Кирилл (kirill_moiseev) wrote in architectstyle,
Кирилл
kirill_moiseev
architectstyle

Categories:

Ода московской брусчатке.

1) Брусчатка, при виде которой меня охватывает душевный трепет. До чего же стильно. Вид напротив станции метро "Баррикадная".
Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле в 1643 году, хотя только при Петре I ею повсеместно стали мостить улицы столицы с конца 1690-х гг., а в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев.
До середины XIX века в большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. До середины XX века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. К 2016 году единственное место в Москве, где всё ещё сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.
gVYGtqQP2hk

2) Брусчатка же появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.К настоящему времени в Москве осталось линь несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце XIX или в 20-х гг. XX века (на Красной площади, на Кузнецком мосту, на Баррикадной улице и брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от метро Новокузнецкая.
Вы все знаете, насколько с необычным чувством я отношусь к брусчатке или любой каменной, булыжной мостовой.
Я писал о брусчатке Калининградской области, показывал мостовые в городе Юрьевец, где я даже прилёг полежать, Выборг.



3) В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт. Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице по частной инициативе. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.
Затем уже самим городом смышленых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Андрей Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.К 1896 году асфальтовые мостовые в Москве охватывали небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков. В начале XX века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.
gXMQ86qjQmU
Tags: Городское благоустройство, Москва
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Community