Переулок Чистый (Московские прогулки)

Начнем прогулку, как ни странно, у дома № 22 по Пречистенке, а все потому, что этот же дом по переулку Чистому числится за №2. Итак: Пречистенка дом 22. И именно на этой, когда-то аристократической улице, воет и погибает несчастный пес Шарик с обваренным левым боком. Голодный пес жадно вкушает запах лука, доносящийся из Пречистенской пожарной команды. Давайте посмотрим на это здание. Изначально двухэтажное Г-образное здание было выстроено в 1764 году архитектором М.Казаковым. Дом принадлежал княгине Хованской, а после пожара в 1812 года - семье генерала А.П.Ермолова. В 1835 году казна приобрела владение, расширила его и расположила здесь Центральное пожарное депо (перенесено с Волхонки, где планировалось поставить храм Христа Спасителя) и отряд полиции.







Сюда ночью 21 июля 1834 года из отцовского дома на углу Сивцева Вражка привезли Александра Герцена и посадили в "комнату под каланчой", о которой он вспоминал в "Былом и думах": "Меня увезли к обер–полицмейстеру, не знаю зачем - никто не говорил со мною ни слова, потом опять привезли в частный дом, где мне была приготовлена комната под самой каланчой."




В начале 1840-х годах здание было надстроено и расширено пристройкой, вдвое удлинившей его фасад; в новой части была сооружена характерная для зрелого классицизма фасадная декорация с монументальным средним ризалитом, украшенным стройными полуколоннами и пилястрами коринфского ордера на рустованном арочном цоколе, симметричная и полностью тождественный первой, что придало зданию укрупненную масштабность и представительность. Раскреповка карниза и соответствующее ей чередование пар полуколонн по краям с парой пилястр в центре создают пластически выразительную и гармоничную композицию. По центру здания была сооружена высокая деревянная пожарная каланча, обусловившая заметную роль здания в городском ансамбле и получившая вид стройной круглой ярусной башни с кольцевой колоннадой (окончена в 1843, разобрана в 1930). В 1906-1907 в здании читались лекции Пречистенских рабочих курсов. В 1908 году на Пречистенке появился первый в Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей наверху. Правда, поднималась она не выше третьего этажа, но и этого было достаточно. Первыми на автомобиле по тревоге выезжали брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных. Сейчас в архитектурном комплексе зданий по Пречистенке, 22 располагается МЧС России, куда, как говорят, сходятся телефонные вызовы 01 со всей Москвы.




В 1915 был выстроен дополнительный протяженный корпус по Чистому переулку, оформление которого повторило главный фасад по Пречистенке. В XVII веке на месте переулка располагались земли обширной дворцовой Конюшенной слободы. В течение XVIII века, в котором слободские земли перешли во владение дворянства, весь район от Арбата до Остоженки продолжал именоваться Старой Конюшенной. По преданию, переулок назван Чистым, потому что местных жителей не затронула ни одна из эпидемий, опустошавших Москву. С конца XVIII века до 7 июня 1922 года назывался: Обухов переулок, по фамилии местного домовладельца начала XVIII века полковника А. А. Обухова.




Переулок, полностью выгоревший в пожар 1812 года, был в последующие два десятилетия застроен одно-двухэтажными дворянскими усадьбами, к которым относится особняк под № 4. Особняк в ампирном стиле, был построенный летом 1821 г. для бригадирши Софьи Волконской.







В 1896 г. как этот, так и соседний участок, были приобретены семейством «железнодорожных королей» фон Мекк, которое стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-х — 1870-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г., многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России.




Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, известная меценатка, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, подарил рукопись «Евгения Онегина» и трех пьес для скрипки и фортепиано. Сын Надежды Филаретовны Александр Фон Мекк был известным коллекционером и председателем Русского горного общества.




Рядом с особняком №4 в 1913 г. по проекту инженера А. Н. Зелигсона был возведен высокий доходный дом (Чистый пер., 6). Это случилось после того, как участок был приобретен коллекционером, председателем Русского горного общества Александром фон Мекк.







Нарядное неоклассическое здание имеет в своей композиционной структуре и черты модерна. Выразительным дополнением декора фасада служат металлические решетки балконов, рисунок которых имитирует балконные решетки московского ампира. В 1920-х гг. здесь находилось общежитие Коминтерна.




Арка дома 6 в Чистом переулке показана в фильме «Гостья из будущего».





Адольф Ноевич (Норбертович) Зелигсон (1867-1919) родился в Польше. Окончил Высшее ремесленное училище в Лодзи. В 1890 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Практиковался в Германии и в Париже, где выработал свою особенную легкую изящную стилистику, характерную для французской архитектуры рубежа XIX-XX вв. В 1907 году приехал в Москву, где за короткое время стал одним из ведущих архитекторов московского модерна. Уже в 1908 г. Зелигсона приняли в члены Московского архитектурного общества, включили в список архитекторов России в издании "Россия в ее прошлом и настоящем", выпущенном к 300-летию Дома Романовых. Строил доходные дома, банки, особняки. В 1917 годуАдольф Ноевич вернулся в Польшу, где в 1919 г. умер.




Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый пер., 10), выделяющийся оригинальным оформлением фасада с псевдоготическими деталями, построен в 1908-1909 гг. архитектором В. С. Масленниковым. В. С. Масленников родился в многодетной семье (6 детей) в 1882 году. Его отец был земским учителем, мать - домашней учительницей. В. С. Масленников с 15 лет давал уроки, работал чертежником. Виталий Семенович являлся активным участником событий революции 1905 года. В этом же году он во Франции собирал материал для дипломного проекта. В 1907 году В. С. Масленников окончил Училище живописи, с 1908 г. работал помощником участкового архитектора.




В 1909 году Виталий Семенович учился архитектуре у профессора Кормонна в Париже, в 1913 году посетил ряд европейских стран, пополняя профессиональные знания. До Октябрьской революции архитектор работал в Москве, проектируя особняки в разных стилистических направлениях, кондитерские, кафе, хлебобулочные магазины-пекарни и другие объекты в разных городах России. В 1920-х годах вместе с братом Б. С. Масленниковым, знаменитым русским авиатором и основателем первой авиационной школы на Ходынке в Москве (1911 г.), В. С. Масленников сослан "как вредный социальный элемент" в Омск. В 1932 году архитектор переведен в Новосибирск в Сибметаллотрест и находился под надзором на стройке Сибкомбайна. С 1932 года В. С. Масленников преподавал в НИСИ. Умер В. С. Масленников в Новосибирске в 1959 году.




Композиция фасада дома асимметричная и многосоставная. Фасад четко разделен на три части, каждая из которых несет самостоятельную архитектурную тему. Крайняя левая выполнена в формах северного модерна. Ее стены имитируют каменную кладку, а окна третьего этажа имеют характерные скосы в верхней части.




Средняя часть выполнена в классическом стиле. Ее вертикальная структура подчеркнута коринфскими пилястрами, облицованными белой керамической плиткой и объединенными орнаментальным фризом.








Крайняя правая часть похожа на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями по сторонам и куполом над правой башней.



Интересно обилие фактур на стенах этого дома. Входная дверь также выполнена в формах модерна.



Стоит отметить, что появление таких оригинальных зданий в идиллически тихих, старомодных арбатских переулках в начале XX в. вызывало горячие споры и резкие отповеди в печати. Так, автор статьи в «Архитектурно-художественном еженедельнике» 1916 г. считал, что такие дома, как этот, «ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице-столице».










К сожалению, это не полный рассказ об архитектуре Чистого переулка, так как я фотографировала только здания, которые находятся на четной стороне.

http://www.apartment.ru/Article/4875729.html

http://gooddays.ru/post/457

http://www.apartment.ru/da/default.asp?id=7457





Спасибо, и действительно все такое чистенькое в этом переулке :)
Но вот такой вопрос к Вам: в составе меток Вы упомянули и "неоготику" .... А какое конкретно здание Вы считаете неоготикой?
Пер. Чистый 10 - фасад украшен псевдоготическими деталями. Я нечаянно нажала не неоготику и потом никак не могла убрать этот тэг)
Все понятно )
Дом № 10 уже на моей памяти так "отреставрировали". Но по стилям он все-таки ближе к Модерну, давайте так и считать. Поправил.
Переулок наполнен домами самой разной стилистики, но и сегодняшних фантазий в нем очень много. Через чур много ((.
Дом Софьи Волконской абсолютный "новодел", в научной литературе этот случай хорошо известен, вот так дом выглядел до "обновления" - https://pastvu.com/p/77056 - то есть весь сегодняшний облик дома - это компоновка сегодняшних фирмачей под ампир....... (((
Так что видите как много сложностей в нашей сегодняшней истории.
Бедная история, достается ей от всяких неуёмных фантазеров.)