Архитектурный ансамбль, построенный в 1740-1750-х годах в деревне Чукавино (нынешняя Тверская область), и не без потерь дошедший до наших дней, включает в себя уже изученную нами Владимирскую церковь (рассказ о ней тут: https://architectstyle.livejournal.com/487569.html) и комплекс усадебных жилых и хозяйственных зданий. Две усадебные постройки - главный дом и западный флигель - мы сегодня рассмотрим подробно.

Реставрационно-восстановительные работы (строго согласованные с органами охраны архитектурного наследия), в ходе которых полуразрушенным памятникам был частично возвращён исторический облик, начиная с 1970-х годов проводились в Чукавине не единожды. Полный цикл работ завершить так и не удалось, ибо последнему арендатору пришлось, не по своей воле, отказаться от планов использования в своих целях архитектурного комплекса – по причинам, о которых будет сказано ниже.

Нынче над живописнейшей, 12 лет назад приведённой в порядок, но вновь опустевшей усадьбой нависла мрачная угроза повторного разрушения – с печальными признаками безнадзорности в виде разбитых стёкол, выломанных дверей и раскуроченных (а ведь еще каких-то 10 лет назад отреставрированных) интерьеров…

Первой каменной постройкой в Чукавине стала Владимирская церковь – строительство осуществлялось в 1740-1746 гг, она представлена на след. фото. На заднем плане кадра – западный флигель усадьбы:

Жилая усадьба появилась к востоку от храма спустя пять лет – в 1751 г. Изначально усадебный комплекс состоял из расположенного в центре двухэтажного главного дома, северным фасадом выходившего на берег Волги, и трех флигелей, окружавших его с запада, юга и востока. Первым, если считать от церкви, почти впритык к церковной ограде, расположился западный флигель, предназначавшийся для проживания управляющего с семейством. На след. фото – западный флигель, заслонённый той самой церковной оградой.

Левая половина в три окна – громоздкая пристройка советских времён, которую решили не разбирать в ходе реставраций здания в 1990-х – 2000-х гг:

А вот крупным планом - отреставрированное овальное окно, подмеченное внимательными читателями на предыдущем фото в правой части здания:

Из округлого окна
Сверху апсида видна,
вот как-то так примерно выглядит из этого окна расположенная в 20 метрах Владимирская церковь:

Окно цокольного этажа, с даже не снятыми наклейками на оконных блоках, которые, видимо, успели установить при ремонте здания, но бирки удалить уже руки не дошли, так они и остались:

Северный фасад флигеля, справа в кадр попала стена пристройки советской поры:

Весьма своеобразная форма кровли, с таким же овальным окошком, вполне гармонично вписавшимся в образовавшийся фронтон:

К окну тянутся ветви деревьев старого парка, обустроенного когда-то бывшими хозяевами усадьбы. На след. фото – частично уцелевший балкон:

Парк подступает практически вплотную к постройкам.

Деревянные доски балконной площадки либо украдены, либо их попросту не успели положить в ходе незавершённого ремонта в начале 2000-х гг. Изумительный ажурный узор, удивительным образом уцелевший до наших дней:

Смотришь на эту красоту и думаешь: если уж простой флигель украшен так искусно, значит-таки хозяйский дом и подавно дворцу был подобенJ Увидим мы тот дворец, рядом с ним ходим, вон он, на заднем плане за нашим флигелем:

Восточный фасад флигеля, здесь хорошо виден уклон площадки, на которой выстроена усадьба: справа от фотографа – поросший лесом (точнее, густо разросшимся бывшим усадебным парком) спуск к Волге:

В ходе двух реставраций усадебных зданий, удалось частично восстановить некоторые детали фасадов:

До революции, при многочисленных, сменявших друг друга владельцах, в усадьбе подолгу никто не жил – благодаря чему здания ни разу не перестраивались, полностью сохранив аутентичность.

При советской власти рядом стоящую церковь не закрывали аж до 1937 года – возможно, и в опустевшей, добротной, удобной для проживания усадьбе в те годы был какой-нибудь местный очаг культуры или медицинский пункт, во всяком случае, очень хочется на это надеяться.

Южный фасад флигеля:

В центре – фамильный герб одного из владельцев Чукавино:

Утверждают, что принадлежит он семейству Мудровых, одна из представительниц которого в 1831 г вышла замуж за очередного хозяина Чукавинской усадьбы, а имя её отца, Матвея Яковлевича Мудрова, врача, упоминается на оставшейся с советских времён мемориальной доске, помещённой на стене главного дома:

Правда, с датами слегка напутали – отнеся постройки к концу XVIII века.
Разобравшись с флигелем, переключаем внимание на главный дом, выстроенный в форме перевёрнутой буквы ”П”, верхняя перекладинка которой была ориентирована на юг. С востока и запада в дом вели два входа с потрясающими крыльцами:

Северный фасад (он на след. фото), с широченным ажурным металлическим балконом и двумя полукруглыми лестницами, выходил на спуск, ведущий к берегу Волги – там был разбит ландшафтный парк, устроена каменная лестница, вымощены дорожки, установлены декоративные вазоны и скульптура:

Сейчас ничего этого нет и в помине. Юго-восточный угол главного дома, на снимке не видно, что доски уже символических восточных дверей сняты, чем предоставлена полная свобода доступа в необитаемое здание всем желающим, вне зависимости от их намерений:

Внутри - разорение и хаос, заходить неуютно и боязно.

Не будем искать острых ощущений, лучше вернёмся к западному крылу здания – там изумительное крыльцо и парадный вход лучше сохранились, их и рассмотрим:

Для подъезда вплотную к входным дверям был предусмотрен пологий пандус – дабы хозяева и дорогие гости не пачкали в грязи свою обувь и подолы роскошных платьев.

А для укрытия от дождя и снега – удобный широкий навес, при установке которого беспощадно испортили наличники над окнами:

Хотя, возможно, форма двускатного покрытия когда-то была иной – и изначально при возведении крыльца ни один наличник не пострадал.

А нынешнее, явно чужеродное вторжение - следствие современных реставраций.

От старых дверей, разумеется, остались почти только одни воспоминания – если не считать, в общем-то, вполне сохранившее форму застеклённое окно над ними:

Подозреваю, что рама уже современная.

А если хорошо присмотреться – можно разглядеть, наверное, единственную оставшуюся от прежних дверей деревянную резную деталь, по изящному рисунку которой, включив фантазию, можно попытаться представить, как богато декорирован был когда-то парадный вход:

Удивительно, что здесь вообще что-то осталось от прежних времён. Ведь в Чукавине в советскую пору вплоть до 1970-х годов чего только не было.

В годы Великой Отечественной войны территория усадьбы оказалась в зоне активных боевых действий, до весны 1942 года в зданиях размещались немецкие части.

В послевоенные годы в уцелевших помещениях расположился детский дом – просуществовавший здесь до 1960-х годов.

Затем изрядно обветшавшие здания отдали под нужды близлежащих колхозов, которым, разумеется, бедственное состояние архитектурных памятников русского барокко было до лампочки.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы в 1977 году территорию Чукавино (вместе со всем его историко-архитектурным наследием) не передали в собственность тверскому заводу “Центросвар” - под обустройство оздоровительного профилактория. Ведь что ни говори, а с “социалкой” при советской власти был относительный порядок – каждое уважающее себя промышленное предприятие имело санаторий, базу отдыха, пионерский лагерь – порой и не в единственном экземпляре – на которых его работники могли за смешные деньги отдохнуть, пристроить детей на лето, поправить здоровье.

Открытию профилактория в Чукавине предшествовали масштабные реставрационно-восстановительные работы, выполненные на средства ”Центросвара” и осуществлённые под чутким руководством и присмотром государственных органов охраны памятников архитектуры – читай, в лучших традициях советской реставрационной школы, и слава Богу.

В ельцинскую эпоху, когда промышленные предприятия повсеместно и массово начали избавляться от балласта в виде непрофильных активов, ”Центросвару” стало не до профилакториев – на несколько лет опустевшее Чукавино оказалось бесхозным.

В 1995 г территорию усадьбы вместе с архитектурным комплексом взяло в долгосрочную аренду московское историко-литературное общество ”Возвращение”, с целью организовать здесь музей, посвященный судьбам репрессированных в сталинские годы соотечественников – одним из условий арендного договора стало продолжение реставрационно-восстановительных работ на архитектурных памятниках усадьбы.

“Возвращение” условия договора выполняло безукоризненно – на средства привлечённых спонсоров были качественно отремонтированы главный дом и западный флигель управляющего (фото которых представлены в данной статье), восстановлены их интерьеры, обустроена территория, с помощью специалистов-дендрологов предприняты попытки реконструкции старого парка. Словом, ”возвращенцам” удалось вдохнуть новую жизнь в старую дворянскую усадьбу.

А в 2007 г выяснилось, что на чукавинские красоты имеет виды местный губернатор, поставивший целью всеми правдами и неправдами выжить добросовестных арендаторов из приведённой в порядок их же руками старинной барской усадьбы.

Начались бесконечные проверки, суды, необоснованные претензии со стороны контролирующих органов – на стороне губера был весь областной административный ресурс, против которого ”Возвращение” оказалось бессильно…

В 2009 г Чукавино вновь опустело, восстановительные работы были прекращены, его территорию окружили металлическим забором с колючей проволокой, какое-то время к зданиям невозможно было подойти.

В 2011 г губернатора ”ушли” – Чукавинскую усадьбу на себя оформить он не успел, оттяпал лишь жирный кусок земли неподалёку. Фактически, с 2009 г замечательный старинный архитектурный комплекс вновь оказался брошенным на произвол судьбы.

Нынче в пустынном Чукавине под присмотром охранника живут…страусы и милейшие бараны:

Здесь организовано что-то вроде фермерского хозяйства – похоже, земля снова отдана кому-то в аренду.

В помещениях бывшей барской усадьбы гуляет ветер, на уцелевших дверях висят замки, стекла выбиты, а оконные рамы распахнуты даже в мороз – их попросту некому закрыть…
Community Info