lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Кирилло-Белозерский монастырь. Основание.

Когда заходит речь о Кирилло-Белозерском Успенском монастыре, большинство из побывавших в нём паломников и путешественников в первую очередь вспоминает о грандиозном комплексе оборонительных сооружений, окружающих обитель. Об этих, достойных всяческого восхищения и уважения, циклопических стенах и башнях на просторах Рунета (в том числе и на страницах нашего Сообщества) сказано немало – и дабы не повторяться, поговорим об иной стороне этого живописнейшего уголка русской Северной Фиваиды.
DSCN0230.jpg
Тем более что изначально, в 1397 году, у преподобного Кирилла, устроителя будущего монастыря (второго, к слову, по значимости и богатству после Троице-Сергиевой Лавры к 1764 году), и в мыслях не было разворачивать в этих местах масштабное строительство, а уж тем паче превращать обитель в неприступную крепость
.
Икона11.jpeg
Уроженец Москвы, преподобный Кирилл с младых ногтей не чувствовал влечения к мирской жизни и уже с юных лет лелеял мечту когда-нибудь, по благоволению Божьему, оставить этот мир и стать послушником монастыря – что и случилось с ним в возрасте 30 лет. На протяжении последующих 30 лет, став иноком Симонова монастыря, Кирилл прошёл через весь чин монашеского послушания, пользуясь громадным почитанием как братии, так и мирян, и, в итоге, был возведен на место архимандрита монастыря, чем весьма тяготился в силу природной скромности, склонности к уединению и безмолвию.
DSCN0317доб.jpg
Добродетельная жизнь преподобного Кирилла постепенно стала широко известна за стенами обители, не иссякал поток просящих у него совета и благословления – что крайне смущало смиренный дух его, и, не выдержав бремени мирской славы, вскоре он отказался от руководящей должности, вновь уединившись в своей келье. В молитвах своих он просил Богоматерь указать ему место, где бы он мог укрыться от молвы людской и в невозмутимой тишине совершать своё спасение.

DSCN0002доб.jpg
Однажды поздно вечером, по обыкновению читая акафист Пресвятой Богородице, услышал он Её голос: ”Кирилл, иди на Бело озеро, там уготовано мною место, где ты можешь спастись”. В то же время в ночной тьме заблистал свет, и взору его предстала сияющая картина северной природы – никогда еще не виданные им широкие воды и мрачный сосновый бор, шумящий на берегу. От гласа и видения наполнилось сердце его радостью, а душа – решимостью. И вскоре он покинул Симонов монастырь, направившись в глухую и малолюдную Белозерскую страну, взяв себе в спутники инока Ферапонта – будущего основателя ныне знаменитого на весь мир Ферапонтова монастыря, хранящего в своих древних стенах живописное чудо кисти изографа Дионисия.
DSCN0057.jpg
Дойдя до берега Сиверского озера, преподобный Кирилл узнал место, на которое в видении указала ему Богородица, и именно здесь было решено поселиться, для начала установив деревянный молитвенный крест и обустроив землянку.
Икона1-1.jpeg
Было это в 1397 году. Преподобному Кириллу к тому времени уже исполнилось 60 лет. Жизнь никогда не поздно начинать с чистого листа.

Икона1-2.jpeg
Существует красивая легенда, согласно которой, задолго до появления в этих местаах Кирилла и Ферапонта, местные рыбаки слышали здесь, над волнами пустынного озера, звон колоколов, словно предвещавших будущее возникновение иноческой обители. Глядя на бесподобный озёрный северный пейзаж – вспомните эту легенду, что обернулась былью. В этих сказочной красоты краях возможны еще и не такие чудеса.
DSCN0037доб.jpg
Спустя несколько месяцев, после ухода Ферапонта, Кирилл остался в полном одиночестве – сбылась его многолетняя мечта, и ничто не омрачало этого самодостаточного уединения до поры до времени. Но вскоре люди вновь отыскали его – два местных крестьянина и три инока Симонова монастыря, из которого в своё время ушел Кирилл, пришли к преподобному, составив ему благодарную компанию и оказав существенную помощь, ибо в одиночку с силами природы человеку бороться-таки невозможно.
Икона1-3.jpeg
В те времена любой желающий, в одиночку, или со-товарищи, мог беспрепятственно уйти в леса и селиться на свободных землях, не имевших хозяина, обустроив себе жилище. Когда около отшельников собиралось несколько человек, возникала потребность в строительстве церквей и келий. В этом случае за разрешением на право владения территорией шли к князю, а за благословлением на возведение и освящение храма – к местному священнику. После получения соответствующих документов обитель считалась основанной.
DSCN0238.jpg
Первая деревянная Успенская церковь была срублена в 1397 году. Часть братских келий была также деревянной, но некоторые иноки, по примеру преподобного Кирилла, жили в землянках, выкопанных в склонах прибрежных холмов. Над землянкой преподобного и крестом, водружённым им в первый день поселения на берегу Сиверского озера, значительно позднее были сооружены часовня и сень, они на след. фото:
DSCN0163доб.jpg
В Белозерской обители был введен общежительный устав. В церкви никто не смел беседовать, и никто не должен был выходить из неё прежде окончания службы.
DSCN0013доб.jpg
За трапезу садились также каждый на своём месте и в трапезе была тишина. В пищу предлагались всего три кушанья.
DSCN9981доб.jpg
Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нём, ни после него хмельных напитков не только не пили, но и не держали в обители. После трапезы каждый молча шёл в свою келию, не заходя к другому.
DSCN9998доб.jpg
Никто не смел получать писем, ни подарков без ведома преподобного, к нему приносили нераспечатанные письма, без его благословления и не писали писем.
DSCN0201доб.jpg
Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности.
DSCN0205доб.jpg
Даже пить воду ходили в трапезу, в келье же ничего не держали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась, по примеру Афонских общежительных монастырей.

DSCN0185доб.jpg
Правило общежития запрещало докучать мирянам просьбами о подаянии. В силу необходимости раз в год ученик Антоний отправлялся в город закупать всё необходимое для братии и нужное для обители.
DSCN0146.jpg
В прочее время монастырский устав запрещал кому бы то ни было выходить из обители.
DSCN0017доб.jpg
Мирская молва не доходила до иноков, а между собою они обменивались лишь словами из Священного писания, суетные речи были им чужды помимо запрещения.

DSCN0128доб.jpg
В монастыре был принят обет нестяжания.
Раз случилось, что один боярин, каждый год присылавший монастырю по 50 мер ржи, возжелал одарить обитель селом, на что прислал грамоту (дарственную, на современный манер).

DSCN0206доб.jpg
Преподобный Кирилл мыслил так: “Если станем иметь сёла - из того выйдут заботы братии о земле. Потом явятся поселенцы и рядники – безмолвие иноческое нарушится.” И ответил благодетелю: “Тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропитание братии. Но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпускай нам 100, если можешь, мы будем довольны тем. А сёлами владей сам – для братии они неполезны”.

DSCN0245.jpg
Буква устава строго соблюдалась на протяжении тридцати лет, в течение которых Кирилл занимал должность игумена основанного им монастыря.
DSCN0240доб.jpg
После его ухода из жизни в 1427 году и смены руководства, уже под другим началом, вышли послабления, сначала помаленьку, а затем и по полной программе – от пожертвований перестали отказываться, хозяйственная жизнь монастыря вышла далеко за пределы его территории, да и сама территория неузнаваемо преобразилась за несколько веков.
DSCN0247доб.jpg
Кому-то может показаться, что богатейший монастырь похорошел, приосанился, обрёл достойное лицо и солидный антураж.
DSCN0175доб.jpg
А кто-то нет-нет, да и вспомнит – начиналось-то всё с сырой землянки на берегу северного озера в угрюмом краю, в котором обрёл покой и умиротворение преподобный Кирилл, молчальник и аскет, наверняка не одобривший бы ни широкого и расточительного строительства, ни безразмерных монастырских доходов.

DSCN0312.jpg
А о последующей судьбе монастыря, о её самых значимых и переломных моментах – поговорим в следующий раз.
DSCN0306.jpg
  P.S. В подготовке публикации очень помогло “Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря  Новгородской епархии”, в течение мая 1897 года составленное иеромонахом Задонского Богородицкого монастыря Геронтием (Кургановским) в преддверии 500-летия монастыря, и изданное в том же году.
Дорев2.jpg
(Продолжение следует…)
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 1.8 - Древнерусские крепости, Вологодская область, Живопись, Кириллов
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments