k_tsarev wrote in architectstyle

Categories:

Гатчина. Птичник

В целях пропаганды дорического ордера я решил выложить свои старые (2005-2006 годов) снимки  гатчинского Птичника. Много лет я там не был и не могу потому сказать, насколько далеко зашел процесс разрушения руин. Думаю как-нибудь съездить и сфотографировать - вдруг что-то еще осталось.  

Главный фасад
Главный фасад

Итак, что мы знаем о Птичнике? В книге Г.Г. Грима «Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество» 1940 года говорится следующее.

«Вторая постройка, которую следует отметить, это здание так называемого „птичника“ или „фазанника“ в том же районе парка, где предполагалась и постройка монастыря Харлампия, за Сильвией. Это едва ли не лучшее и наиболее самостоятельное сооружение Гатчинского парка <...> Документальных данных об авторе этого замечательного сооружения найти не удалось, но существующая во дворце-музее традиция, приписывающая его Захарову, кажется в данном случае чрезвычайно правдоподобной.

Птичник в Гатчинском парке представляет собой П-образное в плане, низкое  здание, выходящее главным фасадом в сторону небольшой речки, ныне заглохшей и постепенно превращающейся в болото. Постройка выполнена из местного естественного камня. Композиция здания основана на противопоставлении нескольких объёмов. Из основного массива здания выступает на главном фасаде центр с лоджией, на боковых — две круглые башни. На заднем фасаде крылья выдвинуты вперед, в центральной части повторен, в более скромном размере, мотив лоджии главного фасада. 

Задний фасад. Кто-то унес пилястру
Задний фасад. Кто-то унес пилястру

Эти элементы выдвинуты и по высоте, тогда как все здания в своей основной части одноэтажные — они имеют невысокие вторые этажи. Стены крыльев главного фасада гладкие без рустовки, расчленены системой плоских ниш с полуциркульными завершениями. В нишах прорезаны оконные проемы. 

Центральная лоджия на главном фасаде имеет по два боковых, несколько сближенных между собою пилястра и две колонны греко-дорического ордера, каннелированные на две трети высоты. Стены выступа рустованы. Вся лоджия несколько выдвинута против общей плоскости фасада. Второй этаж разрешен системой трех полуциркульных арок и завершается низким аттиком. Плоскость его фасада несколько уступает против лоджии, совпадая с общей плоскостью главного фасада, почему во втором этаже над выступом лоджии образуется небольшой балкон. Его балюстрада имеет на осях колонн небольшие тумбы, завершающиеся шарами.

На иллюстрации из книги еще можно увидеть балюстраду и аттик
На иллюстрации из книги еще можно увидеть балюстраду и аттик
Вот что осталось к 2006 году
Вот что осталось к 2006 году

Башни боковых фасадов подразделяются на два яруса горизонтальной тягой, проходящей на уровне венчающего карниза основной части здания. Стены нижнего яруса трактованы аналогично примыкающим стенам фасада, они прорезаны только прямоугольными окнами с несколько выступающими камнями перемычек. Верхний этаж решен системой небольших столбов, обработанных в типе крайне упрощенных греко-дорических пилястров, между которыми помещены прямоугольные проемы окон. Над парапетом — небольшие вазы. Башни завершаются плоскими куполами, над которыми на двух ступенях помещены шары. Несмотря на очень простые формы, все детали здания прорисованы исключительно тонко.

Башня
Башня

Особенно надо отметить центральную лоджию и замечательные по своеобразию башни боковых фасадов. Здание гатчинского птичника, во всяком случае, вполне достойно молодого Захарова, исканиям которого, насколько мы можем о них судить ныне по известным, крайне скудным материалам, оно вполне созвучно».

Мы видим, что Гримм еще не имеет документальных подтверждений авторства Захарова. 

В книге 1989 года о Захарове, автор В.К. Шуйский, приводятся такие сведения.

«Но в связи с убийством Павла I в марте 1801 года последовал высочайший указ о прекращении в Гатчине строительства. Захарову разрешено было закончить только те постройки, которые близились к окончанию или были необходимы: «каменный мост в Аглицком саду без арматуры, каменный мост при Конетабле без арматуры же… птичий двор в Сильвии у каскада и Финскую кирку». Эти работы архитектора сохранились до наших дней. Кроме финской церкви, все сооружения находятся в Гатчинском парке или в непосредственной близости от него».

Итак, Шуйский уже цитирует некий документ (ссылка в книге не приводится), который, по-видимому, достоверно устанавливает связь Захарова с несколькими постройками в Гатчине, в том числе и с Птичником.

Далее Шуйский пишет следующее.

«Наибольшее внимание из них привлекает «птичий двор в Сильвии у каскада» — Птичник, или Фазанник. Он был построен на месте находившегося здесь ранее каменного домика, предназначавшегося для содержания фазанов. Здание Птичника распланировано «покоем» — в виде буквы «П». Принцип такой планировки известен в русской архитектуре с давних пор. В данном случае он оправдан, так как позволил Захарову организовать хозяйственный двор, ограниченный основным объемом здания и двумя боковыми крыльями.

При сохранении традиционной планировочной композиции архитектору удалось найти оригинальное объемно-пространственное решение казалось бы малозначительной утилитарной постройки <...> Повышенной центральной части отвечают две круглые двухэтажные башни боковых крыльев, завершенные невысокими куполами.

Один из куполов еще цел
Один из куполов еще цел

<...> Архитектурно-художественный образ своей постройки Захаров хотел обогатить введением в композицию здания скульптурного декора. Девять ваз и изображения орлов из пудостского камня должны были украсить фасады, скульптура и лепка предполагались в центральном зале <...> Но со смертью Павла I почти все скульптурные работы были отменены.

На протяжении почти двадцати лет, до 1820-х годов, Птичник использовался по своему прямому назначению. Здесь содержались фазаны, предназначавшиеся для царской охоты. Оставленная впоследствии без надлежащего присмотра постройка стала постепенно разрушаться.

В 1840-х годах обветшавший Птичник разобрали, а затем восстановили без существенных изменений. Работы по реконструкции Птичника, начатые в 1844 году, возглавил архитектор А. М. Байков. В процессе восстановительных работ пришлось заново вытесать из пудостского камня колонны, пилястры и карниз».

Очень интересные сведения о том, что Птичник был отстроен заново в 1840-е годы! Википедия со ссылкой на издание «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда» сообщает, что башни на торцах здания, теперь каменные, были до этой перестройки деревянными.  Кроме того, при перестройке помимо известняка был применен и кирпич.

По Википедии, в 1983 году Птичник, мало пострадавший в войну, сгорел и был заброшен. Не знаю, точна ли дата пожара, но к 2005 году от здания остались только стены (и купол в одной из башенок). Балюстрада и аттик на выступающем центре главного фасада оказались утрачены. Карниз тоже пострадал. На заднем фасаде кто-то выломал одну пилястру.  

Античные руины
Античные руины


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.