Никандрова Пустынь. Святые источники в лесах под Порховым.

В первое воскресенье апреля сего года мы отправились из Санкт-Петербурга в Порховский район Псковской области, чтоб посмотреть город Порхов, а также побывать в Никандровой Пустыни. Про достопримечательности Порхова я уже писал, а теперь напишу про лесной монастырь возле него, место очень приятное, и совсем не похожее на все другие монастыри, которые есть в России. Никандрова Пустынь понравится наверняка всем - здесь есть и объекты для паломничества верующих, и просто красивая природа. А главная особенность монастыря - это его святые целебные источники, ради которых многие сюда и приезжают. Итак, читайте мой рассказ!





Сразу скажу - пустынь уже немного не пустынь...



Когда я приезжал сюда в 2011 году, это место почти никто не знал. И тут было очень тихо, ни души. Только монахи, да несколько местных жителей. Теперь же сюда возят огромными автобусами, и парковка тут забита машинами не меньше, чем у большого супермаркета в столице. Вначале это меня немного опечалило, но потом я убедился, что ничего особо страшного нет - народ как-то равномерно распределяется по огромной территории, и его не замечаешь



У входа можно увидеть остатки древней каменной ограды монастыря



Деревянный храм Царственных Мучеников. Построен в 2000-е годы. Все храмы на территории пустыни - новые, старые не сохранились, от них лишь развалины, или фундаменты.



Изначально здесь и правда была пустынь. Святой Никандр, живший  в 16 веке, обладавший способностью исцелять, а также пророчествовать, вызвал сильную ревность других православных деятелей , и его попросили удалиться подальше. В итоге он ушел на болота под Порховым, где молился почти полвека в уединении.  После его смерти сюда пришли его последователи, и в память о нем, о его молитвенных подвигах, основали здесь монастырь, посреди лесов и болот



Монастырь был очень скромным. Немного помог ему Борис Годунов - это освободил от земельных податей, разрешив вести свое хозяйство без пошлин. Но с момента основания монастыря, с 1585 года, первые сто лет это была скромная пустынная монашеская обитель. И тут происходит стандартный для тех времен пиар-ход: мощи святого Никандра выкапывают, "обнаруживают" , что они нетленные, и сюда сразу идет поток денег от царя и паломников. Замечу, что такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить после раскапывания могилы их учителя. Канонизация святых спустя много лет после их смерти - почти всегда бизнес-ход для привлечения внимания к своему монастырю, или своей епархии. (В наши дни так же внезапно вознеслась Вырица с их Серафимом Вырицким, который в 2000-е стал чуть ли не главным святым Ленинградской области, при том, что никто не мог внятно объяснить, что в нем святого, но паломники с деньгами в Вырицу - потекли...). Итак, в 1687 году мощи "обретены", а в монастыре начинают строить каменные храмы.



Монастырь богател, развивался. Но в 20 веке беда пришла сюда, как и все другие монастыри и храмы. Монахов отсюда выгнали, священников репрессировали. Во время войны сюда пришли немцы. И хотя религию они даже позволяли возрождать,и благостно относились к православным священникам, при отступлении пустынь была ими разрушена. (По другой версии, все было разрушено еще большевиками).  Все, что мы видим сейчас, воссоздано несколько лет назад.



Здесь видно, как восстанавливают исторический облик монастыря - реконструируют башенку, которая была сто лет назад



Церковь "Взыскание погибших".



Восстановленный Благовещенский собор



В последние годы монастырь стал цивилизованным местом отдыха. Тут есть и кафе, и гостиница, и блины, и сувениры



ЧИстенько, уютненько. Кто-то будет сокрушаться, что пустынь стала популярным общественным местом , а не суровым монашеским уголком, но ведь именно обилие посетителей позволяет возрождать монастырь, потому что они приносят пожертвования. Да и христианство намного больше проникает в души людей, когда православие дружелюбно и приветливо, а не отталкивает воротами, охраной, да десятками табличек со словами "запрещено".



Идем к самому главному источнику - источнику Александра Свирского . 7 апреля, но уже тепло. Всю неделю в Петербурге,а также Псковской области, на дворе +13 и солнце.



Надо пройти пару километров через лес



На подходе к источникам - два деревянных туалета. Весьма изящные.



Ворота



Здесь можно поставить свечку.



Свечи лежат в свободном доступе, каждый кладет за них столько , сколько сочтет нужным, а если денег нет, то возьмет бесплатно



Источник, а рядом с ним - купель. Есть два отделения - мужское и женское



Уникальность источника в том, что он - радоновый! Цвет воды изумрудный, вода не совсем прозрачная. Именно так выглядят радоновые источники. Когда вам показывают совершенно прозрачный пруд с легким зеленоватым оттенком, который есть просто у обычной чистой ключевой воды , и говорят, что это радон, не верьте.



Радон быстро распадается на другие элементы, поэтому его целебная радиоактивность исчезнет через полчаса, так что купаться надо в свежей родниковой воде. и пить тоже. Но набрать в бутылки, чтоб пить дома, тоже можно - минералы в родниковой воде будут полезны и дома. В этом бассейне воду набирают для питья, а купаться надо в домике.



Что мы и сделали, массово окунувшись. Вода, естественно,ледяная, причем весь год - таковы свойства подземных ключей. Но уж ради окунания в святую воду - можно и потерпеть.



Источник Александра Свирского - самый красивый и интересный святой источник из всех, что я видел.



Возвращаемся в центр монастыря, откуда расходятся дороги ко всем источникам. Увидели интересного товарища



Вид у него был очень умный, серьезный



Источник Петра и Павла. Это место тоже очень интересное. Дело в том, что тут два колодца,и вода в них разная. В левом "мертвая", в правом "живая". Как и все остальные источники пустыни, они оба считаются целебными. Особенно интересно то, что в них вода - действительно разная. Говорят, даже исследования минерального состава это показали. Вода попадает в них с разных глубин, и состав ее тоже различен. Мы убедились в этом и сами - в левом был сверху лед, он замерзает, в правом льда не было вообще.



Внутри



У левого колодца народа не было - ибо не могли воду оттуда достать



У правого же была большая очередь из бабулек, набиравших воду в десятки своих бутылок. Мы глотнули оттуда чуть-чуть, чтоб не мешать им, и пошли к тому источнику, что промерз



Во льду была дырка, в которую я пропихнул ведро, и набрал воды, а вот вытащить уже не получалось



Но Саша Коновалов долго вертел ведро внутри, стараясь попасть идеально по форме дыры им, и наконец смог вытащить. И мы все попили воды из этого источника тоже, а потом ею поделились с другими посетителями



Пьем  и разливаем...



Никандров источник. Идем к нему. Можно попасть от Петропавловского источника двумя путями: или вернуться в центр, и идти оттуда грунтовой дорогой, или срезать через лес. Мы пошли через лес - это намного приятнее. Хоть и начало апреля, а лес тут чудесным образом выглядит совершенно по-летнему!



Дорожка окультурена, есть мостики. Это первый.



Групповое фото в лесу



Как будто лето! А ведь в других местах снег лежит! Чудо!



Пейзажи как на моем родном Карельском перешейке



Второй мостик



Вот и дошли



Идем внутрь. Пробуем и тут воду, а некоторые подливают себе в бутылку, таким образом, у них воды из всех источников



Везде таблички с золотистыми буквами



На перилах ведра. Если налить в них воду, то можно ее потом набирать из кранов, присоединенных ним с помощью труб



Внутри



Источник. Люди приезжают  с кучей канистр к каждому источнику.



Идем  в центр пустыни. У самого входа остался еще один источник



Здесь монастырские огороды



Это Казанский источник. В нем вода не родниковая, а торфяная, с болотным оттенком. Но пить вполне можно, мы ее пробовали - никакого привкуса и запаха нет, только желтоватый цвет. Правда,  основное ее назначение - не питье. Источник считается целебным для глаз, и этой водой надо смачивать глаза.



Дорожка к источнику выложена древними каменными плитами



Тут тоже очередь. Бабули часто не в состоянии поднять ведро, приходится им помогать.




Наши путешественники подходят к источнику, протягивая руки, а я разливаю им святую воду в ладони, чтоб они смочили себе глаза. Сам себе тоже их окропил, в глазах было весьма приятное ощущение потом всю дорогу.



Сидим, пьем чай. Уезжать не хотелось.Здесь мы провели два с половиной часа.Чудесная природа, приятная атмосфера - все это делает место очень уютным и милым! И я рекомендую здесь побывать всем!




Туристический клуб "Восемь Врат" (Спб) : https://vk.com/club17791063
"... такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить ..."
И чё?
Вот так прямо "всегда"?