В очередном списке must see, составленном в свете предстоящей поездки по Тверской губернии, вторым номером по значимости (после памятников XV-XVI веков) было отмечено несколько уникальных местных белокаменных церквей эпохи барокко, одна из которых расположена в деревне Чукавино Старицкого района. На заглавном фото – церковь Владимирской иконы Божией матери, д. Чукавино, вид с северо-востока:

Оффтоп: нам слегка не подфартило с погодой, в силу чего цветовая гамма фотоотчёта получилась более приглушённой, чем хотелось бы, эдакой поздне-осенней. И поскольку сия досадная неприятность относится к обстоятельствам непреодолимой силы, просим многоуважаемых читателей быть снисходительными к качеству снимков. След. фото – вид с северо-запада, из-за ограды, окружающей территорию кладбища с расположенной на нём церковью:

Так называемый старицкий белый камень, получивший широкое распространение при строительстве как культовых, так и гражданских сооружений в данном регионе – местная разновидность известняка, разработка которого с размахом велась на протяжении нескольких веков в многочисленных каменоломнях, расположенных по берегам Волги, из-за чего обширная территория оказалась буквально изрезана следами от мест добычи. След. фото: вид на Владимирскую церковь с юго-востока, в левом нижнем углу кадра – южные ворота, восстановленные при реставрации архитектурного комплекса усадьбы Чукавино в 1990-х годах:

По словам специалистов-геологов, “белый известняк выходит по берегам Волги в нескольких слоях, но лучшими качественными характеристиками обладает камень, залегающий на глубине 20-25 метров от поверхности. Именно он и носит название старицкого белого камня и отличается уникальной особенностью не терять цвет и прочность с течением времени”. След. фото – вид с юга:

Храм строился с 1740 по 1746 годы – причём, что немаловажно, до нашего времени дошёл в своем исходном, не испорченном перестройками виде. На Тверской земле издавна правили бал традиции московской архитектурной школы – и отзвуки уже архаичного на тот момент московского барокко явно присутствуют в нашем памятнике. След. фото – Владимирская церковь в Чукавине, вид с запада:

К моменту согласования проекта храма в Чукавине, официального снятия табу с пятиглавия еще не случилось: в роли единственной главы здесь выступает изящный восьмерик, на всех гранях которого размещены роскошно декорированные окна, а рёбра граней подчёркнуты пилястрами с раковинками на всех капителях, на след. фото вид с северо-запада:

Приступим, наконец, к детальному изучению здания, чуть укрупнив план:

Замечаем мини-восьмеричок на макушке, приблизим его, чтобы рассмотреть подробнее:

Все его декоративные элементы (пилястры с раковинами, зубцы, рельефные панно, волюты) повторяют в миниатюре расположенные в нижележащих ярусах лепные и белокаменные детали, мы их еще увидим в крупном размере.
Одно из окон восьмерика, общий вид:

Верхняя часть, крупный план:

Нижняя часть окна восьмерика:

Верхний ярус четверика, вид с севера:

Обращаем внимание на левый верхний угол, явно пострадавший от хронических протечек повреждённой кровли, с деревцем, выросшим за последние 12 лет, на протяжении которых отреставрированное до того здание стоит пустым и заброшенным:

Нижний ярус четверика, северный фасад, цоколь:

Шикарно оформленный северный вход в храм:

Смотрим общий вид, потом пройдемся детально, для чего обойдем здание с юга, там качество снимков оказалось получше:

Тут тоже деревце на кровле, расположено симметрично северному собратцу, печальный признак запущенности.

В оформлении оконных проёмов здания применены, с позволения сказать, двухъярусные каменные наличники с явными ордерными мотивами:

Барельефы, резной камень:

Занавеси с кистями, короны по углам – признак дальнего родства тогдашнего владельца усадьбы Чукавино, Петра Романовича Чоглокова, на средства которого строился храм, с царской фамилией:

В верхних частях всех четырёх фасадов четверика – полукруглые фронтоны с размещёнными в них одинаковыми барельефными композициями из двух симметричных розеток и центральным изображением пары упитанных ангелочков, держащих корону над каким-то непонятным существом (пишут, что вроде как над рыбой):

Сия композиция расположена на восточном фасаде, а посему предлагаю заодно рассмотреть и апсиду:

С запада к четверику примыкает одноэтажная трапезная в три окна. След. фото – вид на трапезную с севера:

Тут те же наличники с симпатичными раковинками:

Вид с юга, заодно зацепим в кадр и четырехъярусную колокольню, к изучению которой приступим ниже:

Возьмём чуть повыше и левее, окошко второго яруса, оно здесь есть:

Тот же второй ярус с северной стороны, уже с заложенным проёмом:

Колокольня с севера, во всей своей красе, с этой стороны изнутри расположена лестница, попасть на которую можно через наружный проём в западной стене трапезной (не догадалась снять отдельным кадром, sorry):

Поставленные друг на друга ярусы звона:

Третий ярус:

Детали:

Глава колокольни:

Стык западной и северной граней четверика колокольни:

Детали, куда ж без них, с такими-то капительками:

Здесь, после столь подробного внешнего осмотра, считаю нужным привести авторитетное экспертное мнение одного из авторов сего поста относительно принадлежности архитектуры чукавинской церкви к тому или иному направлению стиля барокко. Вердикт таков: ”В Чукавине - продолжение старых традиций. Объёмно-планировочное решение – нарышкинское. Схема размещения декора - тоже. А сам декор я бы совсем нарышкинским не назвал. Зодчие к тому времени (1740 г) уже насмотрелись петровско-аннинско-елизаветинского и всё это изложили в весьма фантазийном виде”

Аккурат с запада напротив колокольни в кирпичной ограде устроены ворота:

Судя по фото 1990-х годов, практически воссозданные заново в процессе реставрации архитектурного комплекса усадьбы Чукавино. Тогда, в 1990-х, церковь, к счастью, успели-таки подремонтировать снаружи. Под колокольней - западный вход в храм:

Дверь нараспашку. Причём дверь непростая:

На левой створке – будто окно столовской раздачи из советского прошлого:

Озадаченно входим под колокольню. Внутри никого, только строительные леса. Дверь в трапезную, незаперта:

Под сводами трапезной:

Честно сказать, сначала я просто тупо ходила и смотрела, забыв про фотоаппарат. Почерневшая стенная роспись, лохмотьями свисающая отовсюду:

Легендарный старицкий белый камень, вот он:

Дверь из трапезной в четверик, умопомрачительная просто, тоже не запертая:

Под высокие своды уходят леса:

Жалкие остатки интерьерного декора четверика:

В Тверской губернии, как выяснилось опытным путём, в интереснейшие памятники можно вот примерно так запросто, почти без проблем, зайти внутрь. Секрет лишь в том, что эти самые памятники находятся не просто в безобразном, а в практически предсмертном состоянии, без окон, без дверей, иногда без кровли, и всегда без охраны и без помощи… Алтарь:

В советскую пору храм был закрыт по меркам того времени довольно поздно – в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны в нём до весны 1942 г располагался немецкий лазарет, затем наш. После войны территорию усадьбы Чукавино сначала отдали под детский дом – в церкви разместили пищеблок и пекарню. Позднее, после возрождения окрестных колхозов, здание храма использовали для нужд одного из них.

В 1977-1995 гг территория бывшей дворянской усадьбы, на которой расположена и Владимирская церковь, была передана в пользование (под устройство оздоровительного профилактория) тверскому заводу ”Центросвар”, на средства которого в начале 1990-х гг были выполнены (под строжайшим контролем органов по охране памятников истории и культуры) и первоочередные реставрационные работы на фасадах храма.

При Ельцине в стране был запущен процесс планомерного уничтожения отечественной тяжёлой промышленности, в результате которого предприятия начали массово избавляться от непрофильных активов: “Центросвар” ушёл из Чукавино. След. фото – раритетный столб, оставшийся от старого периметра ограды:

В 1995 г территорию усадьбы вместе с архитектурным комплексом взяло в долгосрочную аренду историко-литературное общество ”Возвращение” – одним из условий арендного договора стало продолжение реставрационно-восстановительных работ на архитектурных памятниках усадьбы.

“Возвращение” условия договора выполняло безукоризненно (храм был под постоянным присмотром) – но в силу независящих от него причин к 2011 году было вынуждено навсегда покинуть Чукавино. Ибо на приведённую в порядок бывшую дворянскую усадьбу положил глаз местный большой чиновник, затравивший ”возвращенцев” беспричинными проверками надзорных органов, необоснованными судебными исками и подключивший к травле областную прокуратуру.

Чиновника в 2011 г. таки окоротили, но опустевшее Чукавино в результате всё же осталось бесхозным: с 2011 года вокруг заброшенной церкви бродят лишь немногочисленные любопытные туристы да архитектурные гурманы. И постояльцы расположенного в километре от неё (на месте бывшего пионерлагеря) собачьего питомника с эко-парком, ссылка на которые первой строкой появляется в любом поисковике при наборе запроса “Чукавино”…

А вообще, архитектурный комплекс Чукавино – это не только бесподобная Владимирская церковь, но еще и шикарная заброшенная барская усадьба XVIII века:

С умопомрачительным парком, напоминающим уснувший лес из сказки про спящую красавицу, несколькими пустыми флигелями, загоном со всамделишными страусами и ми-ми-милейшими баранами, и бомжеватого вида охранником, присматривающим нынче за всем этим фантастическим неприкаянным богатством:

Усадьба эпохи барокко, вполне благополучно уцелевшая аж до перестроечных времен, а в 2007 г приглянувшаяся местным царькам, но не доставшаяся в итоге никому…Но это – уже совсем другая история, о которой мы и расскажем спустя неделю.

На этом пока поблагодарим терпеливых читателей за внимание,
всегда Ваши – авторы J.
Community Info