ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД: За пределами Детинца и Ярославова дворища

Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 10. За пределами Детинца и Ярославова дворища

  ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕТИНЦА И ЯРОСЛАВОВА ДВОРИЩА

    Конечно же, Новгородский кремль (Детинец) и расположенное напротив него, на противоположном берегу Волхова, Ярославово дворище являются самыми полулярными туристическими объектами Великого Новгорода. Но я вас уверяю, что и за их пределами, как на Софийской, так и на Торговой стороне города можно увидеть очень много всего интересного.
    Приглашаю вас в относительно небольшую прогулку, во время которой кратко познакомлю вас с некоторыми достопримечательностями, о которых путеводители чаще всего даже и не упоминают.

    С XII века (в особенности после ослабления княжеской власти) до конца XV века главными заказчиками храмов в Новгороде становятся не князья, а бояре, посадники и богатые купцы, как местные, так и гости из других княжеств. Как правило, культовые постройки того времени представляли собой небольшие по размеру кубического типа четырехстолпные храмы с одной главой. Их фасады украшали лопатки и многочисленные декоративные элементы.

    Классическим памятником XIV века является церковь Федора Стратилата на Ручью, построенная в 1360 - 1361 гг. по заказу посадника Семена Андреевича на Торговой стороне Новгорода, в ее Плотницком конце, неподалеку от Федоровского ручья.





    Имя зодчего до нашего времени не дошло, но нужно отметить, что этот мастер сумел найти те простые и ясные решения, которые надолго стали образцовыми для дальнейшего развития новгородской архитектуры.

  


    В конце XIV  века храм был расписан, значительная часть фресок сохранилась до нашего времени.
    Нам очень хотелось их посмотреть, чтобы сравнить со знаменитыми фресками Феофана Грека церкви Спаса на Ильине улице (см.: часть 5 настоящих Заметок), но к нашему огромному сожалению, по четвергам и пятницам (а также в последнюю среду месяца) музей, которым теперь является церковь Федора Стратилата, не работает, что, увы совпало с днями нашего пребывания в Новгороде. Кстати, имейте в виду, что в сырую погоду она тоже закрыта для посещения, так что если на улице идет снег или моросит дождь, внутрь церкви попасть вам не удастся.

    Неподалеку от этой церкви, несколько ближе к Ярославову дворищу, находится еще одна весьма примечательная церковь. В отличие от церкви Федора Стратилата, она вообще не упоминается в путеводителях, да и на туристических картах отмечена далеко не всегда. Поэтому укажу ее адрес: Большая Московская ул., 36.
    Речь идет о церкви Климента на Иворовой улице (или просто Климентовской церкви).





    На том месте, где находится храм, первая церковь была сооружена еще в 1153 году. Она неоднократно горела и, не выдержав очередного пожара, в 1517 году обрушилась. Но уже через два года на деньги богатого московского гостя Василия Тараканова на месте прежней рухнувшей церкви был возведен новый храм.
    Несмотря на то, что заказчик был из Москвы, где в это время существовали иные архитектурные традиции, новая церковь мало чем отличается от новгородской церковной архитектуры XIV - XV веков. Она также однокупольная, четырехстолпная, одноапсидная с трехлопастным завершением. Это объясняется, по всей видимости, тем, что столичный купец привлекал к строительству новгородские артели каменщиков и плотников, созидавших в давно привычных им традициях.
    Пусть вас не обнадеживает крест на куполе церкви. Она не является действующей. До сих пор, после ее закрытия в 1930-е годы, в ней находится какой-то склад, что, конечно же, является полным безобразием!

    Прежде чем мы перейдем на другую - Софийскую сторону Новгорода, хотелось бы рассказать еще об одной церкви, расположенной на Торговой стороне - храме Святых Бориса и Глеба в Плотниках.
    Этот храм на высоком правом берегу Волхова был возведен в 1536 году, так что, по меркам древнего Новгорода, может считаться чуть ли не новоделом. Впрочем, до этого времени на его месте стояла более старинная постройка, на фундаменте которой и началось строительство новой церкви.
    Заказчиками храма Бориса и Глеба снова стали московские купцы, чье влияние в Новгороде после его присоединения к Московскому государству все более возрастало. Но и местное купечество не осталось в стороне, поэтому построенный всего за полгода храм имеет очевидные черты как новгородской, так и московской архитектуры (вплоть до XVI века пятиглавие храмов в Новгороде было большой редкостью).








До 1960-х годов рядом с храмом была расположена и также сложенная из кирпича колокольня. Но когда началась застройка набережной Александра Невского жилыми домами ("хрущёвками", разумеется), ее решили снести, поскольку, по мнению проектировщиков, она не вписывалась в "новый архитектурный ансамбль" набережной Волхова. Как при этом уцелел сам храм, я просто удивляюсь, ведь он тоже не соответствовал этим "шедеврам" советской архитектуры. Впрочем, можно найти и логичное объяснение: после закрытия церкви в 1937 г. и до начала 80-х, он использовался как большое скаладское помещение.
    К 1991 году храм был отреставрирован (первая реставрация была проведена еще в 1955 году), а в 1992 - передан церкви и снова стал действующим.
    Время, в течение которого можно посетить храм: 8.00. - 20.00. По крайней мере, так указывается в путеводителях. Но это не совсем так. Мы пришли около 17.00, но посетить церковь у нас не получилось, служба уже закончилась, а так просто в него не войдешь.

    Как вы думаете, если набережная, на которой стоит храм носит имя князя Александра Невского, то кому на ней установлен памятник?
    Ну, разумеется, этому самому князю, почитание которого в Новгороде сравнимо, наверно, лишь с культом Ленина в любом другом городе в советские времена. Интересно, современные новгородцы не знают или просто не хотят знать о роли переяславского, киевского и великого владимирского князя Александра Ярославича в подавлении антиордынского восстания 1257 года?





    Этот памятник был установлен в 1985 году (автор - московский скульптор Юрий Львович Чернов).
    Не могу сказать, что я в восторге от художественных достоинств данного монумента (особенно непонятно то, что князь держит в своей левой руке, неужели это шлем?), хотя хорошо уже то, что автору памятника удалось отойти от  давно всем приевшегося хрестоматийного облика князя, укоренившегося в массовом сознании благодаря полотну художника П. Д. Корина





и фильму С. М. Эйзенштейна, а также советскому ордену, на котором изображен актер Николай Черкасов.





    Нет не похож! И уже одно это, по моему мнению, хорошо.



    К тому же, этот памятник очень эффектно смотрится на фоне церкви XVI века:






    Ну раз уж речь пошла о новгородских скульптурных монументах, то давайте перенесемся с Торговой стороны на Софийскую. Здесь, в самом центре города установлены два весьма примечательных памятника, мимо которых мы просто не могли пройти.

    Первый из них находится прямо у здания Новгородской областной администрации (правда с его тыльной стороны, а не со строны главного фасада, там, на площади Победы, она же - Софийская, как и положено, стоит ничем не примечательный памятник Ленину, фотографировать который мы не стали. Впрочем и тыльная сторона, выходящая на небольшой, но ухоженный сквер, вовсе не выглядит убого).



  Это бюст пионера-героя, юного партизана Лёни Голикова:



    Тем, кто не знает, кто это такой, я ничего рассказывать просто не хочу. Но отмечу, что новгородцы уважают память этого героя, своего земляка (до 9 мая еще далеко, но цветы и венки у постамента свежие), за что честь им и хвала.



    Второй памятник, который привлек наше внимание, расположен в Кремлевском парке, с левой стороны от входа в Детинец, по улице с интересным названием "Газон". Он тоже посвящен уроженцу Новгородской губернии, всемирно известному композитору Сергею Рахманинову (скульптор Александр Рукавишников, 2009 г.):
 





    Рассказывая о достопримечательностях Софийской стороны Новгорода, никак нельзя обойти вниманием Покровский Зверин монастырь, расположенный в северной ее части, на левом берегу Волхова (ул. Бредова-Звериная).



    Странное название "Зверин" объясняется довольно просто. Дело в том, что место, где в XIV веке возник этот монастырь, новгородцы издавна называли Зверинцем - это была густая лесная чаща, где князья князья тешили себя любимым развлечением - охотой на диких зверей.
    Нынешний Покровский собор монастыря, построенный в начале ХХ века, не представляет, как нам показалось особенного интереса. Зато на территории старинного монастыря сохранилась небольшая церковь Праведного Симеона Богоприимца, сооруженная в 1467 году на месте деревянного храма.




История этой церкви достойна отдельного рассказа.
    В это время в новгородских землях свирепствовала страшная эпидемия чумы, от которой умерло огромное число людей. Умерших хоронили в общей могиле (скудельне) в Зверином монастыре, подальше от центра города. И вот новгородскому архиепископу Ионе голос свыше сказал: "Собери людей и с крестами и священством иди на скудельню, там явится тебе святой Симеон Богоприимец. В честь него поставь единым днем храм, и мор отступит".
    Исполнив чудесное повеление, архиепископ распорядился построить деревянный обетный храм, после чего эпидемия чумы пошла на убыль. Через год на том же месте возвели ту самую церковь, которая сохранилась до нашего времени, с большой луковичной главой, сильно отличающихся от других новгородских построек того времени.



    Непдалеку от Зверина монастыря расположен один из самых интереснейших архитектурных памятников средневекового Новгорода - церковь Петра и Павла в Кожевниках.
    Впрочем, об этом храме у меня есть отдельный пост (см.: http://sergeyurich.livejournal.com/828937.html ), поэтому здесь ограничусь лишь парой фотографий:






    Если идя от церкви в Кожевниках вы не пожалеете немного времени и пройдетесь по Духовской улице (она же - ул. Мусы Джалиля) в сторону Большой Санкт-Петербургской, то сможете увидеть интересный ансамбль Духова монастыря, самой примечательной частью которого является сложенная из кирпича церковь Троицы (1557 г.), пятиглавый храм, маковки которого (и не только они) покрыты лемехом по странинной новгородской традиции:






Храм, являющийся памятником архитектуры федерального значения, увы, находится не в самом лучшем состоянии:



    Еще несколько фотографий ансамбля Духова монастыря:










    Но если сравнить с тем, в каком состоянии находится Десятинный монастырь в Людином конце Софийской стороны, к которому от южной части Детинца ведут улицы Прусская и Добрыни (выбирайте любую по вашему вкусу), то состояние Духова монастыря нужно признать вполне удовлетворительным.
     От всего Десятинного монастыря, основанного в первой половине XIV века, осталась лишь колокольня, построенная в 1809 году (и значительно перестроенная в 1903 г.).



    Мы зашли на территорию монастыря через колокольню. Но ничего интересного с точки зрения архитектуры там уже нет. От Рождественского собора (1397 г.) остались одни руины, а прочие постройки совершенно ничем не примечательны. Но интересна его истрия.
    У Десятинного монастыря вообще очень тяжелая судьба. Еще во время шведской оккупации Новгорода в 1611 - 1617 годах он был почти полностью разрушен (чудом уцелела лишь церковь Рождества Богородицы). С 1918 года под свои нужды он был приспособлен новгородским ГубЧК (в подвале храма обустроили камеры для заключенных, а настоятельский корпус монастыря стал клубом чекистов). Сильно пострадал монастырь и во время Великой Отечественной войны. В 1950-х годах разрушение монастыря было завершено сносом останков Рождественного собора.

    Но если от Десятинного монастыря немного пройти по Десятинной же улице по направлению к Сенной площади, то можно увидеть замечательную церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (это исторический Загородский конец средневекового Новгорода).



История этой церкви схожа с вышеупомянутой церковью Симеона Богоприимца Зверина монастыря.
    Она была построена в 1454 - 1455 годах на месте ранее существовавшего храма, возле которого хоронили многочисленных жертв страшного голода 1230 года, в результате которого, как утверждают летописные источники, трупов свозили на телегах каждый день, некому было хоронить мертвых, а общие могилы заполнялись доверху. Отсюда и ее название "на пропастех", хотя раньше она называлась еще понятнее - "церковь у скудельни", то есть на кладбище. Вот интересно, знают ли жители со всех сторон окружающих по сути кладбищенский храм домов, что они живут на месте старинного погоста?

    Но вообще эта церковь, отреставрированная в 1949 году (во время войны она почти не пострадала), а затем в 1957-1958 и 2009 годах, производит весьма позитивное впечатление (даже не смотря на ее историю). Она не является действующей, ей просвоен статус музейного объекта. Однако осмотреть ее интерьеры не получится, на ее вратах висит большой амбарный замок, неизвестно когда открывавшийся в последний раз. Удивительно и то, что на ней нет никакого обозначения; если бы не наша любознательность, мы бы так и не узнали, что это за храм и, соответственно, я бы не поделился информацией о нем с вами, мои уважаемые друзья и читатели.

    На этом я закончу и так довольно большую часть своих Заметок о Великом Новгороде.
    Впрочем, они еще не завершены. Продолжение следует...
    Ведь в отличие от многочисленных новгородских хвостатых друзей наших меньших, видимо уже давно привыкших ко всем интересностям Новгорода, я на них смотрел широко открытыми глазами.




    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.




И мне тоже интересно, помню я ходил по городу и смотрел вот эти памятники архитектуры в двадцати пяти градусный мороз. А церковь 12 апостолов была рядом с гостиницей, в которую меня устроил заказчик по огромному блату ))
И хотя гостиница было привилегированная, обкомовская - холод в номерах был собачий.....:)
Ну у нас с гостиницей было все нормально ("Волхов").
Однако, Григорий Васильевич, здесь я Ваши комментарии получаю без проблем, а на почту они так и не доходят.
В те классические времена во ВСЕХ гостиницах и ВСЕГДА была одна надпись - мест нет.
Отправляясь в командировку или просто в поездку нужно было заранее договариваться и как то решать проблему.
................................................................................
Что касается информации в почту о комментариях, то поскольку Аккаунт у Журнала НЕ платный - то и оповещение о комментариях приходит не всегда, а по каким-то ЖЖным законам, мне тоже непонятным.
Мне тоже оповещения приходят по какой-то странной схеме, и многие я не успеваю отследить ((
Я тоже застал времена, когда "мест нет".
Сейчас, к счастью, с этим намного проще.

А что касается нашей переписки, то остается надеяться, что вскоре все наладится. Сегодня вообще весь интернет дурит.