galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Москва в русской живописи и поэзии


С.И. Светославский. Из окна Московского училища живописи, 1878. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

На Мясницкую улицу в дом Юшкова, приписываемый Баженову, училище переехало в 1845 году. Сейчас в этом здании располагается Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Возможность написать такой вид Москвы из окна академии существует, но церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне, осталась в прошлом.

Зодчество церквей старинных,
Современный прихотливый свод,
Много зданий - высоких длинных,
Улицы неуверенный поворот.

Приходящих теней вереница,
Отрывки неугаданных слов,
Женские мимолётные лица
И смутная память шагов.
15 марта 1899

Это стихотворение написано Валерием Яковлевичем Брюсовым (1873-1924), первым настоящим поэтом послереформенной капиталистической Москвы. Город, в котором многие просто живут, стал для Брюсова естественной средой обитания, источником вдохновения и темой его поэзии:

Я люблю большие дома
И узкие улицы города.
...
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие.
29 августа 1898



С.И. Светославский. Москворецкий мост, 1878. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства
На картине на переднем плане: слева - церковь Святителя Николая Чудотворца (уничтожена в 1930-х), справа - часовня Всемилостивого Спаса (снесена в 1966-м).

Художник Сергей Иванович Светославский (1857-1931) родился в Киеве в дворянской семье. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Сергей Светославский настолько успешно проходил курс обучения (1874-1882) у А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой "Из окна Московского училища живописи" (1878) порадовал не только своих учителей, но собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.
Картина имела и другое важное значение для С. Светославского: она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания: "Из окна Московского училища живописи", "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник стремился показать не только парадные виды города, напротив, его дворик несёт чувство сострадания к неустроенности городской жизни.


С.И. Светославский. Постоялый двор в Москве. (Извозничий двор в Замоскворечье), 1892. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

С конца 1883 года С.И. Светославский постоянно проживал в Киеве. В 1891-1900 годах художник был членом Товарищества передвижников. 1900-е годы стали для него временем напряженных, творческих поисков формы, способной противостоять этюдности, все более проникавшей тогда в пейзажную живопись. С.И. Светославский, также как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие художники, мечтавшие о создании "выставок нового типа", вышел из состава товарищества. Он начал экспонировать свои работы на выставках объединения "Мир искусства" (1901- 902) и "36 художников" (1902). С.И. Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х годов не позволила дальше работать художнику.

Tags: Архитектура в живописи и поэзии, Живопись, Исторические исследования, Москва
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments