные со всех сторон светящиеся вывески ресторанов нездоровой пищи, просто, бесят!
А вот, натыканные со всех сторон светящиеся вывески ресторанов нездоровой пищи, просто, бесят!
На правой, более коренастой башне чайки жирные (с) с уловом.
На правой, более коренастой башне чайки жирные (с) с уловом.
Вот таким получился случайный фотообход самого красивого вокзала Москвы.
Вот таким получился случайный фотообход самого красивого вокзала Москвы.
Столь великолепное сочетание неорусского стиля и модерна я отмечаю у себя в ЖЖурнале меткой "Сказочный домик"
Столь великолепное сочетание неорусского стиля и модерна я отмечаю у себя в ЖЖурнале меткой "Сказочный домик"

Смотрим остальные Сказочные домики у меня в ЖЖурнале.


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.