galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Модерн с кошками



В узком Козихинском переулке можно пройти мимо длинного четырехэтажного жилого строения № 10, не обратив внимание на любопытный декор. Но можно остановиться и попытаться расшифровать символический язык модерна. Ведь каждая постройка эпохи модерна, в том числе и доходные дома, обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна.
По сравнению с большими доходными домами Москвы, которые получили широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, дом выглядит, конечно, скромнее. Однако в архитектурном оформлении парадного фасада присутствуют оригинальные элементы модерна. Фасад здания покрыт лепным растительным и животным орнаментом и маскаронами в форме женских головок.

Считается, что в XVI-XVII веках этот уголок Москвы служил местом выпаса коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Отсюда название - Козихинский переулок. В XVIII веке участок входил в состав обширной усадьбы. В 1902 году купец Казимир Станиславович Клингсланд выкупил здесь землю и начал застраивать её доходными домами для среднего класса с пяти- и шестикомнатными квартирами. Архитектором стал Гавриила Николаевич Иванов (1861-1935). Получив в 1887 году свидетельство на право ведения строительных работ, он занимался объектами самолетостроительного акционерного общества "Дукс". В 1910-х годах Гавриил Иванов имел должность архитектора сразу на нескольких объектах - Средних торговых рядов, Пассажа, театра Г.Г. Солодовникова, Московского бегового общества.
В 1908 году владение Клингсланда перешло в руки страхового общества "Россия", лидера добровольного страхования, значительные суммы переводившего на покупку недвижимости. В том же году помещения в доходном доме арендовало Товарищество просвещения и редакция художественного сатирического журнала "На распутье" С.П. Серебровского. Здание и после революции не утратило функции жилища. Известно, к примеру, что с 1928 года в одной из квартир жил Василий Шкваркин, советский драматург, автор комедий и водевилей.




Что же можно увидеть на фасаде? Внимание прежде всего привлекает декор над окнами третьего этажа под прямоугольным карнизом - выгнувшие спину кошки, может быть породы мейн-кун, их иногда называют мини-рыси. Кошки окружены извивающимся плющом.




Кошки отвоевали свое место в архитектуре того времени. Правда, существует мнение, что это не кошки, а рыси. Но у рыси значительно короче хвост, длиннее и острее ушки.




Над окнами первого этажа можно увидеть оскаленные пасти волков в обрамлении растительных стеблей.




По сторонам от входа в подъезд - возможно, это лисьи морды и виноградные гроздья.




Второй этаж украшает растительный орнамент из узких длинных листьев и цветов - чертополох.




А эти растения напоминают подсолнух.




Большие окна подъезда со стрельчатым завершением обрамлены капителями с традиционными элементами из арсенала стиля модерн - женскими головками в средневековых шлемах и со стилизованными локонами.











Над подъездом - горельеф богини Ники с крыльями и пятиконечной звездой "во лбу".




Сам дверной проём завершен замковым камнем с гротескной маской.




В доме Клингсланда есть пара ризалитов, выделяющих лестничные клетки, и проездная арка, ведущая во внутренний двор. Прежде и там стоял доходный дом, построенный Ивановым, но он был снесён в 1970-е годы.




Дом с кошками в Большом Козихинском переулке недавно стараниями движения "Архнадзор" был признан выявленным объектом культурного наследия. Несмотря на это кто-то из жителей решил увеличить свою жилплощадь за счет чердачных помещений. Налицо явная несогласованная реконструкция исторического здания.



Источник информации: moskvichmag.ru
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, 8. Стиль МОДЕРН, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments