proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Category:

Большая колокольня Киево-Печерской лавры

Оригинал взят у  proofreader_z в  Большая колокольня Киево-Печерской лавры

02.06.10 166.jpg

https://yandex.ru/maps/-/CBUjnFcLCD

Её называют "Большой", ибо в Лавре есть и другие колокольни, имеющие размеры несравненно меньшие (на Ближних пещерах, на Дальних пещерах и на Аптечном корпусе). Кроме того её ещё называют "колокольней Великой церкви" (т.е. Успенского собора - главного храма сей древней обители).

18.jpg
Отдельно стоящая деревянная колокольня при Успенском соборе издавна находилась примерно на этом месте. Насколько мне известно, впервые она упомянута у Мартина Груневега, духовного отца нашей легендарной царицы Марины Мнишек, оставившего интереснейшее описание своей поездки в Московию (1584-1585).

02.06.10 006.jpg

Самое раннее изображение колокольни появилось в книге Афанасия Кальнофойского "Тератургима" (1638). Она стояла к юго-западу от храма и представляла собой четырёхгранную башню с шатровым ярусом звона. А к северо-востоку  видна низкая широкая каркасная шатровая звонница, предназначавшаяся для самого большого колокола именем "Балык", что по словам Павла Алеппского весил порядка 750 пудов, а раскачивали его "восемь мужчин":
1.jpg

Где-то в начале 1670-х возвели новую деревянную колокольню. Она была многоярусная, круглая в плане.
Известна по гравюре 1677 г.:
2.jpg

и по иллюстрированному плану Киева 1695 г.:
3.jpg

Первым, кто пожелал заменить деревянную колокольню каменнной, был широко прославленный своею ктиторской деятельностью гетман Иван Степанович Мазепа. Однако, время было бурное, и далее устройства фундаментов (1707) дело не зашло.

02.06.10 070.jpg

В 1720 г. Пётр I прислал мастера Фёдора Васильева, который известен как руководитель работ по внутреннему убранству псковского Троицкого собора и некоторыми работами в Петербурге. Пишут, в Киеве он составил "абрисы на строение колокольни" и смету, из-за которой вышел конфликт с лаврским начальством. Ему начали "чинить обиды", перестали платить, и в конце концов Васильев уехал.
19.jpg

Только спустя одиннадцать лет к делу был привлечён архитектор Готфрид Иоганн Шедель (говорят, его "сосватал" князь Дмитрий Михайлович Голицын), которому монастырь в 1731 г. заказал возведение колокольни "против данного в Москве образца".

02.06.10 113.jpg

Тем образцом принято считать проект, обнаруженный Сергеем Константиновичем Килессо в 1958 году в ЦГВИА СССР, автором которого он посчитал вышеупомянутого Фёдора Васильева. Однако, чертежи не подписаны, а известное творчество сего мастера на мой взгляд позволяет усомниться, что он мог лично сочинить эдакое.
Хотя, кто знает ...

4.jpg

Некоторые считают создателем проекта великого Растрелли, некоторые - И.Я. Шумахера, которые кажутся мне как-то не очень подходящими по возрасту.
В общем, с авторством дело тёмное ...

5.jpg

Не трудно заметить, что два нижних яруса в основном следуют изначальному проекту, хотя декор их значительно упрощён, а выше Шедель решительно ушёл от образца и вместо трёх ярусов сделал только два, при этом изменив их пропорции настолько, что общая высота превзошла проектную почти на 12 метров и достигла 96,5 м, а колокольня стала фактически высочайшим зданием тогдашней России, коим и оставалась до возведения Исаакиевского собора (101 м).
(Колокольни Св. Олая в Ревеле (123,7) и Петра и Павла в Питере (122,5) я в счёт не беру, ибо там не менее трети высоты составляют шпили, и сравнение было бы как-то не очень корректно).

02.06.10 161 (3).jpg

Из-за этой самодеятальности возникла тяжба мастера с лаврским начальством, результатом которой явилась большая комиссия из СПБ, в которую среди прочих входили Земцов, Коробов и Мичурин. Масла в огонь подливал некий инженер Цвингер, писавший на Шеделя кляузы и предлагавший свои "высокого мастерства чертежи", но столичные спецы сочли изменения проекта приемлемыми.

Обмер 1971 года:
6.jpg

Другая тяжба приключилась, когда в стенах появились трещины (1741). Обвиняли зодчего. Он же ссылался на преждевременную подвеску колоколов, произведённную по требованию Лавры.
Стройка завершилась в 1744 г. (по др. данным - 1745), растянувшись на 13 лет вместо 3 предусмотренных договором, что тоже порождало многочисленные взаимные обвинения.
Публиковалась расписка Шеделя о расчёте за работу:
7.jpg
Внизу мелко по-немецки Шеделем приписано: "Тебя, величавое творение, созданное моим воображением и энергией, встретят торжественно потомки".

В первом ярусе, обработанном рустом, помещался монастырский архив. Во втором, украшенном тосканскими колоннами - библиотека. Третий, ионический ярус предназначен для колоколов звона. На верх я не попал, потому чужие фотки.
Мостик звонаря на ярусе звона:
14.jpg
Там имелась и келья звонаря, ибо спускаться-подыматься было не всегда целесообразно. Возле апсид Великой церкви имелся сигнальный колокол, в который прямо из алтаря за верёвку ударял пономарь в соответствующие моменты богослужения, что являлось сигналом для звонаря на колокольне.

Большую часть колоколов большевики сняли на металлолом в 1921-1922. Крупные распиливали прямо на колокольне электропилами. Народ подбирал кусочки металла в качестве реликвий.

Немцы, вступившие в город 19 сентября 1941, поспешили установить на куполе колокольни свой флаг (для сравнения, высота креста 4,47 м):
10.jpg

При этом они не ленились фотографировать. Видны церковь Феодосия (ещё с колокольней), башня Ивана Кущника и угол Старого Арсенала (справа):
2.jpg

Пока одни повышали уровень адреналина, лазая на самую макушку, другие с удовольствием звонили в колокола:
9.jpg

Третьи же мирно созерцали роскошные виды Днепра:
8.jpg

и панораму Дальних пещер:
1.jpg

На следующий же день на колокольне приключился пожар. Пишут, начался он на третьем ярусе.  Некоторые считают, что причиной был взрыв подпольщиками Старого Арсенала, стоящего поблизости (130 м):
7.jpg

По другой версии, колокольню народные мстители подожгли специально, дабы уничтожить тот самый вражеский флаг. Балки прогорели. Попадало большинство колоколов, уцелевших при коммуняках. Потушить пожар гансам удалось только 22 сентября.
Вот она ещё дымится:
5.jpg

После войны (1947) на ярусе имелось 5 колоколов. Один передали в Ближние пещеры, один - во Владимирский собор. Осталось три. Один из них "Копа", 342 пуда, олит в 1733, перелит в 1825. Назван по имени настоятеля Романа Копы:
11.jpg

Второй - "Балык", 230 пудов, по имени "Созонта Балика бурмистра Киевского в року 1613 в монастырь наданный", перелит в 1719:
12.jpg

Третий - "Вознесенский", 199 пудов, отлит в 1753, перелит в 1849:
13.jpg

Звоны "привели в рабочее состояние" к Пасхе 1991 года и с тех пор пополняют новыми колоколами. Этот колокол "Всех Святых" я застал 2 июня 2010 г. висящим у подножия колокольни. Пишут, он "самый большой", весит 7 тонн и отлит на Донецком металлургическом заводе, а на изготовление ушёл целый год. "По техническим причинам" колокол аж 9 лет ожидал подъёма и установки, что наконец свершилось 19 августа 2014 г.:
02.06.10 010.jpg

Наиболее эффектным у Шеделя получился четвёртый ярус. Сочные пучки строенных коринфских колонн, оригинальные капители с двуглавыми орлами. Пишут, капители и детали антаблементов, обычно выполнявшиеся в камне, на этой колокольне керамические. Лавра не обеспечила свою стройку необходимым материалом, и талантливый зодчий решил вопрос таким вот нестандартным образом.

02.06.10 074.jpg

В верхнем ярусе помещаются куранты без циферблата. О наличии часов на колокольне Великой церкви писал уже вышеупомянутый Мартин Груневег (1584), отметив, что сие "в том краю уже диковина". И колокольня, и часы меняллись неоднократно. Ныне существующие изготовлены московской мастерской Андрея Енодина и установлены в 1903 году. Уже в процессе установки у монастырского начальства являлась идея устроить и четыре циферблата, но до дела не дошло.

Восемь малых колоколов отбивают четверти часа:
17.jpg

Часовой колокол весом 150 пудов отлит в Туле (1743):
16.jpg

Заводят часы раз в пять дней. Погрешность хода не превышает десяти секунд в месяц. Часовой механизм выглядит так:
14а.jpg

А это шахта для гирь:
15.jpg

По договору Енодин давал на свои часы 15 лет гарантии (с бесплатным в случае чего обслуживанием). С тех пор они останавливались лишь раз, 3 ноября 1941г., когда в результате взрыва Успенского собора часть деталей механизма сместилась и была повреждена. Собор же практически полностью обратился в руины:
22.jpg

Некоторые пишут, Великую церковь взорвали подпольщики, пытаясь уничтожить известного пособника Гитлера, словацкого президента Тисо, но опоздали и впоследствии нашими доблестными "органами" были осуждены "за провал с Успенкой".
Другие считают, что взорвали немцы, для сокрытия факта разграбления храма администрацией рейхскомиссара Украины Эрика Коха, приурочив это дело к визиту Тисо, чтобы свалить всё на подпольщиков.
Есть и третья версия, по которой здание заминировали при отступлении советские спецслужбы, но взорвать им почему-то не удалось, а немцы пытались разминировать, но не смогли и взорвали просто в целях обеспечения своей безопасности.

3.jpg

После этого куранты Большой колокольни простояли 6 лет, пока не были исправлены и запущены в 1947-м. А Великую Печерскую церковь, несмотря на весьма активное послевоенное восстановление памятников, так и оставили в руинах вплоть до наших дней.

23.jpg

Только в 1998-2000 гг. её спешно к 950-летию Лавры восстановили, практически построив заново:

02.06.10 011.jpg

Рядом под металлической сенью экспонируется увесистый кусочек подлинных руин:

02.06.10 016.jpg

В основании третьего и четвёртого ярусов Шедель устроил круговые террасы. Первая на высоте 30 метров, вторая - 47 (по др. данным 51,7 м). При царях доступ на колокольню зевакам был открыт, и эти смотровые площадки пользовались заслуженной популярностью. Говорят, там сохранились граффити весьма почтенного возраста, оставленные посетителями, старейшее из которых на перилах лестницы 4-го яруса гласит: "1834 год. Мария."
При товарищах сии хождения прикрыли, и только с 1992 г. колокольня вновь открыта для посещения (хотя в какие-то периоды закрывалась из-за ремонтных работ).

Терраса над 3-м ярусом:
02.06.10 161.jpg

Максим Берлинский в своём Кратком описании Киева (1820) отмечает: "В ясную погоду, посредством зрительной трубы, можно из верхняго ея этажа видеть города Козелец, Переяслав, Васильков и вообще отдаленнейшия окрестности ... почти на 150 вёрст".
Нынче город неизмеримо вырос, но и теперь с колокольни наверняка есть, что посмотреть. Сама же она весьма живописно  выглядит со многих ближних и дальних точек, возможно лучшая из которых возле церкви Рождества Богородицы на Дальних пещерах:
02.06.10 112.jpg
Tags: 3. Стиль БАРОККО, Архитектурные чертежи, Киев, Киевская область, Рисунки и графика
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments