sergeyurich (sergeyurich) wrote in architectstyle,
sergeyurich
sergeyurich
architectstyle

Categories:

Новгородский Детинец

Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 11. Новгородский Детинец


    Насколько бы не утомился любознательный путешественник, с восхищением обозревая все многообразие великолепной новгородской архитектуры, как бы у него не "отваливались" ноги, пройти мимо главной достопримечательности Великого Новгорода он, конечно же, никак не сможет. Планировка города такова, что в конечном итоге любая дорога в пределах исторического центра приведет его к Кремлю.


Современная скульптура, изображающая утомленную туристку
на фоне кремлевской стены, Софийского собора и его звонницы
со стороны Торга, на противоположном берегу Волхова:







Во все века крепость Новгорода - Детинец являлась центром политической, культурной и религиозной жизни древнего Новгорода. Изначально, основанная в Х веке крепость, как и все в то время на Руси, представляла собой довольно небольшое оборонительное сооружение, стены и башни которого были сооружены из дерева.




    В связи с закладкой князем Ярославом Владимировичем (Мудрым) первого каменного храма на русском Севере - Святой Софии, в XI веке территория крепости стала расширяться. В XII веке вокруг стен Детинца был вырыт глубокий ров, заполнявшийся водой. Именно в это время окончательно сформировались границы территории Кремля, дошедшие до наших дней без изменений.
    Жаль, что теперь этот ров не заполняется. На мой взгляд, окруженный со всех сторон водой, стоящий как бы на острове, Детинец смотрелся бы еще интереснее.
    Долгое время стены и башни Детинца оставались деревянными, но в XIV - XV веках их облицевали кирпичем.
    До нашего времени сохранились девять из тринадцати первоначальных башен. Одна из них погибла от пожара, другая рухнула, подмытая высоким паводком, две были разобраны.
    К сожалению, не согранились и надвратные церкви, в древности украшавшие каждую башню. Представляете, насколько красивее выглядел бы Кремль, если бы они дошли до нас!

    Самая высокая башня Детинца - Кокуй (ее высота составляет 41 метр).






    Эта башня, входила в комплекс построек Воеводского двора, уничтоженных в конце XVIII века. Это семиэтажное сооружение, сочетающее в себе простоту и изящество формы со смелостью инженерного решения, является настоящим шедевром гражданской строительной техники XVII столетия.
    Нижний, подвальный, этаж башни Кокуя занимал винный погреб, во втором находилась приказная палата, третий и четвертый этажи являлись светлицами, пятый и шестой использовались для хозяйственных нужд. Верхнее помещение служило своеобразной смотровой площадкой - "осмотрительной башней для всего города". Отсюда, вероятно и название всей башни - от голландского слова "кокке" - смотреть.

    Некоторые другие башни новгородского Детинца:


Златоустовская и Покровская башни
(на заднем плане верхняя часть башни Кокуй):








Федоровская башня
(за кремлевской стеной Часазвоня):








Кремлевская стена и Злотоустовская башня:







Митрополичья башня
(с внутренней стороны Детинца):








Дворцовая и Спасская башни со стороны Волхова.
Справа видно завершение Княжей башни:







Часто приходится слышать, что устраивать пляж прямо у стен Кремля - это некое кощунство. Честно говоря, ничего кощунственного в этом я не виже, тем более пляж на берегу Волхова ухоженный и чистый. Кого-нибудь смущает, что на Неве у стен Петропавловской крепости тоже есть пляж (причем, дикий)?
    Другое дело, когда пляж устроен возле стен действующего Свято-Юрьева монастыря или, тем более, около Перынского скита. Вот это действительно, скажем мягко, не слишком хорошо. (См. часть 1 настоящих Заметок).

    Радует то, что в новгородском Детинце не прекращаются работы реставраторов и археологов:






    История новгородского Кремля неразрывно связана с историей самого города. Еще в 989 году, когда крестили его жителей, здесь был заложен первый христианский храм - деревянная дубовая церковь Святой Софии "о тринадцати верхах". После того, как в 1045 году церковь сгорела, киевский князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир, посаженный им на княжение в Новгород, повелели заложить каменный храм Софии Премудрости Божьей.

    В настоящее время этот уникальный памятник архитектуры является древнейшим храмом России. В процессе реставрации собора было установлено, что он сохранил до нашего времени те архитектурные формы, которые придали ему в XI веке.





Строили Софийский собор византийские мастера, помогали им киевляне и новгородцы. Строительство продолжалось пять лет, до 1050 года, - минимальный срок, если учесть огромные размеры сооружения.
    Сооружался собор в те времена, когда в Новгороде была еще сильна княжеская власть. В середине XII века он стал главным храмом Новгородской вечевой республики. "Умрем за Святую Софию", "Где Святая София, тут и Новгород", - говорили новгородские ополченцы, отправляясь от стен собора в боевые походы.
    Здесь в торжественной обстановке принимали великих русских князей, иноземных гостей и послов, избирали новгородских архиепископов. Часто на Соборной площади у стен Святой Софии (а не только на Ярославовом дворище) созывалось новгородское вече.
    Все, что создавалось "преудивительного" в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло в Софийский собор (о том, как главный вход в храм украсили Магдебургские врата, вы сможете прочитать в 8-й части настоящих Заметок).

    Новгородская Святая София служила примером для подражания зодчим более поздних времен, но немногим из них удалось превзойти созидателей этого храма.
    Часто новгородскую Софию сравнивают с киевской. Тождественны их названия, но кроме этого между ними почти нет ничего общего, тем более, что киевская София была полностью перестроена в XVII - XVIII веках в стиле барокко.
    Для сравнения: Софийский собор в Киеве (современный вид; фото из Википедии):





    На центральном кресте новгородской Софии, если присмотреться, можно увидеть маленькую фигурку голубя.





  Легенда рассказывает, что эта птица витала над храмом в то время, когда лютовали в городе опричники Ивана Грозного. Ужаснувшись увиденному, голубь опустился на крест оплакивать жертвы и окаменела от горя.





    Легенда имеет продолжение: пока сидит на кресте главного купола Святой Софии этот голубь, будет стоять и Великий Новгород, а слетит он, тут и городу придет конец.

    Печальное зрелище представлял собой Софийский собор после изгнания немецких оккупантов из Новгорода во время Великой Отечественной войны.


"Бегство фашистов из Новгорода". Кукрыниксы. 1944 - 1945 гг.
(Государственный Русский музей в СПб):







    Но уже в 1945 году начались реставрационные работы, в которых приняли участие лучшие научные и творческие силы страны: Н. И Брунов, М. Г. Каргер, Г. М. Штендер, Л. М. Шуляк и многие другие. В 1991 году храм был возвращен церкви, и ныне эта жемчужина новгородского зодчества - действующий кафедральный собор и замечательный музей древнерусского искусства.






    Одним из украшений Детинца, несомненно, является высокая башня - Евфимовская часозвоня, построенная рядом с Грановитой палатой (о ней подробно можно прочитать в 9-й части настоящих Заметок), сооруженная в XV - XVII веках.





К этому же времени относится и Софийская звонница, начало строительства которой относится к 1437 году. Современный ее облик - результат многих перестроек XVI - XVII веков, а кровля и главка появились лишь в XVIII - XIX столетиях.






  В пролетах здания висят современные колокола:









    А у ее подножия подвешены бронзовые звоны XVII века:





    Самый крупный из них - "Праздничный", весящий 26,5 тонн, был отлит в 1659 году.










    Через какие бы ворота (восточные - со стороны Софийской площади, или западные - со стороны Волхова), называемые также проездными арками, вы не вошли бы на территорию Денинца, вы не сможете пройти мимо памятника "Тысячелетие России", расположенного в самом центре новгородского Кремля.






Это памятник был установлен 8 сентября 1862 года. Автором памятника стал молодой (тогда 25-летний) художник и скульптор М. О. Микешин, победивший в конкурсе, объявленном в Петербурге, на проект монумента, который прославлял бы "православие, самодержавие и народность".
    На памятнике размещено 129 фигур, в том числе - 109 внизу на горельефе. Здесь мы видим тех, кто проославлял Россию в веках - князей, царей, полководцев, священностужителей и деятелей культуры.
    Вокруг шара-державы располагаются шесть скульптурных групп, символизирующих этапы становления российской государственности: от призвания Рюрика до создания империи.
  Ну как же без Петра I, под отдельной сенью ангельских крыльев? Заметим, что никто больше такой чести не удостоился, ангел только над фигурой первого российского императора. Этой чести не удостоены ни Владимир Креститель, ни Дмитрий Донской.





  Впрочем, самая многочисленная скульптурная группа в верхней части памятника, состоящая из пяти фигур, символизирует "основание саможержавного царства Русского" Иваном III, окруженным представителями покоренных во время его правления народов: ордынский воин кладет к его ногам свой бунчук, литовский и ливонский рыцари сражаются сломанным оружием и т. д. (видимо, историческая достоверность в это время никого особенно не волновала, главным было поддержание, выражаясь современным языком, "духовных скреп". Тем, кто хотя бы поверхностно знакомы с историей России, понятно, что императору Александру II, при котором был открыт этот памятник, никакие "скрепы" в духе теории официальной народности не помогли. История вообще когда-нибудь хоть кого-то из наших власть придержащих учит? Или все же прав был В. О. Ключевский?






  В нижней части памятника на горельефах, разумеется, Екатерина II со своими полководцами (Суворов и Потемкин угадываются быстро), Александр I, рядом с которым, не слишком похожий на себя Пушкин, сидящий то ли расслабленно, то ли напряженно, сразу и не поймешь, Николай I, да и много кого еще.





    Есть на памятнике даже литовские князья Ольгерд с Витовтом. Но вот, по вполне понятным причинам, на нем не нашлось места Ивану Грозному. Если бы монумент устанавливали в любом другом городе, то, несомненно, фигура Ивана VI заняла бы на нем весьма значительное место. Но только не в Новгороде. И в этом я новгородцев понимаю.






    Очень жалко, что из Детинца к Волхову ведут только одни открытые ворота (вот эти; на на заднем плане входная (проездная) арка со стороны Софийской площади):






    Другие намертво закрыты:





    Впрочем, это не самая большая беда. Территория Детинца не такая уж большая, тем более, что для того чтобы попасть на Торговую сторону Новгорода, все равно придется идти к горбатому пешеходному мосту через Волхов, начинающемуся прямо от восточной проездной арки.
    Вот этот мост:






Прежде чем перейти его, посмотрите направо на любопытный монумент "Освободителям Новгорода":





    Ну потом, на другой стороне моста через Волхов, вас ожидает интереснейшее место древнего города, на мой взгляд, ничуть не уступающее по своему значению Детинцу - Ярославово дворище.





Именно ему и будет посвящена следующая часть Заметок (см.: http://sergeyurich.livejournal.com/833419.html).
   

    Сергей Воробьев.




Tags: 1.1 - Архитектура Новгорода Великого, 1.8 - Древнерусские крепости, Новгород
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments