proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Categories:

О резьбе Дмитриевского собора

Оригинал взят у  proofreader_z в  О резьбе Дмитриевского собора





Этот храм мы все конечно же знаем, любим, ценим, уважаем и прекрасно помним, что он XII века и претерпел множество ремонтов и реставраций.



И этот сказочный белокаменный декор давно и вполне заслуженно вошёл не только во все учебники, но и в наше сознание и подсознание.



Ну, а что конкретно в том декоре осталось от того самого XII века, что добавлено позже, и на сколько позже?



И вот, в одной умной книжке попалась мне статья, весьма подробно раскладывающая всю эту тему по полочкам.



Есть ли оно где-то в электронном виде, не ведаю, не искал, лень. В бумажном выглядит так:


Стр. 307
Статья "Периодизация рельефов Дмитриевского собора во Владимире"
Авторы  М.С.Гладкая и А.И.Скворцов



Написано по результатам исследований в процессе реставрации собора, проведённой в 1973-1975 годах  ВСЭНРПМ под руководством блистательного  Игоря Александровича Столетова.



Кратко, суть в том, что резные камни фасадов уже минимум где-то с 1920-х гг. подразделяются исследователями на три группы. Первую относят ко времени постройки, третью - к поздним реставрациям (XIXв). Вторая (средняя) вызывает типа "некоторые разногласия".



Первая группа описывается так: "... высокие рельефы (от 3.5до 6 см высотой), выполненные в технике мягкой скульптурной моделировки ...".
Вторая группа  - "... в технике плоскографической линейной резьбы. Наибольшая высота этих рельефов - до 1.5 см."
В  камнях третьей группы - "... применён реставрационный принцип восполнения утраченной резьбы по сохранившимся образцам."



Пишут, вроде бы, почти все согласны, что резные камни второй группы перенесены на нынешние фасады с башен (а я уже фантазирую - может и с галерей), разобранных при знаменитой николаевской "реставрации" собора (подробности не пересказываю, кому надо, все и так знают):


Башни и галереи (а, стало быть, и их резные камни) разные исследователи датируют по разному, от того и вышеупомянутые разногласия в датировке резьбы второй группы. Авторы цитируемой статьи, понятное дело, сторонники "столетовской"  (т.е. Александра Васильевича, отца Игоря Александровича) датировки тех башен 1230-м годом .



Именно так они и обозначили всё на подробнейших схемах:








Помимо аргументов по башням указывается и на сходство самой резьбы второй группы с  суздальским и  юрьевским соборами соответствующих времён, что заметно добавляет убедительности.



Не помню, солько раз бывал я в этом шикарном городе, глядел на всё это "просто так". В следующий раз обязатезьно захвачу сии картинки и попробую рассмотреть и "почувствовать разницу".



Почему в статье нет схем по барабану и порталам, не ведаю,
может читал не внимательно, может, спецы подскажут?...
Жаль конечно. Но думаю, и то, что есть, любопытным путешествующим м.б. не безинтересно.



Моя заглавная фотка 17 апреля 2018,
остальные - 22 апреля 2017,
как-то я всё в апреле туда попадаю ...





















Кстати, нынче ж  Дмитров день, и у этого собора  престольный праздник,
с чем я всех и поздравляю!




Tags: 1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество, Владимирская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments