vittasim (vittasim) wrote in architectstyle,
vittasim
vittasim
architectstyle

Category:

Новый Эрмитаж. Зал Юпитера.

Сегодня мы совершим прогулку по одному из залов Нового Эрмитажа, по залу Юпитера. Фотографии, иллюстрирующие рассказ, не только мои и найденные в интернете, но и фотографии lap_ira. Зал Юпитера открывает анфиладу парадных музейных залов с правой стороны от перехода, соединяющего Зимний дворец и здание Нового Эрмитажа.



Новый Эрмитаж был спроектирован в середине XIX века как специальное музейное здание для размещения художественных коллекций императорской семьи. На первом этаже Нового Эрмитажа расположились античные собрания, а в Зале Юпитера была размещена античная скульптура, отобранная в соответствии с научными взглядами второй половины XIX века. Вот так выглядел этот зал на акварели Премацци. В те времена зал назывался: »Первый зал новейшей скульптуры».



В отделке зала, как и всех помещений первого этажа Нового Эрмитажа, широко использованы мотивы античной архитектуры. Зал напоминает роскошную базилику, обширное пространство которой наполняют статуи и бюсты. Эта идея - гармония архитектуры и экспозиции в едином художественном образе - лежала в основе замысла создателя Нового Эрмитажа, баварского архитектора Лео фон Кленце, выдающегося мастера музейного ансамбля, ученого, археолога, живописца, который разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства XIX века.



Лео фон Кленце продумал все: темный (вишневый или глухо-зеленый, как в зале Юпитера) цвет мягко отполированного искусственного мрамора стен эффектно оттеняет белый мрамор статуй; ряды стройных керамических ваз заполняют шкафы из желтого дерева, расставленные под сенью гранитных колонн; даже музейное оборудование (постаменты под скульптуру, витрины, шкафы, диваны и кресла для посетителей) было исполнено в классическом "неогреческом" стиле по рисункам архитектора.



В оформлении потолка зала Юпитера - рельефные профильные портреты в медальонах, изображающих знаменитых скульпторов - А. Канову, Б. Торвальдсена, Микеланджело.









Во время войны опустевшие залы античного искусства стали бомбоубежищем и для самоцветного уральского камня, гранённого русскими мастерами, и для штабелей картин, которые в зале Юпитера окружали постаменты эвакуированных богов и римских императоров.



Архитектурное убранство зала после реставрации, проведенной в 2005 году, сохранилось почти в неизменном виде. Зал перекрыт мощным коробовым сводом, опирающимся на широкие пилястры. Стены и пилястры облицованы зеленым искусственным мрамором (стюком), плинт отделан стюком более темного оттенка. Облицовка исполнена мастером М. Коевым и скульптором А. Трискорни, внедрившими новый метод изготовления искусственного мрамора на основе цемента, мраморной крошки и красящего пигмента. Для отделки наличников дверей использован мрамор из Георгиевского зала Инженерного замка. Своды декорированы лепниной. Пол выстлан плитами из итальянского мрамора под руководством А. Трискорни.



В этом зале много прекрасных скульптур, но сегодня мы полюбуемся только одной – Юпитером. Юпитер - бог неба, дневного света, грозы (его многочисленные эпитеты: "молниеносный", «небесный», " «громовержец», "дождливый", "плодоносный», "смоковница", «тростник», «приносящий свет»), царь богов, отождествляющийся с греческим Зевсом. Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии, ему перед посевом устраивал трапезу земледелец, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений. Он считался гарантом верности клятве, хранителем границ, защитником свободы, был богом войны и победы. В древнем Риме, подкрепляя свои клятвы, люди обращались к Юпитеру со словами: »Ей-богу» и это выражение современно до сих пор. Культ Юпитера был очень древен. Юпитер "наилучший, величайший" становится богом римского государства, его власти и мощи. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.



Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.



Очень интересна история приобретения статуи Юпитера. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II, но императрица от покупки отказалась. Спустя почти сто лет, в 1861 году в Риме была куплена коллекция итальянского собирателя маркиза Д.Кампаны. Разоренный непомерными расходами на коллекционирование, он был приговорен к изгнанию из Рима и к конфискации имущества. Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в Эрмитаж. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.).



Юпитер восседает на троне с атрибутом верховной власти в левой руке – скипетром. В правой руке – фигурка богини победы – Виктории. Легкокрылая богиня танцует на протянутой руке своего покровителя, своего божества.



Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного). Орел, распластавший крылья у ног Юпитера рядом со скипетром, всем своим видом говорит, что его полет так же грозен, как и удар скипетра, высекающего молнии.



В заключение полюбуемся еще на несколько, похожих, скульптур Юпитера. Вот этот античный бюст из Ватиканских музеев я выбрала из-за того, что он очень похож на эрмитажного Юпитера. Бюст найден в концеXVIII века. Выполнен он из каррарского мрамора. Подлинным в бюсте остались только: лицо с основанием волос и часть локонов справа, нос и левая половина бороды. Предположительно, что оригинал создан Фидием. Бюст, опять же, возможно - относится к временам первых римских императоров. Римская копия греческого оригинала.



Еще один ватиканский Юпитер - колоссальная статуя. Когда-то находилась во дворце Вероспи. Античная часть статуи: только голова и верхняя часть (обнаженная) тела, за исключением рук. По сравнению с бюстом, о котором я писала выше – голова является весьма посредственной римской копией. В правой руке бога - один из его атрибутов - молния. Римская копия греческого оригинала.



У этого Юпитера тоже в руке  молния. К сожалению, я не знаю, где находится эта скульптура



Зевс Олимпийский Античные монеты На сестерции, 113 г.


Одним из семи чудес света была статуя Юпитера Олимпийского, работы Фидия, уничтоженая в результате пожара в Константинополе. Эта гигантская статуя была около шестидесяти футов или 18 метров высотой, Статуя была сделана из слоновой кости; престол кедрового дерева, украшенные слоновой костью, черным деревом, золотом и драгоценными камнями. Бог держал в правой руке золотую статую Победы, в левой руке - длинный скипетр, увенчанный орлом. Одежда Юпитера была из золота, основание поддерживали золотые львы.



http://www.spb-guide.ru/foto_17683.htm
http://www.spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=642
http://greekroman.ru/rome/jupiter.htm
http://www.infoplease.com/dictionary/brewers/jupiter.html
http://memory.loc.gov/service/gdc/scd0001/2008/20081001005uk/20081001005uk.pdf
Tags: 9.1 - "неоклассицизм", Петербург
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments