Москва. Лазаревский институт. Армянский переулок 2/6.

Больше двух веков стоит в Москве в Армянском переулке дом Лазаревых. В его стенах размещался знаменитый Лазаревский институт восточных языков или, как его еще называли, Армянское Лазаревых училище, Армянский институт, Переднеазиатскнй институт, Центральный институт живых восточных языков. Сейчас в этом здании находится посольство Армении.



Главное здание посольства стоит в глубине парадного двора, отгороженного красивой оградой с воротами, украшенными статуями львов. Оно находится на том участке, который в первой половине XVIII века принадлежал самому известному среди армянских предпринимателей, "содержателю шелковой фабрики" Захарию Шериману (Шериманяну). в той части города, где еще при Петре I было разрешено селиться и приобретать дома иностранцам. В 1758 г. усадьбу в Столповском (по находящейся поблизости церкви святого Николая что в Столпах), ныне Армянском, переулке,   с имевшими на нем каменными строениями, приобрел один из самых богатых купцов Москвы, родственник Шеримана, армянин Лазарь Назарович Лазарян, сменивший фамилию на Лазарев. Богатый персидский армянин, из старинного  рода, получил хорошее образование. В Россию переселился из Ирана в 1747, где он и его предки занимали высокие государственные должности. Вывез огромное состояние, на которое в России скупил и построил текстильные мануфактуры в разных губерниях, в том числе Фряновскую шелковую мануфактуру, изготавливавшую лучшие в России ткани для Высочайшего Двора и отделки дворцовых помещений. Лазарев вёл большую международную торговлю, посещал европейские страны. Ещё при Петре I он был назначен переводчиком при сношениях России с Персией. Лазарь Назарович много сделал для распространения христианства и защиты армян в странах Передней Азии, за что 19 марта 1768 г. был удостоен императрицей Марией-Терезией титула барона Священной Римской Империи. 3 марта 1776 г. ему была Высочайше дарована грамота о возведении его в потомственные дворяне Российской империи.




О каждом из сыновей  Лазаря Назаровича можно написать роман, но мы немного познакомимся с двумя из них – с теми, кто был причастен к строительству Лазоревского института. Иван Лазаревич Лазарев, урожд. Ованес Егиазарович Егиазарян (1735-1801) - граф, тайный советник, миллионер, российский купец и промышленник, меценат и придворный ювелир Екатерины II с 1764 года. Он изначально обосновался в Москве, но позднее переехал в Санкт-Петербург, где быстро начал преуспевать. Современник вспоминает о нём: «Лазарев имел счастье познакомиться в Петербурге с государственными людьми, которые могли помочь ему в торговле кредитом казны. Это были: вначале - Орловы, в последующие же времена - Потёмкин, Вяземский, Воронцов и Безбородко. При участии этого же Лазарева был привезен в Петербург огромный бриллиант. Сестра отца И. Л. Лазарева была замужем за очень богатым армянином, астраханским купцом и придворным ювелиром Григорием Сафрасом, который и обучил племянника ювелирному делу. Сафрас имел счета в банках Великобритании, Голландии и других стран, а также был владельцем одного из крупнейших в мире бриллиантов, ранее принадлежавшего Надир-Ша­ху и хранившегося в Амстердамском банке. И. Л. Лазарев в значительной степени способствовал продаже в 1772 г. этого бриллианта за сравнительно невысокую цену в 400 000 руб. императрице Екатерине II через её фаворита графа Г.Г. Орлова. Бриллиант весом в 194,75 карата, получивший название «Орлов», был вмонтирован в державный скипетр российских монархов, который ныне хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.  Иван Лазаревич  строил уральские металлургические заводы, а именно: чугуноплавильные, железоделательные, медеплавильные. В 1800-е годы созданная им горнозаводская система была основным поставщиком металла в стране. Принимал участие в подготовке известного проекта по воссозданию армянского государства под покровительством России. Помогал переселению армян с турецких земель в Россию. В последней трети XVIII века Лазарев выполнял наиболее сложные и ответственные поручения дипломатического и финансового характера, включая личные поручения царицы. Он стал влиятельной фигурой при дворе Екатерины II, а позже и Павла I. Его советами не раз пользовались при определении и решении важнейших задач русской политики на Востоке. Уже в 1774 году Лазаревым было пожаловано дворянство. Иван Лазаревич являлся заказчиком строительства нескольких церквей и (возвращаемся к Лазаревскому институту) завещал часть состояния на устройство училища для бедных армянских детей. В своем завещании он предписывал брату и наследнику Иоакиму (Екиму) Лазареву внести в Московский опекунский совет 200 тысяч рублей ассигнациями, дабы «имеющею составиться из процентов значительною суммою соорудить со временем приличное здание для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации».


Лампи Иоганн Баптист Старший - Портрет Ивана Лазаревича Лазарева. 1790. Из имения Железники Калужской губернии.

С конца 80-х годов XVIII века Иван Лазарев и его брат Еким (Иоаким) вместе с католикосом Нерсесе Аштаракеци открывали армянские школы в разных городах страны. Постепенно они пришли к мысли основать элитное армянское училище в Москве. Еще задолго до строительства образовательного учреждения в Армянском переулке братья начали подыскивать для него преподавателей. Подбирая работников для этого заведения, обещавшего стать новым очагом армянской культуры в Европе, они меньше всего обращали внимание на национальность, вероисповедание или политические убеждения кандидатов, ставя на первое место знания и педагогические таланты. Еким Лазарев стал учредителем Армянской господ Лазаревых гимназии.


В.А.Тропинин Портрет И.Л. Лазарева 1822 г., холст, масло Государственный историчeский музей, Москва

В опустошительном пожаре 1812 года дом Лазарева во 2-м квартале Мясницкой части сгорел. В огне погибли ценная библиотека, антикварная мебель, картины. В 1813 году в одном из домов на Мясницкой разместилась "Комиссия для строений", которая руководила восстановлением города; в числе других здесь рассматривались и новые проектные чертежи ансамбля будущего Армянского училища. Закладка первого камня в основание знаменитого здания состоялась 10 мая 1814 года. В летописи института так описывается это событие: «В сие время с полною и блистательною церемониею освящено место и положен камень основания огромному учебному заведению по распоряжению Достопочтеннейшего Основателя и Попечителя Иоакима Лазаревича Лазарева и при многочисленном стечении публики». Рождение собственно учебного заведения состоялось в мае 1815 года, когда началось преподавание разных наук «для поступивших в оное воспитанников как из армянской, так и других наций, и начало оно действовать». 30 будущих воспитанников выбирали из бедных армянских семей. Дети носили форму из темно-зеленого сукна, с золотыми петлицами, красным кантом на обшлагах и черным стоячим воротником. Ученики старших классов имели парадную шпагу и особый головной убор.


Вид Армянской гимназии. Гравюра А. Флорова 1816г. Так выглядела гимназия после окончательного строительства, до последовавших вскоре перестроек и дополнений. Углы флигелей со стороны дома – скругленные, проезды за ними на боковые дворы отделены от сада каменной оградой. Главное здание не было отстроено до 1823 г, хотя, к тому времени, в классах гимназии занимались уже десятки учеников. Авторы проекта, сохранившегося в двух вариантах, неизвестны; строительство вел Тимофей Простаков при участии архитектора Ивана Подьячева: оба были крепостными Лазаревых. . В Российском государственном архиве древних актов (Москва) сохранилась "Опись планам, имеющимся у архитектора Подьячева": "1. Фасад училища в перспективе, 2. Фасад корпуса училища с флигелями прожекта Простакова на одном листе, 4. Фасад флигелей с боковой стороны от двери прожекту Подьячева" и т. д.



Главной целью основателей было создать высшее образовательное учреждение для армян. Впрочем, как видно из институтской летописи, и русским, и представителям других национальностей доступ туда не был воспрещен. Поэтому состав слушателей сразу же стал многонациональным. Кроме основных предметов предполагалось обучение восточным языкам (армянскому, грузинскому, «татарско-турецкому», персидскому и арабскому).



Главный фасад дома расположен за глубоким курдонером и отмечен изящным ионическим шестиколонным портиком под фронтоном. Боковые ризалиты демонстрируют изысканную накладную ордерную композицию, обрамляющую трехчастные окна обоих этажей (верхние окна — полукруглые, «итальянские»).






Центральноосевое построение ансамбля было подчеркнуто размещением ворот с белокаменными пилонами по сторонам, увенчанными скульптурами лежащих львов, симметричным расположением флигелей, выходящих на красную линию улицы (в 1840-х годах их соединили переходами с домом).









За главным корпусом в саду в 1822 г. был поставлен обелиск, выполненный в ампирных формах в память основателей института. В 1914 году обелиск, с четырьмя мраморными барельефными портретами основателей и попечителей института — членов семейства Лазаревых и украшенный надписями известного поэта XVIII в. А. Ф. Мерзлякова, был установлен посередине парадного двора.







Вокруг зданий была установлена ажурная ограда, отлитая на принадлежащих Лазаревым уральских Чермозовских заводах



Вслед за повышением статуса училища последовало и укрупнение институтских владений. В 1828 году Иван Екимович купил соседний с правым флигелем дом, (ныне это – дом 2). В начале XVIII века усадьба, где находилось это строение, переходила из рук в руки сначала от Вахрамея Миллера, «железных заводов держателя», к князьям Несвицким, потом ее владел Салтыков.



Умело перестроенный под типографский корпус, дом хорошо вписался в классический ансамбль. В 1829 году здесь работали три печатных станка, привезенные из Санкт-Петербурга. Годы спустя Лазаревы приобрели в Париже и Лондоне высококачественное типографское оборудование: шрифты для набора текстов на разных европейских и восточных языках, скоропечатные машины и матрицы. Монографии, учебники, буклеты и брошюры по разным отраслям знания издавали на 13 языках. В 1836 году был издан «Армяно-русский словарь», составленный бывшим воспитанником института А. Худобашевым.






Правое здание с классическим фасадом, выходящим на переулок, неожиданно имеет резко отличный от него боковой фасад. Это узорочное здание, украшенное деталями русской архитектуры XVII в. — угловыми колонками, наличниками с разорванными фронтонами, килевидными завершениями, в центре — лоджия с аркой, куда подходило когда-то красное крыльцо.





Фасад большого типографского корпуса. Реконструкция. Авторы: И.П. Рубен, А.С. Воскресенский, Т.К. Ильина

Все это — недавно раскрытые реставраторами каменные палаты, принадлежавшие, возможно, Милославским. Их усадьба была ориентирована в сторону Кривоколенного переулка, куда и выходили парадные ворота усадьбы.













Накануне присоединения Восточной Армении к России в 1827 году училище было передано в ведение министерства народного просвещения Российской империи и получило название «Лазаревский институт восточных языков», но фактически, до 1848 года было лишь гимназией.  В 1828 году была учреждена должность «главноначальствующего» Института, которую занял граф А. X. Бенкендорф. Его покровительство способствовало  дальнейшему развитию института. В 1837 году институт получил преимущества правительственных заведений 2-го разряда. По ходатайству армянского патриарха в 1841, при институте было учреждено духовное отделение: для лиц, готовившихся к духовному званию армяно-григорианского вероисповедания, стали читаться дополнительные лекции по богословию, церковной истории. В 1839 году институт был приравнен к таким учебным заведениям, как Академия художеств, Московский дворянский институт, Петербургский горный институт.



По уставу 1848 года давались «штаты со всеми правами и преимуществами 1-го разряда учебных заведений в сравнении с другими лицеями и институтами». Одной из главных целей института стало приготовление чиновников и переводчиков для Закавказского края, в связи с чем появился особый коммерческий курс, а для «кавказских стипендиатов» была введена специальная учебная программа (два последние класса — высшие или специальные). На протяжении всего курса обучения шло преподавание восточных языков (мусульманских, армянского и грузинского). По правам институт сравнялся с Демидовским, Нежинским и Ришельевским лицеями. В дальнейшем был добавлен и приготовительный класс. Таким образом, в 1850—1871 годах, Лазаревский институт совмещал в себе: гимназию с приготовительным классом и духовным отделением и отдельные от гимназического курса специальные классы с преподаванием восточных языков в старших лицейских классах, — с правами восточного факультета университета.



В то же время значительно расширили права попечителя, Христофора Лазарева, пригласившего в совет образовательного учреждения множество своих соплеменников. Армяне стали рассматривать институт как центральное учебное заведение для воспитания своих детей в национальном духе. От состоятельных людей стали приходить пожертвования, появилась масса стипендий, в большом количестве стали поступать редкие армянские книги и рукописи.



Работой питомцев института были очень довольны русские власти на Кавказе. Высокую репутацию учебного заведения за рубежами империи поддерживали лазаревцы, работавшие дипломатами и переводчиками в посольских миссиях на Востоке. Одним из многих свидетельств авторитета этого уникального востоковедческого учреждения является шахский фирман (грамота) середины XIX столетия: «Дошло до нашего сведения, что достойнейший Иван Екимович Лазарев увеличил, усовершенствовал в Москве Лазаревский институт восточных языков, основанный его дядей и отцом… Впоследствие чего образуются в этом учебном заведении хорошие драгоманы (переводчики), столь необходимые для Персии… Мы признаем необходимым наградить Вас орденом Льва и Солнца».



Плата за обучение в институте составляла 50 руб. в год. Для неимущих студентов существовало пять правительственных стипендий, а для студентов-армян — особые, более крупные стипендии. Для посторонних слушателей (без различия звания и образовательного ценза) были учреждены вечерние курсы восточных языков.В 1871 скончался последний из мужского поколения рода Лазаревы — Христофор Екимович (1789—1871), и фамилия Лазаревы специальным указом была передана (1873) мужу дочери последнего — князю Семену Давыдовичу Абамелек. Почетного попечителя с тех пор назначали «из фамилии князей Абамелек-Лазаревых».



В 1872 году был принят устав, согласно которому институт фактически состоял из двух учебных заведений: «Институт» —в котором для армян преподавался их родной язык и закон Божий по армяно-григорианскому вероисповеданию; «Лицей» —где преподавались армянская, арабская, персидская и русская словесность, турецко-татарский язык, история Востока, армянский (обязательный для армян) и грузинский (для грузин) язык, практика арабского, персидского и турецкого языков, восточная каллиграфия и французский язык. В институт принимали от 30 до 40 воспитанников армян, которые содержались за счёт сумм от благотворительности и завещанного капитала. Из числа учащихся, обучавшихся за счет Лазаревых, 10 юношей были из детей несостоятельного армянского духовенства



Лазаревский институт по праву считался сокровищницей культуры. Особую ценность представлял Минералогический кабинет, где хранилась коллекция минералов, собранных как в России, так и за рубежом. В высоких шкафах из красного дерева находилась знаменитая библиотека Лазаревых,  одним из раритетов которой была первая армянская рукопись, имеющая точную дату — Лазаревское евангелие 887 года, другой раритет в ряду восточных рукописей — книга «Хранительница предписаний касательно статей Гидайета с комментариями на турецком языке» 1552 года; 150 древних армянских рукописей составляли гордость института.



Нумизматическая коллекция в Армянском переулке насчитывала свыше шести тысяч медалей, монет, относящихся к разным историческим эпохам и странам. Лазаревский институт с момента своего основания считался достопримечательностью города. В разные годы его посетили великие писатели, поэты и ученые России: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, Н. В. Гоголь, А. Гумбольдт. Воспитанником Лазаревского пансиона был И. С. Тургенев. Дружил с Х. Е. Лазаревым художник И. К. Айвазовский, подаривший институту картину "Вид города Феодосии".



В 1905 в Лазаревском институте находился революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 года во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. После Октябрьского переворота Лазаревский институт закрывается, и в главном здании обосновывается театральная студия, созданная Е. Б. Вахтанговым, где работал его ученик Рубен Симонов; с 1921 г. "Дом культуры" советской Армении, с которым связана деятельность знаменитого композитора Арама Хачатуряна и известного чтеца Сурена Кочаряна.  Большинство картин и скульптур Лазаревского института было отправлено в Ереванскую картинную галерею. В 1953 г. "Дом культуры" закрывают и сюда въезжает Институт востоковедения Академии наук СССР, работавший до 1977 г.



В 1970 —нач. 1980-х годов ансамбль был полностью реставрирован; работы включали восстановление первоначальной отделки некоторых парадных зал. В принадлежащем посольству Армении здании открыт Музей русско-армянских связей, включивший архивные документы и археологические находки, освещающие историю строительства и реставрации ансамбля Лазаревского института.


http://www.nauka-i-zizn.ru/archive/articles/1467/
http://www.pokr.ru/armyanskiy
http://pokrovka.narod.ru/Sources/Book/Romanuk/ChPr.htm
http://viol.narod.ru/history_ros/moskvoved_92004_32007.htm
http://www.oldmos.ru/photo/view/63148
http://sovzem.mgimo.ru/armenia/153257.phtml
http://www.outdoors.ru/book/msk/msk_strit1.php?str=21
http://um.mos.ru/houses/2138/
«Памятники архитектуры Москвы. Белый город». Под. ред. Г.В. Макаревича. Москва. «Искусство» 1989г.

Вы подобрали интересные материалы, спасибо!
Ансамбль зданий очень интересный и многоплановый.
Но поскольку в нашем журнале положено указывать исторические стили, то наверное надо уточнить.....
- Конечно - в основном это Классицизм.
- Но по времени строительство уходит в середину XIX века и с каждой перестройкой все более приобретает характерные черты Ампира. Последняя перепланировка относится к 1850 году и выполнена по проекту сына знаменитого арх. А.Г.Григорьева. Ампирные детали на фасадах видны воочию :))
- Но и это еще не все. Раскрытие первоначального облика палат внесло новый элемент в общую композицию усадьбы - появились части Древнерусских палат, которые эффектно дополняют общий классический ансамбль здания.
Все это дает нам право с удовольствием указать целый "букет" Архитектурных стилей -
то есть Классицизм, Ампир и Древнерусскую архитектуру.

Замечательный особняк, интересна его история, спасибо!
Где-то в середине 80х годов в этом здании была очень необычная и очень интересная обстановка. Что-то вроде выставочного пространства, где устраивали выставки неформального искусства. На одной из таких выставок мы побывали, это было художественно-хулиганское действо .... До сих пор помню подробности некоторых картин. Неформалы ..... :)))