Петербург. Дом городских учреждений.

Оригинал взят у babs71 в Петербург. Дом городских учреждений.
Одно из самых заметных зданий Петербурга эпохи модерна - Дом городских учреждений, расположенный на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта (Садовая ул., 55-57/ Вознесенский пр., 40-42). Вот его фотографии вскоре после постройки и в наши дни:


Здание занимает сразу два участка (поэтому оно имеет сдвоенные номера по обеим улицам).


Первоначально Городской управе принадлежал только участок, дальний от угла.


С начала 1890-х годов власти собирались перестроить дом на своем участке или заменить его новым зданием. При этом рассматривались различные варианты предназначения нового здания - под размещение городских учреждений или под доходный дом.


Было разработано несколько вариантов проекта и власти даже собирались было устроить архитектурный конкурс, однако от этой идеи отказались.


В 1901-м году было принято решение выкупить угловой участок и построить на обоих участках единое здание.


После длительных обсуждений в Городской думе, в июне 1903-го года Петербургским обществом архитекторов был объявлен архитектурный конкурс.


В жюри его вошли такие авторитетные фигуры, как Л. Н. Бенуа, А. И. фон Гоген, И. С. Китнер, П. Ю. Сюзор, Г. Д. Гримм (его заменил В. А. Косяков), а также архитекторы - представители Управы Н. Ф. Беккер и М. Ф. Еремеев.


Крайним сроком подачи работ было установлено 20 октября 1903 года.


Решив построить новое здание, городские власти пожелали разместить в нем все, что только можно. Поэтому конкурсантам следовало совместить в одном здании такие разнородные помещения, как магазины и конторы, аукцион и ломбард, камеры мировых судей и городские комиссии, начальное училище на 12 классов, жилые помещения и типографию с интернатом для учеников.


Программой конкурса выдвигалось также условие: "Здание по внешнему своему виду должно служить украшением города".


Всего было представлено 18 проектов, а премий предполагалось только три, поэтому борьба была довольно жесткой и не слишком корректной. И. С. Китнер "указывал на получение жюри многих анонимных писем, иногда просто указывавших недостатки того или другого проект, а иногда и весьма некорректных по своему содержанию". Так, "два действительных члена Общества архитекторов (без фамилий) настаивая на пересмотре результатов, буквально шантажировали Китнера: "Услуга за услугу - в долгу не останемся, когда будете баллотироваться в председатели Общества"; в противном случае "о хороших отношениях" между нами "не может быть и речи".


Заседания жюри затянулись аж до конца декабря 1903-го года, так что автор одного из анонимных писем умолял: "Господа, пощадите нервы!"


Первую премию (3000 рублей) получил проект архитектора А. И. Дмитриева (девиз "Deux variations"):




Второе место занял А. И. Лишневский (девиз "В тесноте, да не в обиде"):

Третью премию получил проект архитекторов Б. И. Гиршовича, И. А. Претро и М. А. Сонгайло. В этом проекте жюри высоко оценило планировочное решение, но "фасады не интересны и малохарактерны"

Еще два проекта были рекомендованы к приобретению. Это были проекты под девизом "По одежке протягивай ножки" и "Labor" (вероятно, его автором был Г. А. Косяков), который, напротив, выделялся решением фасадов, но имел значительные технические недостатки плана.

А вот еще два проекта, которые обратили на себя внимание жюри, однако так и не были премированы или рекомендованы к приобретению.
Проект Н. В. Васильева ("Пробуждение) был решен в русском стиле:


Проект "Лотос", присланный из Москвы:


По итогам конкурса техническое отделение Городской управы остановило свой выбор на проекте Лишневского, поскольку тот не нуждался в серьезной доработке.


31 мая 1904 года Городская дума постановила утвердить этот проект для осуществления с условием его доработки.
Процесс окончательного утверждения проекта в инстанциях затянулся почти на год и 2 апреля 1905 года проект утвердил император.

Наконец, 7 июня 1905 года начались строительные работы, завершившиеся в 1906-м году.

При строительстве здания конкурсный проект подвергся определенной доработке. Так, в плане основной двор приобрел более ясную форму, а замыкающий его корпус типографии - дугообразные очертания.

Появились изменения и во внешнем облике здания. Наиболее заметным из них стало появление треугольных щипцов на обоих фасадах.

Первый этаж и подвалы здания занимали 22 магазина (прибыль от них должна была окупить расходы на постройку).



Начиная со второго этажа в здании размещались городские учреждения: отделение городского ломбарда с операционном залом в малом дуговом флигеле, а в правой части корпуса по Садовой улице - воинское присутствие, над которым находилась комиссия по водоснабжению. В угловой части здания со второго по четвертый этаж размещались камеры мировых судей (на четвертом этаже они занимали весь корпус по Вознесенскому проспекту). Также в здании находились статистическое отделение, больничная комиссия, торговая депутация и комнаты служителей.

Пятый этаж здания целиком был отдан под размещение начального училища на 12 классов.


Внешне этот этаж выделяется на фасадах частым шагом мелких окон, разделенных пузатыми колонками (что давало равномерный рассеяный свет).


Арочное окно, врезанное в щипец, отмечает положение актового зала училища.


Здание богато декорировано лепным декором, который исполняли мастерские И. В. Жилкина и Н. И. Егорова.




Фигуры филинов, венчающие щипцы, были утрачены и их восстановили уже в наши дни.

К сожалению, так и не восстановили скульптуры "Труд" и "Свобода", стоявшие в нишах угловой части.

Очень интересно выглядит большой двор.



Когда-то он был как дорога в Изумрудный город вымощен желтым кирпичом:
IMG_5841.JPG
В него выходят башни лестничных клеток.





За изогнутым дугообразным фасадом разместилась типография. Ее этажи были связаны лифтами.


На четвертом этаже находилась наборная, на третьем - машинное отделение, на втором этаже - брошюровочная. Пятый этаж был временно предоставлен городскому музея.








Теперь осмотрим одну из парадных:
















Стоит отметить, что дом Городских учреждений сыграл важнейшую роль в архитектурной карьере А. И. Лишневского, познакомив его с многими будущими заказчиками.




Так, в 1908-м году Лишневский строит доходные дома для И. Ф. Алюшинского и Ф. М. Рыбина, которые были строительными подрядчиками на строительстве Дома городских учреждений.


А свой первый доходный дом в Петербурге Лишневский построил в 1906-м году для Э. Л. Петерсена, который на строительстве занимался установкой лифтов.



P.S. В субботу, 29 апреля, состоится премьера новой экскурсии "Чрево Петербурга. Вокруг Сенной площади".
Район окрестностей Сенной площади часто называют «Петербургом Достоевского». Он и в самом деле тесно связан с жизнью как самого писателя, так и героев романа «Преступление и наказание», и на нашей экскурсии мы, безусловно, затронем эту тему. Но Достоевский – далеко не единственный деятель русской культуры, жизнь и творчество которого связаны с этими местами, и в ходе нашей экскурсии мы будем говорить о Пушкине и Суворове, Гоголе и членах семьи Бенуа. Также мы увидим многочисленные архитектурные достопримечательности самых разных стилей – от барокко и классицизма, до модерна и сталинской неоклассики.
Увидим мы также и здание, которому посвящен этот пост


Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/993860.html

Это сообщение можно считать научным исследованием :)
А детальный разбор всей истории проектирования дает огромный пласт материала для рассуждения, для проведения аналогий с сегодняшним строительным процессом.
Спасибо за такую качественную проработку.
Очень приятно, что несмотря на Вашу занятость, Вы уделяете время и нашему Журналу.
Всегда рад видеть Ваши статьи :)))