ser_stepanov (ser_stepanov) wrote in architectstyle,
ser_stepanov
ser_stepanov
architectstyle

Categories:

Загадки акварели зодчего Дж. Кваренги.

Кваренги 1.jpg


Бумага, тушь, акварель, железо-галловые чернила, перо, кисть. 435х575 мм.
Внизу справа на поле рамки рукой Кваренги подпись железо-галловыми чернилами:
Quarenghi Egues del.
ГНИМА № РI-332
Происхождение; коллекция К. Саундерса; с 1857г. В Государственном Эрмитаже; в ГНИМА с 1934 года.

В Музее архитектуры им. Щусева хранится акварельный рисунок зодчего и живописца Дж. Кваренги, тушью на листе бумаги размером 435х575 мм. ( почти формат А2 ) «Церковь Успения на Покровке и дом П.М. Гагарина на Тверской».

На рисунке изображена ныне утраченная, одна из ярчайших представительниц нарышкинского барокко - Успенская церковь, которая находилась на улице Покровке, и дом (если верить подписи) коменданта Москвы - князя Матвея Петровича Гагарина, располагавшийся на Тверской, (недалеко от мэрии, на противоположной стороне улицы).

Дж. Кваренги поместил два здания, которые находились в разных районах Москвы рядом. Около церкви сад с роскошной невысокой оградой. На переднем плане - дерево, у подножия которого лежащий плоский камень с надписью "Вид Успения что на Покровке и к дому К. Гагарина что на Тверской."

Кваренги 1.jpg

Первая мысль, возникающая при рассматривании этого рисунка, а зачем автор поместил церковь и дворец рядом?
Фантазия гениального архитектора и живописца?
Подпись к акварели: П.М.Гагарин (или М.П.), а на камне К.Гагарин.
Но на рисунке есть и другие загадки.
Вот одна из них:
Кваренги 1.jpg

Все кресты, аж двенадцать, изображены неправильно.

Следующая загадка:
Мы видим южный фасад церкви с одномаршевой лестницей, ведущей в сад. Но вдоль южного фасада церкви проходила весьма оживленная дорога на восток, в села Покровское и Измайлово.

1739 Мичуринский план.jpg

Лестница на гульбище церкви, на южной стороне, была двухмаршевая, поворотная на 180 градусов с площадкой. И она была именно такой из-за недостатка места вблизи дороги.

Что интересно: авторитет автора рисунка, Дж. Кваренги был таким, что известная историк архитектуры, искусствовед и реставратор О.И. Брайцева сделала реконструкцию недостающей нижней части колокольни церкви именно по рисунку. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, том 6. Стройиздат, М., 1968.

Кваренги 1.jpg

Кваренги 1.jpg

А давайте отобразим рисунок зеркально по горизонтали.
И сразу почти всё встанет на свои места.
Именно отзеркалить рисунок и предложил в facebook пользователь Иван Егоров - https://www.facebook.com/profile.php?id=100006759630950


Кваренги 1.jpg

Я проделал эту операцию и вдруг увидел, что кресты приняли правильное положение. И лестница стала одномаршевой, и в северной части церкви.
Сад тоже стал на свое исконое место.

Кваренги 1.jpg

Надпись на камне стала нечитаемой. И остался вопрос с дворцом Гагарина на Тверской.
Ответы на эти вопросы ещё впереди.

И наконец самый главный вопрос: а как такое получилось? Зачем надо было менять "право на лево"? И как, технически, это было сделано.
И, наконец, через несколько дней раздумий ответ на эти вопросы был найден.
Предположу, что толи сам Кваренги, толи его помошник сделали рисунок с помощью приспособления -камеры обскура с наклонным зеркалом.
Из Википедии:

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1—5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.
Кваренги 1.jpg

Скорее всего вместо маленького отверстия в приборе стояла линза с соответствующим фокусным расстоянием, чтобы изображение на стекле было качественнее и определенного размера.
В конструкции с зеркалом картинка на матовом стекле становится правильной, верх и низ на своём месте.
Но право и лево меняются местами.
Рисунок после камеры обскура надо отзеркалить.
Классическим способом известном почти каждому.
Оригинальный рисунок переворачивается, на него накладывается бумага.
Всё это помещается либо на оконное стекло ( вертикальный способ копирования ), либо на горизонтально положенное стекло с подсветкой снизу.
Для нас более привычный второй способ, а в конце ХVIII столетия, окна во дворцах были большими,проще был первый вариант.
В случае с рисунком, помощник или сам мастер после рисования на стекле камеры обскура просто забыли сделать зеркальную копию.
Нарисовали на рисунке дерево, камень с правильной надписью. дворец, людей.
Раскрасили акварелью, с наложением теней, которые, если присмотреться выглядят некорректно.

Солнце светит под углом 50-55 градусов с востока, юго-востока.
Под таким углом в Москве солнце бывает в полдень, в июне-июле месяце. Что мы и видим на рисунке (время года - лето).
Солнце с востока, юго-востока, в пик лета - это от семи до девяти утра, в нашем понимании времени.

Акварель появилась в Музее Архитектуры в 1934 году, из собрания Государственного Эрмитажа.
В Эрмитаже – из коллекции К. Саундерса. , как написано в аннотации к рис.218 в книге «Матвей Казаков и допожарная Москва» изд. «Кучково поле» автора Золотницкая З. В., Иванова Т. В., в 1857 году,

Кто такой К.Саундерс?
Оказывается это Джозеф Саундерс, опять неточность.
Из Википедии: «(англ. Joseph Saunders, в России Осип Иванович Сандерс; 1773—1845) — художник, график и гравёр на меди английского происхождения. В России находился с 1794 года по 1815 год.
Гравировал резцом. Кроме двух эстампов, доставивших ему звание академика, и гравюр с картин Эрмитажа в издании 1805 года, важнейшими его работами могут считаться „Madonna della misericordia“ с картины Фра Бартоломео, «Брадобрей» по оригиналу Готфрида Схалькена, а также портреты князя Багратиона (1805), князя А. А. Безбородко, великой княжны Екатерины Павловны, А. Л. Нарышкина, архитектора Джакомо Кваренги.»
Для гравюры художник – гравер создаёт зеркальное изображение на доске, чтобы при оттиске
на материале получить нормальную, неотзеркаленную картину.
То, что акварель оказалась у Дж.Саундерса и говорит о возможной попытке гравера начать работы по изготовлению гравюры "Вид Успения, что на Покровке и к дому К. Гагарина что на Тверской."
А для упрощения процесса перевода изображения на доску и была задействована камера Обскура.

P.S. Это запись может стать темой большого исследования о методах и способах создания архитектурных и пейзажных рисунков как в давнем и недавнем прошлом, так и в современности.
Многие художники пользовались системами и приборами для упрощения рисования или копирования рисунков. Вспомним хотя бы о способе рисования по клеточкам.
Я уверен, что церковь на акварели отзеркалена. Каким способом, я дал один из возможных.
Другой вопрос: это вопрос о помощниках, об авторстве живописных работ.
В процессе поисков по бескрайним просторам инета, я нашёл интересную статью Н.И. Уваровой "Авторство архитектурной графики XVIII века. Джакомо Кваренги и Николай Львов."

Ссылка на статью: https://cyberleninka.ru/article/n/17564665

Вот кусочек из этой статьи:



Я попытался поднять тему упрощения рисования сложных архитектурных графических работ, архитектурных панорам и пр.
Тема этим  не исчерпывается, можно и нужно копать далее.



Tags: 2. "Нарышкинское" Барокко, Архитекторы, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Москва
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments