archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

«Звезда» на Арбате - станция метро Арбатская

По детским воспоминания очень смутно помню, что как-то шел с родителями от Арбата в сторону Военторга, который был в пятидесятые годы очень хорошим магазином. И, проходя через Арбатскую площадь, отец показал мне вестибюль метро Арбатская и уточнил, что это здание в форме звезды. По правде говоря – звезды я не разглядел. Думается мне, что и сегодня мало кто догадывается, что этот скромный павильон с высоты смотрится пятиконечной звездою.

820018 Арбатская площадь.jpg Панорама Арбатской площади, 1959-1962 годы. Ориентиры здесь простые: слева полукруглая угловая часть ресторана Прага, а справа вестибюль метро Арбатская. А вот то, что видно на фото между ними – этих домов давно уже нет. Но я здесь проходил десятки раз и все это видел, и помню - и площадь без транспортного туннеля, и неторопливых пешеходов и редкие Победы, и еще более редкие Волги.

Вестибюль станции метро Арбатская возведён в 1935 году по проекту архитектора Метростроя Л.С.Теплицкого в непосредственной близости с кинотеатром «Художественный» и перед входом в Арбатский рынок, тянувшийся от Арбатской площади в глубину квартала.

Когда я решил познакомиться с историей, то здесь оказалось много интересного.
Начало строительства стации меня изумило оригинальностью подхода к организации строительных работ. Павильон начали строить внутри ангара рынка, при этом остальная часть рынка продолжала функционировать.

42949 Арбатская площадь.jpg Арбатская площадь в 1934 году. Фото Н.Грановского. В кино – Челюскин, герои Арктики.

3434 Арбатская площадь.jpg
То же место, но уже в 1935 году. И фотограф тот же. Здание рынка укоротили на несколько пролетов, и на площади воссияло невиданное сооружение – ВХОД В МЕТРО.

21869 Строительство станции метро_Арбатская_.jpg Монтаж купола вестибюля прямо внутри здания Арбатского рынка (рынок потом укоротят).

9781 Метро Арбатская и Арбатский рынок.jpg
Интересный момент – завершение строительства вестибюля. Рынок, построенный всего за три года до этого, в связи с сооружением вестибюля укоротили на одну секцию.

«С 1 октября по 1 февраля мы уложили 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки — штукатурки, плитки, мрамора и т. д. В течение января мы облицевали все пять лучей нашего большого и эффектного наземного вестибюля. Он был оформлен по проекту архитектора А. С. Теплицкого, из группы профессора Щусева. Наша станция находится близ улицы Фрунзе, где расположен Наркомат обороны Советского союза. Это обстоятельство отображено во внешности вестибюля. Ему придана форма пятиконечной звезды. В будущем, когда осуществится перепланировка Арбатской площади, пять лучей нашего вестибюля будут сиять в геометрическом центре площади»

83385 Арбатская площадь.jpg
Сквер и фонтан между двумя станциями метро с одинаковыми названиями – Арбатская

Теперь посмотрим несколько фотографий, сделанных внутри станции – вестибюль, лестницы, перронный зал:

Инт-1.jpg Интерьер «звездочки» - вестибюль наземной части здания

Инт-3.jpg
На своде действительно есть звезда. Но вряд ли кто станет её рассматривать, ведь впереди пассажира ждет целая симфония лестниц

Инт-2.jpg Особенно запоминается основная трех маршевая лестница, весьма крутая (во всех смыслах этого слова)

Инт-4.jpg На станции один (восточный) вестибюль, к которому ведёт лестница с платформы, через мостик над путями

Аналогичный мостик имеется в другом торце станции, к нему также ведёт лестница с платформы. Отделка простая и лаконичная, но украшенный кессонами потолок говорит внимательному москвичу, что отделочные работы велись уже на излете Конструктивизма, скорее это время и этот стиль можно назвать «Постконструктивизм».

«Однако там выхода в город нет, лестница упирается в закрытую дверь, за которой находятся служебные помещения станции. Планы строительства второго выхода к улице Арбат существовали с момента постройки станции. Но до сего дня так и не реализованы».

Теперь о печальном событии, которое случилось в самом начале войны…
«Рынок был в прах разметен в июле 1941 г. немецкой авиабомбой. Вообще-то бомба предназначалась не для рынка, а для Наркомата Обороны, расположенного в сотне метров правее... Это было 22 июля 41-го. Мою тётку задавили в метро на лестнице, и не только её. Паника была …»

Одна из первых бомбежек в центре Москвы вызвала страх и немыслимую панику, люди бросились спасаться в метро. Наверное - вот эти шикарные крутые лестницы и послужили причиной трагедии. Но это, подчеркиваю, только мои предположения. Уже скоро москвичи освоились с военной ситуацией и научились с ней бороться. Героическая защита нашей столицы, это отдельная тема, это подвиг, который ни один советский человек никогда не забудет.

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения уже на перегоне Арбатская - Смоленская  стала очевидной его незащищённость. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии и в том числе новая стация Арбатская, помпезная, решенная в стиле «освоения классического наследия»

Но на этом история преобразования площади не закончилась. В 1980-е годы на Арбатской площади построено огромное здание Генерального штаба Минобороны, которое поглотило в себя вестибюль новой стации Арбатская.

post-152-0-61072300-1485635684.jpg Редкая фотография запечатлела момент строительства. Кинотеатр, «старая» станция Арбатская в форме звезды, «новая» станция Арбатская (дворец с колоннами и тремя огромными арками) и площадь между ними с фонтаном. А справа виден котлован под строительство Генштаба

Инт-5.jpg
Цветовые характеристики здания за прошедшие годы несколько раз менялись. Вот на данной фотографии вестибюль покрашен в основном в красные революционные тона. Какое цветовое решение было у здания в самом начале, в 1935 году, я что-то не нашел

Screenshot_2020-03-06 super_Denis_Esakov jpg webp (Изображение WEBP, 1600 × 1200 пикселов).jpg Арбатская площадь в наши дни. Меня это фотография заинтересовала только потому, что на ней четко видна «Красная Звезда» вестибюля станции Арбатская

«Да, от старой Арбатской площади почти ничего не осталось, кроме ресторана Прага (неработающего), кинотеатра "Художественный" (тоже не работающего), памятника Гоголю (не первоначального) и вестибюля Арбатской Филёвской линии (к счастью, продолжающего выполнять свои функции)».

В прошлом году я совершил удачную прогулку по Гоголевскому бульвару. Много посмотрел, много фотографировал. Потом вернулся на Арбатскую площадь и снял вид в сторону метро. Хотя целью было запечатлеть общий масштаб площади в наши дни.

Арб-1.jpg Теперь здание окрашено в светлые тона с красными пилястрами

Сегодня станция метро Арбатская очень тихая и малолюдная. И можно неторопливо спуститься по длинной лестнице к кассам, затем спуститься на перрон и ехать домой по открытой наземной Филёвской линии. А вот подниматься по таким крутым лестницам в моем возрасте несколько тяжеловато, поэтому теперь я приезжаю на Арбат по «новой» Арбатско-Покровской линии, где есть эскалатор до уровня земли.
…………………………………………………….
В статье использованы фотографии сайта «pastvu.com», ранее он был известен как - «Фотографии старой Москвы».
В нем важны не только сами фото, но и вдумчивые комментарии коренных москвичей.
Их сведения часто бывают более верные и точные, чем в современных справочниках.
Tags: А - Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ, А-1 - "постконструктивизм", Исторические исследования, Метрополитен, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments