Варлаамо-Хутынская и Николо-Вяжищская обители Великого Новгорода

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 7. Варлаамо-Хутынская и Николо-Вяжищская обители


  ЗАГОРОДНЫЕ МОНАСТЫРИ НОВГОРОДА: ВАРЛААМО-ХУТЫНСКАЯ и НИКОЛО-ВЯЖИЩСКАЯ ОБИТЕЛИ

    В этой части заметок о Великом Новгороде мне хотелось бы рассказать о своих впечатлениях о посещении двух действующих монастырей, каждый из которых был бы достоин отдельной части, но я решил их объединить, чтобы удобнее было сравнить эти две весьма почитаемые новгородцами православные обители.

    Впрочем, у нас возникло такое впечатление, что Варлаамо-Хунынский монастырь пользуется у местного населения гораздо большим уважением (мы так и не поняли, почему именно). Так, нам неоднократно советовали его посетить даже таксисты, услугами которых мы в Новгороде часто пользовались, благо они довольно дешевы. После расспросов, что мы уже успели посмотреть, всегда следовал недоуменный вопрос: "Как, а в Хунынском монастыре вы еще не были? Туда нужно съездить обязательно!"

    Мнению аборигенов о местных достопримечательностях мы, предпочитающие путешествовать самостоятельно, а не в составе организованных экскурсий, привыкли доверять. Поэтому утром одного из дней нашего пребывания в Новгороде отправились в Варлаамо-Хутынскую обитель.





Кстати, имейте в виду, что по мнению новгородцев, правильно произносить "ХУтынский", а не "ХутЫнский", если вы делаете ударение не на первом, а на втором слоге, это сразу же выдает в вас приезжего человека.




  Варлаамо-Хунынский Спасо-Преображенский монастырь (таково его полное название) находится примерно в 10 километрах к северу от Новгорода, неподалеку от деревни Хутынь. Само название этого места (не слишком благозвучное, не так ли?) объясняется тем, что, по народным поверьям, здесь в изобилии водилась всяческая нечистая сила. Само слово "хутынь" обозначает "плохое, нечистое место". Именно здесь, около 1190 года, на высоком правом берегу Волхова, для уединенной молитвы поселился монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич, представитель одной из крупных боярских фамилий Новгорода).
    С помощью молитвы изгнав нечистую силу, Варлаам срубил себе келью, поставил деревянный храм во имя Преображения Господня. Уже в 1192 году началось строительство каменного Спасо-Преображенского собора. Этот собор не сохранился, в 1515 году он был разобран, и на его месте возвели новый, который однако в последующее время неоднократно перестраивался.
  

Спасо-Преображенский собор:









Колокольня монастыря:




Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен почти полностью и вплоть до 1980-х годов представлял собой руины. В 1994 году, после проведения реставрационных работ монастырь снова стал действующим (правда, не мужским, каковым он был до своего закрытия в 1925 году, а женским).


Сестринский корпус монастыря:





    В настоящее время в нем проживает более сотни монахинь, которые ведут в том числе и активную предпринимательскую деятельность, чему способствует то, что эта обитель является более чем популярной среди новгородцев, а также многочисленных туристов (не подумайте, что я с осуждением, вовсе даже наоборот).
    Прямо рядом с входом в собор разбит довольно ухоженный огородик (дачники оценят):





    Кстати, обратите внимание на крыльцо с папертью и окна собора - явно ведь не начало XVI века, по стилистике ближе к московской архитектуре второй половины XVII века.

    А вот и автомобили "паломников" у входа в монастырь (что-то не видно ни одной дешевой машины), которые приехали сюда, как мне кажется, не столько для молитвы, сколько прикупить экологически чистых монастырских продуктов.





    Как только пройдете через ворота монастыря, сразу же будет небольшой магазин (с далеко не бюджетными ценами), где одна из монашек торгует произведенными в монастыре хлебом, пирогами, растительным маслом, медом, банками с квашенной капустой, тушенкой, куриными яйцами и много еще чем.
    Зона, открытая для посещения мирянами в монастыре очень небольшая, сразу же за собором начинается весьма обширная территория, куда вход запрещен (мы, законопослушные граждане, уважающие в том числе и монастырские правила, в запретную зону не пошли). Но судя по тушенке и яйцам, именно там и расположено фермерское хозяйство, видимо включающее в себя и птицеферму, и птичник, и пекарню. Так что, жизнь монахинь в этой обители посвящена, как видно, далеко не только служению Богу, но и поставлена на коммерческую основу. В общем, этот монастырь верен заветам Петра I, который считал, что монахи не должны дармоедничать, а обязаны трудиться ради государственного блага. Не знаю, как насчет блага для государства, но для процветания монастыря, его монахини, судя по всему вкалывают по полной программе.
    Интересно, что среди тех монахинь, которые нам там встретились, ни одна не была похожа на монахиню (если не считать их облачения). Все они были такие шустрые, деловитые, постоянно о чем-то болтали между собой (даже в соборе, где, как известно, "разговоры приносят многие скорби"), при этом улыбаясь друг дружке. Они мне напомнили персонажа сериии "Провинциальный детектив" Б. Акунина монашку Пелагию (по крайней мере, одна из них точно, которая тоже была рыжей и в круглых очочках).


    Интересная легенда из истории монастыря

    Вскоре после битвы на Шелони (1471 г.), в результате которой Новгородская вечевая республика потеряла значительную часть своей независимости и вынуждена была во-многом подчиниться все более набирающему силу Московскому княжеству, Иван III решил посетить Варлаамо-Хунынский монастырь, чтобы поклониться мощам почитаемого в Новгороде святого.
    Великому князю Московскому не понравилось то, что рака Варлаама не вскрыта, и поэтому он не может приложиться к его святым мощам. По приказу государя могилу Варлаама начали раскапывать, но из нее вырвался огромный огненный столб, что привело князя в ужас. Он бежал из церкви, но при каждом ударе его посоха о землю из нее также вырывался огонь, опаливший этот посох и самого Ивана III. Московский князь будто бы в панике бежал из монастыря, отбросив от себя свой посох, а потом и из Новгорода. Этот опаленный гневом святого Варлаама посох Ивана III хранился в ризнице монастыря (разумеется, не сохранился).
    Насколько эта легенда достоверна, судите сами. Но через семь лет страх Ивана III не помешал ему предпринять еще один поход на Новгород и полностью подчинить его Московскому государству.

    Подведу предварительный итог.
    Мы так и не поняли, почему Варлаамо-Хутынский монастырь так почитается местными жителями. Никакой особой духовности там нами замечено не было, а с архитектурной точки зрения, он тоже вовсе не шедевр (впрочем, это только наше мнение).






    Другое дело Николо-Вяжищский монастырь.




Этот монастырь расположен тоже к северу от Новгорода, но с другой, левой стороны Волхова, примерно в 12 километрах от него, рядом с деревней Вяжищи. Обитель была основана в 1390 году, но от построек XIV - XVI веков в ней ничего не сохранилось, все они относятся к XVII веку.





Тем не менее, во-многом благодаря покровительству первых царей из династии Романовых (в особенности, Алексея Михайловича) монастырь превратился в изумительный по красоте, оцень цельный архитектурный ансамбль, включающий в себя несколько церквей с переходами, крылечками, лестницами, поражающими любого, кто видел его.











У новгородцев к этому монастырю довольно странное отношение. Нам не раз говорили, что нет никакого смысла туда ехать, поскольку все-равно на территорию монастыря не пустят из-за очень строгого монастырского устава. Дело в том, что после реставрации (монастырь, как и почти все другие архитектурные шедевры Новгорода, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны) и возвращения церкви в 1988 году, он в 1991 году стал женским, а с 1995 года - ставропигиальным (то есть, независимым от местных церковных властей, а подчиненным непосредственно патриархии).
    Но мы рискнули и не пожалели об этом.

    Когда заходит речь об изразцах, украшаюших церковь, то, как правило, в первую очередь приходят в голову храмы Ярославля. Но церковь Иоанна Богослова (1689 г.) Николо-Вяжищского монастыря и крытый переход к Никольскому собору (1685 г.), главному храму обители, заставляют признать то, что и в Новгороду есть чем похвастаться в этом отношении.




































Как считает исследователь искусства изразцов В. П. Выголов, "керамическое убранство Вяжищского монастыря не только не уступает по своему богатству и своеобразию, а даже превосходит большинство славящихся изразцами храмов Москвы и Ярославля". И я в этом с ним склонен согласиться.

  Судите сами (много фотографий).


Изразцовое оформление построек Николо-Вяжищского монастыря:



   














































    Кстати, на территорию монастыря, что бы там не говорили местные жители, мы зашли совершенно свободно.


Вход в монастырь:




  И нас очень поразило то, что за все время, пока мы там находились, нам не встретилось вообще никого - ни монахинь обители, ни туристов. Не знаю, почему там не было монахинь (может быть, в это время они все находились на службе), но вот почему этот очень интересный монастырь зачастую игнорируется туристами, мне совсем не понятно.





    На территории монастыря находится небольшое захоронение советских солдат, погибших в Великой Отечественной войне, на их памятниках, как и положено, красные звезды. Оно ухожено, судя по всему, насельницами обители.

    Никого не слушайте из тех, кто скажет, что Николо-Вяжещский монастырь не достоин посещения.
    Еще как достоин!

    Маленький лайфхак.
    И до Варлаамо-Хутынского, и до Николо-Вяжищского монастыря можно добраться на общественном транспорте. Но этого я вам не советую, поскольку автобусы туда ходят не просто редко, а очень редко. Даже если вы решите все же поехать на пригородном автобусе от автовокзала, то приготовтесь к тому, что застрянете надолго в ожидании обратного рейса. А никакого досуга там просто нет (ни одного кафе, где можно вкусно переждать, ни одной достопримечательности, что и не удивительно, так как эти монастыри расположены в деревенской местности). Так что я рекомендую такси. Впрочем, решайте сами.

    Да, еще вопрос: какой из этих новгородских монастырей вам больше понравился? Если вы напишете свое мнение в комментариях, то я буду вам благодарен.


  Сергей Воробьев.





Красивые монастыри! Особенно впечатлило изразцовое оформление построек Николо-Вяжищского монастыря!
Познавательный получился репортаж.... :))
Как-то я привык воспринимать Новгород как вместилище архитектурных шедевров раннего Новгорода.

А здесь показаны сооружения уже XVII века и это совсем особая страница архитектуры Новгорода. Да, здесь уже изразцы неимоверной красоты, и все приемы, свойственные центральным районам России. Новгород - но уже другой, не Древний, а вобравший в себя культуру Русского государства. И можно провести параллели с архитектурными сооружениями и Москвы и Ярославля, совершенно верно замечено )
Спасибо, Ваша статья многое мне открыла.

На Ваш последний вопрос я, конечно, дам ответ. Но Вам он, скорее всего - не понравится......)
Если я снова побываю в Новгороде (а бывал я здесь много раз, это понятно) ..... Я, наверное, после очередного осмотра его признанных шедевров, ни в один из этих монастырей не поеду.
А поеду посмотреть архитектуру Вечевого Новгорода, древнего Новгорода, их и в городе и в окрестностях много )))
Рад, что Вам понравилась моя статья!
Одно другому не мешает. Новгород хорош и своей древней, и относительно новой архитектурой. Тем более, что не ожидаешь увидеть в Новгороде (ну или в его окрестностях) того, что так привычно для Ярославля.
Вот так получается, что для Москвы 17 век - это седая древность, произведений архитектуры сохранилось немного. А для Новгорода, Пскова или Владимира, в которых сохранилась архитектура ранней Руси, это уже новое время. Да в те времена и Русью она еще не называлась. Помните знаменитую икону Битва Суздальцев с Новгородцами?
Да, Григорий Васильевич!
У меня после посещения древних русских городов сложилось точно такое же впечатление.
Конечно же, я помню эту икону. В одной из частей своих заметок о Новгороде я о ней упоминал.

Но, с другой стороны, мне очень нравится и русская архитектура 17-го века, так называемое "русское узорочье".
Кстати, я живу недалеко от замечательной Благовещенской церкви, что в селе Тайнинском (не сомневаюсь, что Вы о ней знаете), знаменитой своим великолепным западным крыльцом.