Ростовский Борисоглебский монастырь

    Оригинал взят у sergeyurich в Ростовский Борисоглебский монастырь

  Очень интересный материал для всех любителей русской истории и архитектуры.
    Эту довольно большую по объему статью я (sergeyurich) только отредактировал, сделав удобнее для чтения и добавил иллюстративный материал (в самом тексте я лишь исправил самые очевидные исторические ошибки).

    Оригинал взят у mu_pankratov в БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.
    Оригинал взят у aritkin в БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.







  Борисо-Глебский на Устье необщежительный (монахи жили на своей земле за пределами монастыря) мужской мужской монастырь (Ростовской и Ярославской епархии), находится в пос. Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской обл., в 18 км. к сев-зап. от Ростова Великого, на берегу р. Устье.




    Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре от коликых лет и како бысть ему начало» сер. XVI в. (список XVI в. хранится в РГБ. Ф.304.№782.Л.449-461), Борисо-Глебский монастырь основан преподобными Феодором и Павлом Ростовскими.





    Как сообщает Повесть, около 1360 года «из области Великого Новаграда», поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, три года прожил святой в построенной им келье, питаясь одним подаянием. Через некоторое время «пришед к нему брат именем Павел, преподобный ж его с радостию прием, аки некое сокровище обрете».

    В начале 1363 года на богомолье в Ростов приходит Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки, испросив разрешения ростовского князя Константина Васильевича и епископа Игнатия на устройство общежительного монастыря, умоляли Сергия благословить их начинание. «Преподобный же Сергие сътвори по прошению их... и много походив по пустыни сеи ...прииде на место, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм...».


Картина Сергея Кириллова "Преподоный Сергий Радонежскй (Благословление)":






    С большой ревностью взялись иноки за работу: рубили деревья, расчищая место для церкви. Во время недолгого отдыха преподобным явились во сне святые князья Борис и Глеб, они ободрили подвижников словами: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят место сие и мы неотступно будем на помощь вам». «И начата собирати к ним братия и мирская чадь древодели в помощь делу».


Икона XIV века:





    Местоположение монастыря было весьма выгодно. Здесь проходил древний тракт из Москвы, Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. Река Устье оставалась судоходной, вероятно, до к. 17 века; она, сливаясь с р. Вёксой, образует р. Которосль, впадающую в Волгу.
    Т. о. Борисоглебский монастырь имел водное сообщение с Ярославлем и др. русскими городами. Сосновые леса, окружающие сейчас монастырь и являющиеся его украшением, появились сравнительно недавно. В Повести сказано: «...а лес же бысть на сем месте изначала черный». Черным же на Руси называли лиственный лес. В древности здесь были могучие дубовые леса. Народное предание сохранило сведение о том, что вокруг монастыря в начале 17 века были непроходимые дубовые чащи

    Первый игумен преп. Феодор вскоре назначил своим приемником преп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое озеро, где в устье реки Ковжи основах Никольский мон-рь. Спустя несколько лет, предвидя свою кончину, преп. Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где преставился 22 октября 1410г.(?). Многие годы после его смерти игумен Павел управлял обеими обителями. Святые Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи их находятся под спудом. После кончины игумена Павла настоятелями были игумены Савелий, Михаил, Пона, Питирим.

    К Борисо-Глебскому монастырю особо благоволил Василий II Темный. Согласно Вкладным и кормовым книгам, именно он дал первый земельный вклад, положивший начало экономическому росту обители: «село Шульце с деревнями по своих родителех в наследие вечных благ».
    В 1433-1434 г.г. Василий II, изгоняемый с Московского престола звенигородским князем Юрием Дмитриевичем, укрывался в Борисо-Глебском монастыре, а игумен Питирим крестил его сына - будущего первого русского царя Ивана III.


Василий Верещагин. "Василий Темный и его сын Иван":






    Неск. раз (впервые в 1545 г.) Борисо-Глебский монастырь посещал Иван IV Грозный. В период опричнины монастырь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших монастырей Борисо-Глебский получал значительные вклады на помин души сына Иоанна Иоанновича, жен - Анастасии Романовны, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной, бывших казненных опричников.


Парсуна (конец XVI - начало XVII в.) из
Национального музея Дании (Копенгаген):






    Согласно Вкладным книгам, Борис Годунов вложил 300 руб. на поминание царя Феодора Иоанновича.
    После Смутного времени нач. 17 в. царь Михаил Феодорович грамотами подтвердил прежние привилегии монастыря.

    К кон. 17 - нач. 18 в. Борисо-Глебский монастырь, богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тысячами десятин земли и 4-мя приписными монастырями: женским Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью близ с. Вощажникова и Никольским на Бою. К вотчине Борисо-Глебского монастыря, кроме деревень, относились села: Павлово, Верзино, Губачево, Шулец, Сабурово, Переславцево на р. Ильме, Ивановское на р. Кутьме, Давыдово, Яковцево на р. Могзе, погост Никола—Березники, Онофриево, Камышково; приселок Спас — Подгорье, сельцо Ильинское, Новое, Горшково, Кочарки и др.

    В Борисо-Глебском монастыре пребывал на покое с 1503 г. и скончался в 1511г. архиеп. Ростовский Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как местночтимый святой (нам. 29 марта). В 1996г. при строительных работах близ алтаря собора была найдена надгробная плита с могилы архиеп. Тихона.

    Здесь же в течение 30 лет подвизался в затворе прп. Иринарх Ростовский (1548-1616).
  Согласно житию, в тонком сне преподобный увидел разоренную польскими войсками Москву, о чем, по совету настоятеля, рассказал царю Василию Ивановичу Шуйскому.
    Вскоре пророчество сбылось. В 1608 г. польские войска захватили Ростов, осадили Борисо-Глебский монастырь, но не сожгли его. Прп. Иринарх благословил на борьбу с интервентами кн. М. В. Скопина-Шуйского и кн. Д. Пожарского.

Шапочка, плеть и вериги прп. Иринарха. (Фото: Проскудин-Горский 1911 г.):






    После освобождения Москвы князь Пожарский грамотой освободил монастырь от доставления припасов для войска. В монастыре, близ ограды находилась тесная, миною 3 м., шириною менее 1,5 м., келья прп. Иринарха (восстановлена в нач. 90-х г.г. XX в.), в которой подвижник провел 30 лет в затворе, прикованный тяжелыми цепями.


Келья Иринарха Затворника:





    Прп. Иринарх был погребен в «им же ископанной пещере» у западной стены Борисоглебского собора. В наст, время мощи святого почивают под спудом Ильинского придела собора. Согласно описанию архим. Амфилохия в 1856 г., вериги прп. Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки (ок. 150 кг.)     Среди учеников и последователей прп. Иринарха — автор его жития, инок Борисо-Глебского монастыря Александр Ростовский, прп. Иоаким Шартомский, прп. Дионисий Переяславский, прп. Корнилий Переяславский, прмч. Галактион (Бельский).


Преставление преподобного Иринарха.
Клеймо иконы второй половины XVII в.
(Справа, вероятно, инок Александр Ростовский):








    В Борисо-Глебском монастыре с 1661 по 1666г.г. находился в заточении архиепископ Суздальский Стефан; 32 года подвизался и скончался в 1781 г. бывший в монастыре послушником местночтимый святой, Христа ради юродивый Алексей Степанович.



Храмы и др. постройки монастыря





1. Собор свв.кн.Бориса и Глеба
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
3. Церковь преп.Сергия Радонежского
4. Церковь св.Иоанна Предтечи
5. Церковь Сретения Господня
6. Братский корпус (XVI в.)
7. Настоятельские покои (XVI-XVII вв.)
8. “Старые” настоятельские покои (XVI-XVII вв.)
9. Просфорный корпус (XVI-XVII вв.)
10. Архимандричьи кельи (Казначейский корпус) XVIII в.)
11. Келья Иринарха (XVII в., восстановлена в 1990 г.)
12. Северо-западная башня (2-я пол. XVII в.)
13. Северо-восточная башня (2-я пол. XVII в.)
14. Юго-восточная башня (2-я пол. XVII в.)
15. Юго-западная башня (2-я пол. XVII в.)
16. Башни западной стены (2-я пол. XVII в.)
17. Башни северной стены (2-я пол. XVII в.)
18. Башни восточной стены (2-я пол. XVII в.)
19. Южные ворота (2-я пол. XVII в.)
20. Северные ворота (2-я пол. XVII в.)
21. Остатки некрополя
22. Пруд
23. Часовня Иринарха Затворника



  С 1522 г. по велению вел. кн. Василия Ивановича началось каменное строительство, возглавил которое зодчий, «церковный каменный здатель» Григорий Борисов, которому приписываются все постройки мон-ря XVI в.

    Собор Бориса и Глеба, на холме, с которого начинался Борисоглебский монастырь.
    Собор св. Бориса и Глеба, освященный 22 сентября 1523 г., стал первым каменным сооружением в Борисо-Глебском монастыре. Это четырёхстолпный, трехапсидный, одноглавый храм. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итальянских зодчих, работавших в Москве в начале XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющих фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы. На протяжении столетий внешний облик храма претерпел изменения: уже в кон. XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778— 1780 г.г. был надстроен барабан, шлемовидная глава заменена на луковичную, позакомарное покрытие — четырехскатной кровлей; в 1836 г. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 1925г. архитектором Барановским. В 1810 г. к зап. фасаду был пристроен придел Ильи Пророка. До кон. XVIII в. изнутри собор не был расписан, в описи 1735 г. упоминается лишь настенный образ свв. Бориса и Глеба (эта фреска, датируемая 1 пол. ХVI в., с изображением князей Бориса и Глеба с припадающими к их ногам в молении игуменами Феодором и Павлом, а также св. кн. Владимиром и свт. Леонтием Ростовским была обнаружена архит. Б.А. Огневым в 1956 г. в аркасолии сев. стены, у гробницы основателей м-ря). В 1783 г. собор был расписан полностью, включая купол и своды. Росписи представляли собой картины на евангельские сюжеты, написанные маслом. Они дважды поновлялись: в 1842 и 1911 г.г. последние работы проводились под руководством художника Ф.Е. Егорова, образцом послужили росписи В .A L Васнецова во Владимирском соборе г. Киева Древний иконостас храма уничтожен в 1920-е г.г., существующий деревянный иконостас привезен в нач. 1990-х г.г. из церкви с. Губачева.



Фото Прокудина-Горского (примерно 1910 год):







Собор Бориса и Глеба:







Собор Бориса и Глеба, настоятельский корпус:







Собор Бориса и Глеба:








  Вторая каменная постройка Борисо-Глебского монастыря — теплая Благовещенская церковь с трапезной палатой, возведенная в 1524— 1526 г.г. Григорием Борисовым.
    Это бесстолпная, одноглавая церковь завершается четырехскатной кровлей и луковичной главкой на тонком барабане, украшенном аркатурно - ко­лончатым поясом. Легкие лопатки делят фасад на 3 прясла. Трапезная, примыкающая к церкви с запада, представляла собой одностолпную палату с крестовыми сводами, которые в кон. XVII в. были переделаны. Внешний вид церкви был сильно изменен в кон. XVII в. перестройкой сводов трапезной, сооружением прямоугольного в плане алтаря, заменой первоначального покрытия (возможно, трёхлопастного) на четырёхскатное. С зап. стороны было пристроено богато декорированное «великолепное крылечко».
    К Благовещенской церкви с севера примыкают новые настоятельские покои — редкий памятник гражданской архитектуры XVI в.
    Другие постройки Борисо-Глебского монастыря ХVI в. — просфорный дом, братский или келейный корпус (здание, где в ХVI в. размещались поварня и погреба).
    В ХVII в. были полностью перестроены старые настоятельские покои (возле одной из башен у зап. стены).
    К XVIII в. относится сооружение казначейского или архиерейского корпуса в центре монастыря. В этом здании с 1822 по 1862 г.г. размещалось Ростовское духовное уездное училище.



















  Первые каменные стены в Борисо-Глебском монастыре появились, вероятно, в ХVI в. В 70 - 90 гг. ХVII в. Монастырь стал мощным оборонительным сооружением: территория монастыря была обнесена крепостными стенами, построенными по всем правилам военного искусства, общая длина которых составляет 1040 м., высота — 10-12 м., толщина — 3 м., с 14 башнями высотой от 25 до 40 м.




































С. М. Прокудин-Горский. Башни и стена Борисоглебского монастыря. 1911 год.
(На снимке вид на восточную стену монастыря.
Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=656):







  Вновь возводимые стены не повторяли контуры старых и огораживали значительно большую территорию. Круглые в плане башни сев. стены монастыря являются почти точной копией башен Ростовского кремля, выстроенных в кон. XVII в. при митрополите Ионе Сысоевиче.



Фото Прокудина-Горского
в Ростовском музее (1911 г.):







    Башни декорированы фигурными украшениями из тёсаного кирпича.

    Одновременно с постройкой крепостных стен над южными воротами монастыря была сооружена пятиглавая, 4-столпная церковь прп. Сергия Радонежского. Проезды ворот были расписаны в кон. XVII в. многофигурными композициями с изображением Христа и молящихся святых. Помимо композиций с фигурами в рост, использованы медальоны с образами прп. Сергия Радонежского, блж. Исидора Ростовского и прп. Иринарха, на внутренней арке проезда располагается образ «Спас Благое Молчание». Большая часть росписей сейчас находится в плохом состоянии.







Снимок сделан С.М.Прокудиным-Горским.
Восстановлен Павлом Вейником из Белорусского Государственного университета
с помощью разработанной им программы
«Алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений»
(подробнее на сайте www.veinik.by):







Святые ворота Борисоглебского монастыря 1882—1884.
Автор: Барщевский И.Ф. Направление съемки: север. с сайта https://pastvu.com/p/304730:







Вид на монастырь с северо-западной стороны.
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»:








  В нач. 80-х г.г. XVII в. в Борисо-Глебском монастыре была построена, вероятно, артелью ростовских зодчих трёхъярусная Звонница (освящена 25 окт. 1682г.), почти без изменений сохранившаяся до нашего времени. Пристроенное тогда же или немного позднее крыльцо Звонницы, также как и крыльцо трапезной палаты, украшено многоцветными «ценинными» рельефными изразцами, производство которых процветало в ту эпоху в Ярославле.











  Планировка Борисо-Глебского монастыря была, вероятно, заложена в годы его перестройки в кон. XVII в. Согласно самому раннему из известных планов Борисо-Глебского монастыря 1773 г. всю его зап. часть занимал сад, сев-вост. — огороды. В нач. XIX в. в монастыре имелось 3 пруда, 2 сада, кедровая роща и орешник. В юго-зап. части обители находился сад регулярного типа. В 20-х—30-х г.г. XIX в. при архимандритах Феофиле и Рафаиле были разведены новые сады с беседками, появились кленовые и березовые аллеи. В настоящее время сады пришли в запустение.

    Из святынь Борисо-Глебского монастыря сохранился восьмиконечный деревянный крест, которым по преданию прп. Сергий благословил основателей обители. Крест обит тонким листом серебра, оклад, вероятно, сделан уже в 1-ой четв. XV в. (в настоящее время находится в Борисоглебском музее). Также икона Лиддской (Римской) Божией Матери. Эта икона с лицевым сказанием об истории и чудесах была привезена в Борисо—Глебскую обитель из Москвы 9 февраля 1588г. старцем строителем Варлаамом (настоятелем монастыря). Более трехсот лет она находилась в монастыре; в 1954 г. с закрытием Борисоглебского краеведческого музея, икона была передана в Ростовский музей. С 1988г. она находится на реставрации в ВХНРЦ им. Грабаря. В 2001 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея была написана в иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры икона — список с особо чтимой святыни Борисо-Глебского монастыря.

    Другой реликвией, хранившейся в Борисо-Глебском монастыре до 1936 г. было т.н. «ох­ранное знамя Сапеги» (в наст, время в собрании ПТ). По легенде, его оставил польский воевода Ян Петр Сапега, бежавший после поражения от русских войск под Калязином и остановившийся лагерем у Борисо-Глебского монастыря.





    Знамя - хоругвь - свободно висящее на древке прямоугольное полотнище со срезанным по дуге правым нижним углом. Польский шляхтич, ротмистр королевский Ян Петр Сапега, огнем и мечем прошедший через Ростовские земли в смутное время. На знамени изображен архангел Михаил, охраняющий врата рая и Иисус Навин. По другим сведениям это знамя принадлежало известному русскому полководцу М.В. Скопину- Шуйскому, оставившему это знамя в знак пребывания своего в монастыре у прп. Иринарха.


Парсуна начала XVII века:





    Первоначально настоятелями Борисо-Глебском монастыря были игумены, с 1688г. архимандриты, которым дано позволение отправлять священнослужение на ковре с рипидами.

    До 1764 г. к обители было приписано 6785 крепостных крестьян. По штатам 1764 г. монастырь был отнесен ко 2 классу. По сведениям на 1900 г. монастырь владел всего 246 дес. земли и получал из казны 1249 руб. 7 коп. государственное содержание. В нач. XX в. насчитывалось ок. 20 человек братии и 40 послушников. В Борисоглебских слободах, принадлежавших гр. Паниным, у южных стен монастыря проводилась ежегодная ярмарка с 27 апр. / по 3 мая, на которую съезжались купцы и мещане из крупнейших городов страны. Также по понедельникам происходили у северных стен еженедельные торги.

    В 1923 г. в стенах Борисо-Глебского монастыря было учреждено Борисоглебское отделение Ростовского госмузея. 6 августа 1924 г. было подписано постановление о передаче всех зданий м-ря Ростовскому госмузею. Происходило изъятие из бывшего м-ря художественных и письменных памятников. Так, 15 февраля 1928 г. заведующему Борисоглебским отделением руководство музея предложило подготовить для отправки в Ростов 5 икон из иконостаса Предтечевской церкви, икону прп. Сергия из Сергиевской ц., икону «Сошествие Святаго Духа» из Сретенской ц. Остальные иконы предписывалось приготовить для осмотра приезжающей из Москвы комиссии. Весь архивный материал в июле 1928 г. было приказано сдать заведующему Ростовским уездным архивом, затем архив был вывезен (частично) в Москву. К кон. 1928 г. были закрыты для размещения музейных экспонатов все монастырские храмы. Музей был открыт 8 ноября 1928 г. К нач. 1930-х г.г. музей, начинавшийся как культурно-исторический, стал естественно-историческим. В Борисоглебском соборе размещался антирелигиозный отдел. В нач. 1931 г. на заседании райисполкома было решено разобрать Звонницу, что стаю невозможным лишь благодаря вмешательству сектора науки Наркомпроса.
  
    К 1940 г. в соборе размещался склад зерна, в настоятельских покоях — госбанк и архив, в братском корпусе - общежитие милиции, в рассольном корпусе — кондитерское производство и склад льносемени, в подклете Благовещенской ц. — колбасное производство, в Сергиевской ц. — склад зерна, в Сретенской - склад льноволокна, а под алтарем — ледник. На территории также находились парники коопсоюза. Музейные экспонаты размещаись только в Благовещенской церкви и трапезной. Арендаторы в настоятельских покоях уничтожили изразцовую печь, забелили живопись на потолке. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Сама же территория находилась в запустении: белокаменные надгробные плиты использовались под фундамент вновь строящихся домов, мраморные и гранитные памятники были в 1935 г. увезены в Москву «для строительства второй очереди Московского метрополитена».

    В 1920—30-е г.г. были вывезены в Ростовский, Ярославский и мос­ковские музеи наиболее ценные иконы монастыря, что спасло от гибели часть святынь, остальные иконы, как и иконостасы монастырских храмов, были уничтожены. Из Борисоглебского музея через Ярославль поступило в ГТГ в 1937 г. 20 икон. Иконы Борисоглебского и Ростовского музеев составили основу собрания живописи Ростово-Суздальской школы, или Центральной Руси, ГТГ. Большая часть их вошла в научный оборот в 1960-е г.г., когда появился каталог древнерусской живописи ГТГ, составленный В.И. Антоновой и Н.Е. Мнёвой.

    Положение в музее, работа по охране памятников стала улучшаться, когда с 1941 по 1954 г.г. музей возглавляла М.Н. Карасева, которая сохранила многие памятники монастыря от гибели, занималась обеспечением косметического ремонта и реставрацией. В 1954 г. Борисоглебский музей был закрыт, его фонды предписывалось передать Ростовскому музею. Ар­хитектурные памятники мон-ря передавались районному коммунальному отделу, ему же и фруктово-ягодный и ботанический сад и парк, садовый инвентарь. 29 сентября 1961 г исполком Борисоглебского совета принял решение об организации народного музея в п. Борисоглебском, который также возглавила М.Н. Карасева. Впоследствии Борисоглебский музей утратил титул народного и стал филиалом РАХМЗ, т. е. вернулся в ту же структуру, в которой он возник в 1924 г., в этом же положении он находится и к нач. 2003 г.

    В 1989 г. Борисоглебский собор был передан РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Священного Синода от 24 ноября 1994 г., приход преобразован в мужской монастырь. Обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., келья — часовня св. Иринарха, Сергиевская надвратная церковь.

Надвратная церковь Преподобного Сергия Радонежского:






  Памятник иеромонахам монастыря, служивших флотскими священниками в 1900-1905 годы.
    Этот мемориал расположен у северных святых врат обители. В центре мемориала на голгофе возвышается 2-х метровый якорь, от которого к швартовому кнехту спускается якорная цепь. Впереди композиции стоит поклонный крест с подробным описанием жития иеромонахов: Анастасия, Паисия, Василия, Феодосия и Никона. В те годы настоятелем монастыря был архимандрит Ювеналий (Штынкин), который управлял обителью с 1897 года по 1906 год.







Старые настоятельские покои:







Казначейский корпус:













После посещения Ростова Великого с его толпами туристов, это место кажется таким спокойным и умиротворенным.
В те годы, когда мы там были - мы были в крепости единственными посетителями......
Особенно запоминается звонница с половинкой арки - наверное единственное такое решение на Руси Великой.
В ходе реставрации 2015 года беспощадно забелена прекраснейшая галерея южных парадных въездных ворот с величественной надвратной Сергиевской церковью. Да и благолепный изумрудный цвет свежеотреставрированных куполов сомнителен - согласно первоисточникам, изначально главы были покрыты деревянной чешуёй, а в 1775 году "опаяны белой жестью".