Разумеется, более чем солидный возраст одного из известнейших архитектурных памятников России не мог не сказаться на состоянии его конструкций, фасадов и интерьеров. К 1150-летнему юбилею Ростова Великого, случившемуся в 2012 году, была приурочена комплексная реставрация здания – в результате которой собор засиял пуще прежнего, затмевая собою весь Ионинский Митрополичий Двор (он же Кремль) вместе взятый. Но если войти под его своды…

…картина меняется неожиданно резко. И богатейший полупустой иконостас, как и уходящие ввысь почерневшие стены, с проступающими на них силуэтами и ликами - после белоснежных-то фасадов, да в Ростове-то Великом, да в самой что ни на есть жемчужине Золотого Кольца - производят сильнейшее, сродни шоковому, мрачное впечатление.

Контраст сей рождает два вопроса: а) почему?; б) можно ли с этим бороться?
Вот и попробуем разобраться. А заодно посмотрим, как это всё выглядело ДО…

Нынешний собор – четвёртая по счёту версия храма. Первый одноглавый дубовый храм был срублен - на месте южной и центральной апсид нынешнего собора - в 991 году греческим миссионером Феодором, одновременно с началом принудительного процесса крещения им же, Феодором, местных язычников-мерян в водах тинистого озера Неро.

Процесс этот встречал яростное сопротивление аборигенов – о чём при желании можно прочесть в житиях ростовских святителей – но на храм ни у кого рука не поднялась, и он благополучно простоял полтора с лишним века, покуда не сгорел от очередного городского пожара в 1160 году. (На след. фото – икона из Успенского собора Ростова Великого с изображениями ростовских святителей Леонтия, Исаии и Игнатия, начало XVI века, ныне хранится в Ростовском Кремле:)

В ту пору в Ростово-Суздальском княжестве княжил легендарный Андрей Боголюбский – тот самый, что построил первый Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и княжий двор в Боголюбове. Именно к нему и обратились с просьбой о строительстве нового собора ростовцы – в ответ на их просьбу в 1161 году из Владимира была прислана артель каменщиков.

Первый белокаменный ростовский Успенский собор был задуман четырёхстолпным, и его проект вполне мог быть похожим на храм Покрова на Нерли – но уже в ходе работ произошла корректировка в сторону увеличения площади здания, не учитывавшая ряда важных обстоятельств (в частности, рельеф местности), да и управилась владимирская артель больно быстро – уложились в два года, видимо, заказов много было - печальным итогом сей халтуры стало разрушение собора в 1204 г, простоявшего всего-навсего сорок лет.

Первый блин, как говорится, комом. Второе каменное здание строили, сделав работу над ошибками: обстоятельно – на протяжении 18 лет, с 1213 по 1231 гг. (в этот период в Ростове успели смениться князья: Константин Всеволодович на Василько Константиновича), и предварительно тщательно подготовив площадку – храм поставили на возвышенности. Уровень пола второго каменного храма сейчас можно воочию увидеть в Леонтьевском приделе нынешнего собора, в который посетители спускаются по лесенке из нескольких ступеней. А древние всамделишные (XIII век) белокаменные блоки третьей версии Успенского собора сложены стопочкой в надвратной Воскресенской церкви, они на след. фото:

В том соборе был погребён ростовский святитель Игнатий – фреска с его изображением располагается на западной стене нынешнего собора, справа от портала:

Написана она в 1671 г, а расчищена в ходе реставрации в 2000 году.
Освящённый в 1231 г белокаменный храм выстоял в нескольких пожарах и татарских набегах, после коих всегда восстанавливался и украшался - но к началу XVI века таки пришёл в негодность, морально и физически устарев. Было решено разобрать, от греха подальше, прежнее здание, возведя на его месте новый собор.

По итогам строительных работ 1508-1515 годов появляется архитектурное чудо, которое мы имеем счастье созерцать и поныне. По легенде, строителем четвёртого, последнего, ростовского Успенского собора был итальянский зодчий, а прообразом стал Архангельский собор Московского Кремля.

Размеры нового шестистолпного кирпичного собора повторяли размеры предыдущего здания – 30,4 х 20,36 м, причём были сохранены нижние ряды кладки двух прежних построек (это выяснилось в ходе обследований 1992-1994 гг).

При строительстве использовался оставшийся при разборе предшественника пористый известняк – белый камень, из него выложен цоколь, лопатки, аркатурный пояс на фасадах и апсидах.

Напротив собора, к югу, ближе к нынешней надвратной Воскресенской церкви, в тот же период была построена восьмигранная церковь-колокольня, с длиной стороны восьмигранника около 4,8 метров. Разобрана в конце XVII века.
Входы в собор оформлены в виде порталов, расписанных в 1671 году, на фото – северный портал:

Видны следы от крыльца, пристроенного в 1670-х гг. Крылец было три – со всех трёх сторон. Западное прекрасно видно на дореволюционных фото, выглядит явно чужеродно, особенно с нелепыми шатрами-пирамидками:

Западное крыльцо-притвор разобрано при реставрации в 1960-х гг, осуществлённой под чутким руководством Владимира Сергеевича Баниге. На фото тех лет заметны оставшиеся следы на фасаде:

Южное крыльцо в тех же 1960-х было решено сохранить – висячие гирьки живописно дополняют антураж древнего собора, а уже в те годы в Ростов валом валила туристическая публика.

Внутрь собора никого не пускали (о причине скажем позже), но разве без Успенского собора, хотя бы и закрытого для посещений, можно себе представить Ростовский Кремль?

Южное крыльцо на дореволюционном фото:

От росписей на фронтоне нынче остались лишь следы:

Расписано крыльцо в 1697 году, на его сводах изображения сохранились лучше:

С тремя же притворами-крыльцами запечатлен собор на плане Ростовского Архиерейского двора (литография XIX века):

Здесь же дадим современную схему расположения объектов Кремля, для ориентации в пространстве:

Переделки в соборе одной пристройкой крылец не ограничились.

В конце XVII века, при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе, были растёсаны окна первого яруса – на всех дореволюционных изображениях они прямоугольной формы:

В ходе реставрации 1960-х гг размеры окон восстановлены.

К тому же периоду, 1690-м годам, относится появление вокруг Соборной площади каменной ограды со святыми воротами.

В 1730-е годы, после очередного пожара, в котором выгорела верхняя часть здания, было упрощено замысловатое позакомарное покрытие – в лучших традициях переделано в четырехскатное. На дореволюционных фото оно присутствует:

Форма кровли возвращена в ходе реставрации в 1960-х гг:

Реставрация была осуществлена по проекту В. С. Баниге, причем этого счастья могло и не быть, да, как говорится, несчастье помогло. В 1953 году над Ростовом пронёсся небывалой силы ураган, приведший к сильным разрушениям:

Архитектурный комплекс Кремля пришлось восстанавливать несколько лет – в результате этих работ, в частности, Успенскому собору был возвращен исторический облик.

В пору пребывания в Ростове митрополита Ионы, интерьеры Успенского собора были расписаны приглашёнными из Ярославля и Костромы высококлассными иконописцами – теми же, что расписывали Воскресенскую церковь Ростовского Кремля.

Случилось это в два этапа: сначала в 1659, а затем в 1670-1671 годах. Увы, можно лишь догадываться о той красоте, что встречала прихожанина, входящего под своды собора, ибо позднее, в 1770-х гг,эти росписи были безжалостно и полностью записаны. Если бы сие варварство не случилось, вполне возможно, стены Успенского собора выглядели бы так (фото фресок Воскресенской церкви Ростовского Кремля):

О причинах сего деяния можно выстроить несколько предположений.
Во-первых, в 1730 г в Ростове случился серьёзный пожар, от которого значительно пострадало внутреннее убранство Успенского собора.

Сгорел резной иконостас, установленный в 1690-х гг, вместе с частью икон, наверняка копотью были основательно испорчены и фрески.

После пожара в 1730-е годы были построены новые основной и четыре околостолпных иконостаса, нынче зияющие пустыми рамами:

Огромные околостолпные иконы писались под заказ на протяжении нескольких десятилетий – коллекция собиралась вплоть до 1790-х годов.

В начале 2010-х гг в некоторых рамах еще находилась заклеенная реставрационной бумагой, потемневшая старинная живопись, шелушащаяся и обсыпающаяся струпьями.

К 2018 г иконы со столпов вывезены на реставрацию.

Да, так вот о фресках. Очистить от копоти такую площадь не посчитали возможным – решили, что проще всё нарисовать по новой.

И нарисовали, причем не единожды. В 1777-1779, 1797-1798, 1841-1843 и 1887 гг.
Древние фрески 1659 и 1670-1671-х годов оказались намертво погребены под несколькими слоями масляной живописи.

Кое-что удалось расчистить во второй половине XX века – но фрагменты этих фресок расположены в алтаре, доступа к ним нет. На след. фото они - за деревянной перегородкой, в нижней части стены:

На след. фото – северная часть иконостаса, начало XX века:

Столь частая запись объясняется еще одной причиной. Ростовская архитектура, поставленная на низкий берег Неро, страдает от грунтовых вод – наглядным примером сего факта служит фото переполненного водой подвала расположенной в ста метрах от Успенского собора церкви Спаса на Торгу:

Несчастную церковь всё никак не решатся привести в порядок – уж сколько лет этому бассейну.
Сырость холодного, полутёмного помещения – а Успенский собор не имел отопления вплоть до 1879 года – привела к появлению здесь плесени, черный налёт – это её результат.

А насколько сложно бороться с этим зловредным грибком – хорошо известно. На след. фото – центральная часть иконостаса, начало XX века:

Потому и темнели изображения на стенах и иконах – и даже реставрация была бы бесполезна, покуда не решится вопрос с температурно-влажностным режимом.

А коли при советской власти собор несколько десятилетий использовался как склад – о каком таком режиме может идти речь? На след. фото – южная часть иконостаса, начало XX века:

Качественный дренаж на Соборной площади был выполнен лишь в начале 2000 гг. Полноценная система отопления в Успенском соборе в данный момент - на стадии монтажа.

До реставрации живописи на стенах пока далеко, хотя реставрационные леса внутри стоят уже много лет.

Истины ради стоит упомянуть, что пару сюжетов уже “восстановили” – яркими пятнами на фоне остальной чёрной массы.

Вам нравится?
В Леонтьевском приделе (южная апсида) в конхе можно разглядеть изображение Святой Троицы, отреставрированное в 1973 году:

Возможно, сюжет взят с одноименной древней иконы 1690 года, уцелевшей в пожаре 1730 года:

Икону тогда успели вынуть из иконостаса и вынести из горящего здания, вместе с несколькими другими иконами нижних рядов – местного, праздничного и деисусного. Еще две иконы праздничного ряда того же 1690 года:


Все три иконы хранятся в запасниках Музея ”Ростовский Кремль”.

Собственно, это – еще одна причина, по которой пустуют рамы нижней части иконостаса. Древним иконам находиться в, повторимся, холодном и сыром помещении противопоказано.

Часть икон еще в 1990-е годы перевезена в реставрационные мастерские. Еще часть – на своих местах, праотцы и пророки в верхних ярусах.
И надо всем этим - почерневшее распятие:

Community Info