moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote in architectstyle,
moscow_i_ya
moscow_i_ya
architectstyle

Categories:

"От Сокольников до парка на метро"



14 октября 1934 года состоялось первое испытание пробного поезда Московского метрополитена, состоявшего из вагонов типа "А" - примерно таких, как на фото.
Фото современное, это ретропоезд, который ходит сегодня по "красной", самой первой ветке московского метро.
Я хочу проехаться с вами по этой ветке, которая наверное всем (ну или почти всем) читателям хорошо знакома, и попробовать взглянуть на нее не как на место, где мы давимся в толчее или бежим на пересадку, а на памятник истории и архитектуры. А для этого немного окунуться в исторический контекст строительства московского метро.



В 1935 году, когда было открыто московское метро, был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была придти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»)..
В годы, когда строилось метро или немного позже, были снесены постройки старого Охотного ряда. На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (ныне Госдума). Снесены были постройки, заслонявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки (Зарядье), начат снос стен Китай-города, построены широкие мосты через Москву-реку, расширена и застроена улица Горького (Тверская). Таким образом, "Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы".

Для наглядности - улица Горького до и после реконструкции





Разработка Генплана (1931-35) и первые работы по реализации шли одновременно со строительством метро (1932-35). Фактически метро стало первым крупным завершенным проектом Генерального плана, демонстрацией новой Москвы. Отсюда - мрамор, простор, великолепие, все это общедоступно и совершенно непривычное для москвичей 1935 года.
При всем великолепии первой линии метро далеко до  более поздних станций эпохи Сталинского ампира, где много помпезных украшений, мозаик, скульптур. Они достаточно просты и гармоничны - и на мой вкус очень красивы.
Поэтому я приглашаю вас проехаться "от Сокольников до Парка на метро" вот в таком ретро-вагоне и посмотреть некоторые (не все, чтобы не надоело) станции.



Сокольники




Комосмольская




Красные ворота (которые успели побыть Лермонтовской). В оформлении - тема красных ворот.






Библиотека имени Ленина




Кропоткинская - моя любимая станция на этой линии. Изначально она называлась Дворец Советов, отсюда - праздничный белый цвет, изящные колонны, широкая платформа






Парк культуры. Приехали...





Tags: А-1 - "постконструктивизм", Метрополитен, Москва
Subscribe

  • Архитектура Соловецкого монастыря

    Шестая книга из десяти выпущенных "Советским художником" в этой серии. Художник Г.М. Манизер, 1968 год, отпечатано как всегда в Лейпциге, тираж 50…

  • Урочище Введенское-Борисовка

    Урочище Введенское-Борисовка расположено в новой Москве, в поселение Первомайское. (GPS:55.470194, 37.175589) 01 Комплекс деревянных церквей в…

  • Новоторжский кремль

    Новоторжский кремль находится в городе Торжке Тверской области в России. (GPS:57.036661, 34.955730) 01 В наше время кремль представляет собой…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments