вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote in architectstyle,
вождь краснокожих
gadkaya_mau
architectstyle

Category:

Петербург. Конструктивизм на Нарвской заставе. Универмаг и фабрика-кухня Кировского района

Универмаг и фабрика-кухня Кировского района
1929-31 гг., арх. А. К. Барутчев, А. И. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик, инж. А. Г. Джорогов

106949886.jpg

Торговый центр («Дом кооперации») совмещался в этом полифункциональном сооружении с комбинатом общественного питания нового типа - фабрикой-кухней, которая обслуживала предприятия и население крупнейшего промышленного района готовыми обедами и полуфабрикаиами (производственная мощность - 60 тыс. обедов в день). Работа над проектами районных фабрик-кухонь началась в 1928 г. и велась совместно со специалистами пищевой промышленности. Авторами этого сооружения были молодые архитекторы Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон и Яков Рубанчик. Самая крупная фабрика-кухня на площади Стачек открылась осенью 1930 г., универмаг — весной 1931 г.

Здание возводилось в годы высшего расцвета конструктивизма и укрепления строительной базы. Поэтому здесь достигнуто единство функциональных, технических и эстетических новаций. Конструктивную основу составляет монолитный железобетонный каркас. По архитектурному решению здание принадлежит к лучшим, наиболее законченным и отточенным образцам зрелого конструктивизма. Здание спланировано в форме каре с двумя внутренними дворами. Корпус, обращенный на площадь, занимает универмаг, в глубине находится производственная зона, столовые залы выходят в зеленый сквер. Механизированный процесс приготовления пищи проходил по замкнутому кольцу. Продуманная функциональная программа позволяла избежать пересечений производственного цикла и потоков людей.

Здесь раскрыт богатый спектр выразительных средств конструктивизма: свободные сочетания крупных форм, резкая асимметрия частей, форсированный ритм горизонталей и вертикалей, столкновения и всечения прямоугольных и округлых объемов, контрасты глухих бетонных и прозрачных стеклянных поверхностей, разнообразие типов окон. Корпус универмага выделяется огромными поверхностями остекления. Средняя часть главного фасада заглублена, и в эту широкую лоджию заключен сплошной ряд стеклянных эркеров-витрин. Боковые массивы связаны на уровне третьего этажа длинным «мостом» с непрерывным ленточным окном. Боковые торцы универмага раскрыты гигантскими витражами лестниц. Криволинейные части дополняют и смягчают жесткую геометрию прямоугольных форм. На северном фасаде выступает полукругом двухъярусный объем столовых залов. На плоской крыше универмага и северного корпуса были сооружены легкие открытые галереи для обедов в теплое время года.

Плоские кровли были впоследствии заменены скатными. В 2000-е годы произведена реконструкция под многофункциональный комплекс с торговыми помещениями и общепитом. Внутренний двор при реконструкции был перекрыт стеклянным фонарём.

DSCF9063.jpg

DSCF8823.jpg




Проектная модель


1931 год



1930-1931 годы. Универмаг и фабрика-кухня, на другой стороне площади - ДК Горького.



1931 год. Ещё один вид с воздуха.



1933 год


1938 год


[Цветные фото - мои 2009-го года, архивные - с сайта pastvu.com, описание - из книжки «Архитектура Ленинградского авангарда».]
Tags: А - Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ, Архитектурные чертежи, Петербург
Subscribe

  • Дом со львами в Староконюшенном переулке

    Особняк В.С. Филимонова в Староконюшенном переулке Этот небольшой особняк в Староконюшенном переулке больше напоминает театральную декорацию, чем…

  • Дом Наркомфина

    Есть проекты, реализация которых является некой "приметой времени" и беспроигрышной темой для любой светской беседы. Москва видела много…

  • Неорусский стиль

    Информирую моих друзей о том, что подбор материалов, и компоновка статьи «Неорусский стиль» завершена. Статья получилась…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments