proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Categories:

Собор Ивановского монастыря

Оригинал взят у  proofreader-z  в  Собор Ивановского монастыря



 https://yandex.ru/maps/-/CGD8rI2-



Громадная крепость Пскова строилась конечно же для защиты от врагов и не раз прекрасно себя показала. Однако, случайно это или нет, но так уж получилось, что два старейших храма города сохранились именно за пределами его стен, на Завеличье. И оба - монастырские  соборы (№№ 1 и 2):



Собор нынче мирно скучает на ровной и совершенно пустой поляне, чуть оживляемой рябинами. Однако, так было не всегда.



На старинных фотках ему явно не столь одиноко. Среди всех, мною найденных, эта видимо самая старая, ибо над Святыми вратами, ещё отсутствует колокольня, возведённая только в 1882 году.



На этой (1917) она уже есть:


Вид колокольни покрупнее. Пишут, снизу "располагались караульня и кладовые, а на самом верху были установлены часы с колокольным звоном, шпиль с золоченым - железным крестом. На колокольне висело 10 колоколов, из которых самый большой имел вес 2400 кг, самые древние из них датировались - 1542 и 1590 годами".



Колокола сняли марте 1924 года и "передали в переплавку на завод "Металлист", с 1958 - "ПЭМЗ".

А на старых фотках - ещё пока идиллия:


Ограда с четырьмя маленькими башенками - 1805 года.







Оно конечно, пустота вокруг памятника делает его фотосъёмку очень лёгкой и удобной.
Но так тоже было не всегда.


На старых фото XIX-XX веков мы видим собор существенно перестроенным. Считается, что звонница и притвор появились в XVI в. Пишут, опись 1763 г. упоминает придел Андрея Первозванного и покрытие собора тёсом (т.е. оно уже было не позакомарное), где-то в те же времена притвор перестроен.



В 1840 г. часть старинных окон растесали, а некоторые наоборот заложили.



Местного купца Андрея Афанасьевича Дерябина называют спонсором полной перестройки придела (1845-1846) с устройством отопления. Т.е. он стал играть роль тёплой церкви при соборе.



Интерьер:


Гробница святой  Марфы Псковской супруги пожалуй самого известного здешнего князя  Довмонта:


Снимок, датируемый 1890-1917 гг., позволяет оценить степень когда-то наведённого в интерьере благолепия. Подкупольный (правый) столб выглядит вполне круглым, и это не оптический обман, и не изъян фото. Восьмигранные столбы были оштукатурены столь щедро, что  многие авторы прошлого (в т.ч. В.В.Суслов и  И.Э. Грабарь) считали их именно круглыми:


Между столбами у северной стены не трудно заметить гробницу святой благоверной  Евпраксии Псковской,  когда-то выглядевшую так:


Княгиню эту общепринято считать основательницей обители и даже строительницей сего храма. Почти у каждого, пишущего о нём, встретишь фразу типа "впервые упоминается в 1243 г.", а самые серьёзные ещё указывают на Новгородскую 1-ю летопись. Но что же именно там упоминается?
В издании  Эдуарда Праца  (ПСРЛ, т.3, стр. 54, 1841 г.) находим такие строчки:

И всё. Никаких указаний, что речь именно о том здании, что мы видим сейчас. Оно могло тогда ещё деревянным быть ...



Прошло более двух веков прежде чем наши хронисты снова упомянули этот памятник. В Псковской 1-й летописи (ПСРЛ, т.4, стр.217) под 1433 годом читаем:

Даже здесь не говорится напрямую о каменном храме. Мы лишь можем додумывать по логике текста, что деревянный в такой ситуации пожалуй не выжил бы ...



Наших дореволюционных авторов кажется вполне устраивала эта датировка. Часть IV знаменитой «Истории российской иерархии»  Амвросия Орнатского (1812) повествует:


Кто бы мне ещё подсказал, на какие "Российские летописцы" он ссылается? ...



«Святыни и древности Пскова» графа Толстого (1861) дают немного другую цифру,  причём с оговоркой "около":




Нашего же на редкость плодовитого  Евгения Болховитинова понять мне вообще сложно. У него можно найти и ту и другую цифры, причём, на страницах одной и той же книги: «История княжества Псковского» (ч.1-4, 1831). А можно найти и признание, что "О начале сего монастыря в летописях нигде не упоминается": «Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря» (1821).

И по сей день в сети тиражируются эти даты, ибо именно они висят в популярных интернет-справочниках (и там, и  сям, и даже  тут). А в более-менее "серьёзной литературе" самый поздний из виденных мной случаев датировки XIII веком (хотя, с сомненьями и оговорками) - "История русского искусства" 1954 года (Т. 2, стр. 315). Фото оттуда:


Авторы советских времён переключились на попытки датировок по "архитектурным формам и строительной технике". Все они так или иначе соотносят объект с известной группой новгородских "княжеских" соборов начала XII века, но конкретное место его в этой связи определялось по разному.

Кажется, первым тут выступил  Алексей Иванович Некрасов ("Древний Псков и его художественная жизнь", 1923), предположив, что Ивановский храм построен "по образцу  Дворищенского собора ... до эпохи мастера Петра", т.е. по логике вещей где-то до собора  св. Георгия.

Противоположный край в разбросе советских датировок занял Пётр Николаевич Максимов, относивший памятник ко 2-й пол. XII в. Он считал его чем-то переходным между новгородскими храмами начала и конца XII века.

Не буду перечислять все промежуточные датировки, кроме "последнего" реставратора объекта  Сергея Петровича Михайлова.  По его мнению собор 2-й пол. XII века (наиболее вероятен район 1127 года), а ближайший аналог -  Антониев собор.



Однако есть одно но.
В своё время наш блестящий искусствовед А.И. Комеч в своей всем  известной работе выступил против общепринятой классификации древнерусских храмов, подробно изложив мудрую мысль, высказанную ещё где-то в 60-х гг. К.Н. Афанасьевым:




Это я к тому, что вышеупомянутые новгородские "княжеские" храмы, при общей вроде бы схожести планов с Ивановским, являются именно "четырёхстолпными с  нартексом",  в т время как он - именно "шестистолпный", что серьёзно отличает его от приводимых аналогов.
Заглянув в  каталог  П.А. Раппопорта, трудно не заметить, насколько он "сам по себе" среди домонгольских памятников новгородского круга:


Решение западной части его интерьера с круглыми и восьмигранными столбами почти уникально. Среди домонгольских я нахожу нечто похожее лишь в  Спасском соборе  Полоцка.



Отсутствие нартекса, круглые и восьмигранные столбы, хоры по деревянным балкам, всё это придаёт интерьеру почти зальный вид, что неплохо видно на фото из упомянутой книги Комеча:

Меня вот только подпись смущает. Ну какой на фиг "вид на северный рукав"?!!
Вид на южный и западный рукава, а из северного мы как раз смотрим. Или может фотка зеркально перевёрнута?...

Публиковалась и такая реконструкция Максимова из ВИА 1966 т.3.  Он считал, что хоры были "П"-образные, потому так и нарисовал.  Михайлов же по новым данным реконструировал их только до середины западных столбов, что видно и на его чертежах, и на фотке Комеча.


01.05.1924 г., ай-ай!, первый Первомай без Лукича, я аж прослезился даже, но радостей то сколько.  Уже пару месяцев как сняли колокола, а к концу мая снимут и последний крест. И рабочие первомаятся тут не случайно. В монастырь уже вселили т.н. "Рабочий городок" кожзавода "Пролетарий", разрушенного в конце войны (он стоял, где теперь  "ПЗР")



Ещё 16 сентября 1923 г. губисполком (слово то какое меткое) местного совдепа принял мудрое и "окончательное решение о закрытии монастыря". И вот пролетарии, теперь уже окончательно победившие, сфоткались (1925) у ворот бывшего очага мракобесия, что даёт нам возможность разглядеть некоторые детали того утраченного памятника:



Кладбище начали крушить с лета 1925-го, но сие важное и полезное дело тянулось долго, только в 1962 г., уже при Кукурузнике, оно было "окончательно срыто и площадь у собора заасфальтирована". Теперь на лужайке маячит пара каменных крестов, уж не ведаю, "родные" они или притащены откуда-то ...





Этот снимок относят к годам оккупации города гансами. Апсида Андреевского придела пока на месте, а главу его кажется уже не видно:


Вид  с северо-востока (1947). Война вроде решила "вопрос с поздними наслоениями":


Эта без даты, но бурьян на главах заметно подрос, или мне померещилось?:


Встречаются упоминания о консервационных и реставрационных работах в 1946 и 1948 гг., инженер А.Кондратьев и архитектор М.Э.Гедике. А затем произведена всем известная реставрация  П.М. Максимова  в 1949-1959 гг. (восстановление древних проёмов, главы, кресты, позакомарное покрытие)


И вот кстати, очень ценное фото, главы собора уже шлемовидные, а ограда с колокольней ещё цела, т.е. война их вроде особо и не коснулась. Эти пережитки мрачного прошлого, явно мешавшие Никите Сергеичу построить обещанный к 80-м коммунизм, крушили параллельно с максимовской реставрацией (1957-1958):


Сейчас от Ивановской обители кроме собора сохранились только два корпуса. В одном (1885) были настоятельские покои (сверху) и трапезная с кухней (снизу). В другом (1899) - просфорня, ризница и рукодельные мастерские.


На генплане оно выглядит как-то так:


А это нынешняя граница охраны того, чего осталось:


Собор по реконструкции Максимова:


Уже где-то в 1960-х, т.е. практически сразу после той реставрации потребовались "противоаварийные работы по укреплению северного фасада". Руководил этим делом  Борис Степанович Скобельцын.  Пишут, тогда был заложен северный вход. Закладка обозначена на плане снизу:

А ещё на плане видно, что  щелыги  всех малых сводов ориентированы по оси восток-запад, и только свод в северо-западном углу размещён перпендикулярно, для устройства в его южном  люнете  древнего выхода на крышу:


Это прекрасно видно снаружи:


Т.е. строго говоря здесь не  закомара а чисто декоративный  кокошник:


Некоторые пишут,  дескать "изменена первоначальная трехчастная планировка притвора" в 1990-х. Однако уже в 1986 году в статье С.П. Михайлова публиковался план с притвором без перегородок:

Михайлов занимался собором где-то в 1970-х - 80-х годах, и в ходе его работ было много чего найдено.
Такие вот амфоры-голосники:



Остатки живописи:


Ну, и конечно же знаменитые и совершенно уникальные для нашего домонгольского зодчества круглые окна:


В каком-то их этих окон даже нашли окончину, признаваеммую "подлинной" (доска толщиной 4 см, отверстие диаметром 10 см, с кроваными гвоздями для крепления слюды).



На хорах были раскрыты ниши-тайники, содержавшие "53 иконы XIV-XVI вв.". Собственно, изображение этих ниш и круглых окон - главное отличие "михайловской" реконструкции от вышеупомянутой "максимовской":

Встречаются и чертежи с обозначением вычинок при реставрации 1948-1950 гг.:

На этом разрезе видно, как велики были утраты кладки центральной апсиды. По реальным остаткам Максимовым были восстановлены два окна нижнего яруса. Михайлов уверен в существовании третьего (среднего), что и рисует в своей реконструкции:

Признаться, более всего интригуют конечно же круглые окна. Откуда они взялись и куда потом делись? Ведь нечто подобное новь впоявится у нас не скоро. Из сохранившегося приходит в голову разве что кремлёвская  церковь Лазаря.  Насчёт же источника, версия с храмом  святого Олафа  конца XI века в  Сигтуне  кажется вполне правдоподобной:


В конце концов Псков до петровского окошка был нашими воротами в Европу. И манера звонить тут была западная, раскачивая не язык, а колокол.


Теперь, дабы звонить по московски, к тамошним звонницам приделывают такие вот мудрёные конструкции:


Железная клетка звонаря на курьих ножках выглядит весьма забавно и креативно:



И не подумал бы, что она имела старинный прототип, если б не наткнулся на вот такую картинку
("Святыни и древности Пскова" графа М. Толстого, 1861):



А вообще с моего прошлого визита в июле 2001 года собор вроде особо и не изменился.
Тогдашнее фото:


Мои цветные фотки - 21 августа 2019,
остальное - откуда попало ...


Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 1.2 - Зодчество Псковских земель, Псков
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments